ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-23678/19 от 01.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

01 апреля 2019 года                                                            Дело № А56-23678/2019

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Терешенков А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ступкевич А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Северо-Западная транспортная прокуратура

заинтересованное лицо САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МОСТОТРЕСТ"

о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ

при участии

от заявителя: Жуков А.А.,  

от заинтересованного лица: Спиридонова Е.В.,  

установил:

Северо-Западная транспортная прокуратура (далее- заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением о  привлечении Санкт-Петербургское государственное учреждение «Мостотрест» (далее – заинтересованное лицо, учреждение) к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Учреждение возражает против удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Северо-Западной транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Виковича A.M. о нарушениях требований федерального законодательства при эксплуатации набережной Лейтенанта Шмидта Санкт-Петербурга и ПУС «Юный Балтиец».

Проверкой установлено, что распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.07.2017 № 518-рк на праве оперативного управления за СпбГБОУ «Мостотрест» закреплены объекты набережные (сооружения) - набережные, в том числе участок набережной реки Невы «Благовещенский мост - 23-я линия В.О.», лит. А.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о морских портах) портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.

В соответствии с дополнительным соглашением от 28.08.2017 к договору безвозмездного пользования от 02.12.2013 № 01-Б007679 (далее -Договор) СпбГАПОУ «Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина» (далее - Колледж) в безвозмездное пользование предоставлена часть площадью 55 кв.м, протяженностью 50 м (в 10 м от начала пологого спуска от 12-й линии В.О. к 14-й линии В.О.) объекта внешнего благоустройства - сооружения набережной Лейтенанта Шмидта для организации стоянки ПУС «Юный Балтиец».

Пунктом 2.2.3. Договора предусмотрена обязанность Колледжа обеспечить сохранность инженерных сетей, коммуникаций, конструктивных элементов указанного участка набережной, включая швартовые приспособления (рымы, кнехты и т.п.).

Пунктом 5 статьи 4 Закона о морских портах предусмотрено, что причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.

По смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о морских портах портовые гидротехнические сооружения являются объектами инфраструктуры морского порта.

Признание указанной набережной гидротехническим сооружением подтверждается разрешением капитана морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» на длительную стоянку ПУС «Юный Балтиец» от 23.10.2018 № 25/2018, а также ранее исследованными в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области доказательствами (дело № А56-50557/2018).

Кроме того, отнесение набережных к гидротехническим сооружениям (причалам) подтверждается пунктом 12 Обязательных постановлений в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2016 № 388 (далее - Обязательные постановления), в котором содержатся сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов и причалах приведены в главе X и приложении № 3 к Обязательным постановлениям.

Согласно приложению № 3 к Обязательным постановлениям в морском порту причалами набережной Лейтенанта Шмидта, у которых разрешена стоянка плавсредств, являются: причальная линия из шести железобетонных палов и пассажирский плавпричал.

Таким образом, часть сооружения набережной Лейтенанта Шмидта площадью 55 кв.м, протяженностью 50 м (в 10 м от начала пологого спуска от 12-й линии B.C. к 14-й линии В.О.) является портовым гидротехническим сооружением - объектом инфраструктуры морского порта «Большой порт «Санкт-Петербург», входящим в его границы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1225-р «Об установлении границ морского порта Большой порт Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург)».

По результатам проверки составлен акт проведения проверки от 22.01.2019.

Усматривая достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в нарушение исполнителем, продавцом требований технических регламентов к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации, 18.02.2019 прокурором в отношении Учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

На основании ст.23.1 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены прокурором в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Учреждения к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46,1, 20.4 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 16 Закона о морских портах наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

В силу п. 185 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (далее - Технический регламент) эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184 - 198 настоящего технического регламента.

Пунктом 184 предусмотрен ряд обязательных требований, выполнение которых обеспечивает безопасную эксплуатацию объектов инфраструктуры морского транспорта, в том числе разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта.

В силу п. 224 Технического регламента планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения.

Согласно п. 229 Технического регламента сведения о выполненных ремонтных работах объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть занесены в технический паспорт сооружения этого объекта.

Кроме того, необходимость разработки паспорта на берегозащитное укрепление, набережную предусмотрена пунктом 4.3 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Минстроя России от 29.12.95 № 17-139, согласно которому недопустимыми нарушениями режима эксплуатации берегозащитных сооружений являются, в том числе превышение установленных (паспортных) внешних нагрузок на сооружения.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.11.2006 № 1480, эксплуатация мостов и набережных - содержание (обеспечение чистоты, надлежащего физического или технического состояния и безопасности), ремонт (устранение недостатков и неисправностей, модернизация и реставрация), обследование, испытание мостов и набережных, пропуск крупногабаритных и тяжеловесных грузов по мостам и набережным.

Пунктами 2.1 и 2.2 Правил эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге предусмотрено, что эксплуатация мостов и набережных осуществляется специализированной организацией.

Задачами специализированной организации являются, в том числе обеспечение условий судоходства в соответствии с действующим законодательством; предупреждение появления, своевременное выявление и устранение неисправностей в конструкциях мостов и набережных; сохранение несущей способности конструкций мостов и набережных в течение нормативных сроков службы; ремонт мостов и набережных.

Специализированной организацией согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге признается организация, осуществляющая эксплуатацию мостов и набережных на основании государственного контракта или иного договора, заключенного с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством о размещении государственного заказа, бюджетным законодательством, если нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга не установлено иное в отношении отдельных видов работ по содержанию мостов и набережных.

Договором от 21.03.2016 № 1/16 на СпбГБОУ «Мостотрест» возложены функции надзора (технического обслуживания) за участком набережной реки Невы «Благовещенский мост - 23-я линия В.О.», лит. А.

Во исполнение указанного договора СпбГБОУ «Мостотрест» ежеквартально проводится техническое освидетельствование вышеуказанного участка набережной, что подтверждается полученными в ходе проверке актами.

Пунктом 5.2 Правил эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге предусмотрено, что физические и/или юридические лица, использующие предоставленные им в установленном порядке набережные для размещения грузовых площадок обязаны не допускать перегрузки набережных (включая спуски), соблюдать технические условия, выданные специализированной организацией.

Из вышеизложенного следует, что СпбГБУ «Мостотрест» в отношении набережных Санкт-Петербурга, закрепленных за Учреждением распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.07.2017 № 518-рк, выполняет функции специализированной организации в отсутствие действующего договора с иной организацией, заключенного с Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, следовательно, несет ответственность за их эксплуатацию в полном объеме.

Утверждение об отсутствии в Уставе СпбГБУ «Мостотрест», утвержденном распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга 21.12.2015 (далее - Устав), обязанности по поддержанию надлежащего технического состояния набережных опровергается имеющимися материалами.

Согласно п. 2.3.4 Устава СпбГБУ «Мостотрест» для достижения уставных целей учреждение осуществляет согласование проведения работ, которые влияют или могут повлиять на состояние искусственных дорожных сооружений и набережных.

Проверкой установлено, что договор аренды между Колледжем и СпбГБОУ «Мостотрест» отсутствует, обязанность проведения мониторинга, обследования и разработки технического паспорта участка набережной Лейтенанта Шмидта Колледжу не вменялась, причал во владении, а также на балансовом учете Колледжа не находится.

Согласно вышеуказанным требованиям законодательства обязанность по разработке и ведению технического паспорта гидротехнического сооружения, выполнению мероприятий, предусмотренных Техническим регламентом, возложена на эксплуатирующую организацию - СпбГБОУ «Мостотрест».

Вместе с тем установлено, что технический паспорт на гидротехническое сооружение (участок набережной Лейтенанта Шмидта) не разработан, вышеуказанные мероприятия не выполняются, что является нарушением требований Технического регламента.

Таким образом, вышеперечисленные нарушения образуют в действиях юридического лица - СпбГБОУ «Мостотрест» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение соответствующих норм и правил и недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доказательств невозможности исполнения учреждением требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду также не представлено.

Нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Срок давности привлечения предпринимателя  к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и считает необходимым назначить  наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в размере 100 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Привлечь Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Мостотрест» (195279, г.Санкт-Петербург, пр. Индустриальный, д.42, ИНН 7806215195, ОГРН 1157847455402, дата регистрации:30.12.2015) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель - УФК по Санкт-Петербургу (Северо-Западная транспортная прокуратура л/сч 04721860440) 

ИНН 7838385841

КПП 783801001

р/с 40101810200000010001

БИК 044030001

Банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России г. Санкт-Петербург

КБК 415 116 900 100 16000 140

Код ОКТМО 40303000

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

   Судья                                                                                      Терешенков А.Г.