ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-23758/15 от 15.06.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 июня 2015 года                                                              Дело № А56-23758/2015

Резолютивная часть решения объявлена июня 2015 года . Полный текст решения изготовлен июня 2015 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Семеновой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Эксиджен Сервисис"

заинтересованные лица

1.Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу

2.Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения от 30.12.2014 №04/165 в части привлечения к налоговой ответственности в размере 15 559 097 руб., а также об уменьшении размера суммы взыскиваемых штрафных санкций до 5 000 000 руб.

при участии

от заявителя: представитель ФИО1 доверенность от 22.05.2015;

генеральный директор ФИО2,

от заинтересованных лиц:

1.представитель ФИО3, доверенность от 18.02.2015;

1.представитель ФИО4, доверенность от 12.01.2015;

2.представитель Кубанских И.Ю., доверенность от 02.12.2014;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эксиджен Сервисис" (далее – Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, налоговый орган) от 30.12.2014 №04/165 в части привлечения к налоговой ответственности в размере 15 559 097 руб., а также об уменьшении размера суммы взыскиваемых штрафных санкций до 5 000 000 руб.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал заявленное требование в полном объеме.

Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования.

Заслушав доводы сторон и рассмотрев представленные материалы, суд установил, что:

- Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.08.2012г. по 31.08.2014г., о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 26.11.2014 №04/131;

- в ходе проверкой было установлено неперечисление Обществом в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 54 049 210 руб. и в соответствии с нормами действующего налогового законодательства Обществу было предложено перечислить суммы удержанных, но не перечисленных налогов в сумме 54 049 210 руб., начислены пени в сумме 9 465 502 руб., а также штраф, предусмотренный ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неправомерное неудержание и (или) неперечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога на доходы физических лиц, в размере 15 559 097 руб., о чем вынесено решение №04/165 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.12.2014;

- Общество, не согласившись с решением № 04/165, обратилось с апелляционной жалобой № 17 от 10.02.2015г. в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу;

- 05.03.2015 за № 16-13/09483 Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу принято решение, согласно которому апелляционная жалоба ООО «Эксиджен Сервисис» оставлена без удовлетворения;

- Общество, не согласившись с вынесенным решением Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности в размере 15 559 097 руб. обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просит  уменьшить размер  суммы взыскиваемых штрафных санкций до 5 000 000 руб.;

- в соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений идействий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- согласно пп.4 п.5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения;

- в силу п. 3 ст. 112 НК РФ смягчающими обстоятельствами могут быть признаны, иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность;

- в соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций;

- согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чемв два раза по сравнениюс размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ;

- арбитражный суд, считает возможным снизить размер  суммы взыскиваемых штрафных санкций   в силу следующего:

- из материалов дела, следует, что 70% расходов организации составляет заработная плата сотрудников, налоги и страховые взносы от фонда заработной платы. Сумма расходов по ФОТ покрывается из выручки, 10 % от выручки затраты на аренду офиса, 5 % от выручки обновление ОС организации, без приобретения которого в принципе не возможно дальнейшее осуществление деятельности организации;

- нормальную финансово хозяйственную деятельность компании, в проверяемом периоде, постоянно усугубляла ситуация в которой крупнейшие заказчики, вследствие своих трудностей, выполняли свои обязательства по оплате выполненных работ с большим опозданием. Дебиторская задолженность контрагентов передкомпанией в проверяемом периоде постоянно возрастает и составляет в структуре баланса более 95%;

- в рамках реализации директивных рекомендаций указанных Правительством Российской Федерации для негосударственных компаний по публичным, социально значимым для государства в целом и для Северо-Западного региона в частности проектам, Организация регулярно исполняет свою безусловную обязанность перед обществом по следующим направлениям:

- помощь детским домам,которая выражается в бесплатной передачи компьютеров для детей с ограниченными способностями, помощи в обучении их ИТ специальностям, сбор и передача денежных средств на осуществление деятельности детских домов (Обществом и сотрудниками получены сертификаты, благодарности и пр. документы подтверждающие его активную роль в этом направлении);

- организация реализует обучающую Университетскую программу с ведущими университетами страны, позволяющею обеспечивать практическую подготовку студентов с целью соответствия из мировым стандартам, в т.ч. и в виде проведения летних практик для студентов полностью за счет компании;

- Общество постоянно привлекает для стажировок студентов с выплатой им заработной платы - затраты компании на университетскую программу и стажировки студентов составила 1 629 444 руб. 96 коп.;

- Общество обеспечивает обучение персонала современным технологиям и средствам разработки. Значительная часть обучения делается силами отдела обучения и внутренними тренерами компании. Однако нам приходится использовать и специализированные центры обучения, чтобы обучать сотрудников новейшим технологиям ведущих мировых производителей программного обеспечения, чтобы обеспечивать требуемый рост производительности труда и конкурентоспособность наших сотрудников на мировом рынке; затраты компании на внешнее обучение сотрудников в проверяемом периоде составляют 916 502 руб. 25 коп.;

- кроме этого, несвоевременное перечисление удержанного из дохода физического лица НДФЛ компенсируется начислением пеней, в связи, с чем снижение суммы штрафа не наносит ущерба бюджету (правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О);

- также обстоятельством смягчающим ответственность Общества, является факт полного признания им несвоевременности перечисления НДФЛ в бюджет Российской Федерации;

- все поименованные выше обстоятельства указывают, в том числе и на отсутствие умысла Общества по неуплате НДФЛ;

- вместе с тем,  взыскание всей сумма штрафных санкций налоговым органом, существенно ухудшит финансовое положение общества и вынудит Общество сократить финансирование программ обучения персонала новейшим технологиям разработки, что приведет к сокращению объемов новых работ и, как следствие, к снижению всех платежей в бюджет в будущем;

- взыскание всей сумма штрафных санкций налоговым органом, существенно ухудшит финансовое положение общества и вынудит Общество провести ряд негативных социальных мероприятий, а именно, сократить количество нанятого персонала, что в свою очередь негативно скажется на возможности общества выполнять свои обязательства по контрактам и может привести к банкротству организации. Общество будет вынуждено сократить финансирование Университетской программы или закрыть ее совсем, что явно не будет способствовать развитию ИТ-кластера в Санкт-Петербурге;

- также в проверяемом  периоде, в связи с тяжелым финансово-экономическим  положением, Обществом был получен кредит в размере 25 992 392 руб. 87 коп. со сроком погашения 28.10.2014г., который несмотря на прилагаемые усилия Общество смогло погасить только 29.12.2014г.;

- согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации  от 15.07.1999 N 11-П, от 12.05.1998 N 14-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам. Налоговая ответственность должна быть соразмерной конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния, то есть быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкций с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств;

- в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от 14.07.2005 N 9-П при рассмотрении вопроса о налоговой ответственности необходимо придерживаться таких принципов, как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость, а также вытекающих из ст. ст. 6, 19, 55 и 57 Конституции РФ принципов налогообложения, таких как юридическое равенство налогоплательщиков, всеобщность и соразмерность налогообложения, равное налоговое бремя;

- в соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 п. 19 и Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, государственный орган при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой гл. 16 НК РФ;

- тяжелое финансово-экономическое положение организации прямо не названо в п. 1 ст. 112 НК Российской Федерации, вместе с тем перечень смягчающих ответственность обстоятельств, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим;

- таким образом, применение налоговых санкций не должно ставить налогоплательщиков в необоснованно тяжелое материальное положение, влечь прекращение ими предпринимательской деятельности, а также иным образом сверх необходимости ущемлять их права и законные интересы;

- согласно   п.  3 ст. 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ;

- с учетом вышеизложенного, арбитражный суд считает возможным снизить размер санкции в части привлечении к налоговой ответственности в два раза, в сумме превышающем 7 779 548 руб. 50 коп.;

- при подаче заявления в суд Обществом была излишне уплачена государственная пошлина, которая подлежит возврату.

Руководствуясь статьей 167, п. 2 ст. 176, ст. 201, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу от 30.12.2014 №04/165 в части привлечения к налоговой ответственности в размере, превышающем 7 779 548 руб. 50 коп.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эксиджен Сервисис» 3000 руб. расходов по государственной пошлине.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Эксиджен Сервисис» справку на возврат 3000 руб. государственной пошлины по делу, уплаченной 09.04.2015г.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                          Семенова И.С.