Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 августа 2009 года Дело № А56-24004/2009
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2009 года. Полный текст решения изготовлен 18 августа 2009 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Троховой М.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ухановой В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Лика"
заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №4 по Ленинградской области
о признании незаконным постановления от 30.03.2009 №44
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 08.04.2009 №1
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 12.01.2009 №03-07/95
установил:
ООО "Лика" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России №4 по Ленинградской области (далее – Инспекция) от 30.03.2009 №44.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, представитель Инспекции просил отказать в их удовлетворении, по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
На основании поручения от 05.03.2009 № 44 Инспекцией была проведена проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовых машин (далее – ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов, а также контроль за полнотой учета выручки, правильности выдачи чека в магазине, расположенном по адресу: г.Лодейное поле, пр.Ленина, д.40.
В ходе проверки кассовых документов и фискальных отчетов Общества за период с 03.02.2009 по 02.03.2009 Инспекцией было установлено превышение выручки фискальных отчетов по сравнению с данными бухгалтерского учета (данными Дб50) на 2398 руб. 12 коп. Кроме того, установлено ежедневное неполное оприходование выручки за проверяемый период.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 16.03.2009 № 44 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Инспекции от 30.03.2009 N 44 Общество признано виновным в нарушении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций) и Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), в связи с чем привлечено к административной ответственности в виде 40000 руб. штрафа на основании статьи 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд считает, что требования Общества подлежат удовлетворению.
Статьей 15.1 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов с другими юридическими лицами сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения образует неоприходование в кассу денежной наличности.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу является превышение фискальных данных отчетов ККМ над данными бухгалтерского учета.
В ходе производства по делу об административном правонарушении у Общества не запрашивались регистры бухгалтерского учета по счету 90-1 "Выручка".
Расхождение между данными фискальных отчетов ККМ и оборотами по счету 90-1 "Выручка" Инспекцией не устанавливалось.
Согласно пункту 6.1 Типовых правил кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора.
Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста".
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте.
Из материалов дела следует, что выручка Общества за проверяемый период ежедневно отражалась в журнале кассира-операциониста (л.д.73-82), показания которого соответствуют данным фискальных отчетов ККМ.
Факт искажения учета поступивших в кассу наличных денежных средств, следствием которого является сокрытие от налогообложения, по материалам дела судом не установлен.
Как следует из пояснений представителя Общества (л.д.87-88), выявленные Инспекцией расхождения являются результатом использования Обществом в работе на операционных кассах разменного фонда. Разменный фонд не сдается в централизованную кассу Общества, а остается в операционной кассе. Использование разменного фонда документально отражается в журнале кассира-операциониста, который ведется отдельно по каждой кассе; в столбце 2 указанного журнала указывается остаток разменного фонда на начало дня, а в столбце 17 – остаток разменного фонда на конец дня.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (в том числе разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, под роспись).
В соответствии с пунктами 22, 23, 24 Порядка ведения кассовых операций в кассовой книге должны учитываться поступление и выдача денежной наличности.
Однако факт нарушения порядка поступления в кассу и выдачи из кассы разменного фонда не расценивается судом в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрено, в связи с чем уплаченная Обществом государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России №4 по Ленинградской области от 30.03.2009 №44 о назначении ООО "Лика" административного наказания.
Возвратить ООО "Лика" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную платежным поручением от 10.04.2009 № 0360.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Трохова М.В.