Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 июня 2021 года Дело № А56-24129/2021
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудрявцевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
акционерного общества высоковольтного оборудования «Электроаппарат» (ИНН <***>)
кСеверо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об изменении постановления от 11.03.2021 №11-589-545/ПС в части размера наказания
при участии
от заявителя – не явился, извещен
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 03.12.2020
установил:
Акционерное общество высоковольтного оборудования «Электроаппарат» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об изменении постановления Северо-Западного Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) от 11.03.2021 №11-589-545/ПС в части размера наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направил своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель Управления против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 03.02.2021 №11-589/РК была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества по контролю (надзору) на объекте: Площадка участка гальванического производства, рег. №А19-00600-0010, III класс опасности.
В ходе проверки Общества выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанного производственного объекта, а именно:
1) не аттестован на знание общих требований промышленной безопасности генеральный директор Общества ФИО2 (т.е. нарушена ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ);
2) в сведениях, характеризующих опасный производственный объект Площадка участка гальванического производства (рег. №№А19-00600-0010, дата регистрации: 31.05.2012) не внесены: - сведения о горючих жидкостях (керосин, бензин), используемых на опасном производственном объекте; - техническое устройства, применяемые на опасном производственном объекте, а именно: ванна травления, ванны обезжиривания (т.е. нарушены п. 1,5 ст. 2 Закон № 116-ФЗ, раздел II «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства, о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденный приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 (далее – Требования №471);
3) в производственных помещениях (помещениях линии серебрения, линии олово-висмут, участка травления цветных металлов, участка фосфатирования, линии травления черных металлов, линии цинкования – местах, где проводят работу с химически опасными веществами), хранилищах химически опасных веществ (склад кислот), отсутствуют средства оказания первой помощи пострадавшим в случае аварийной ситуации (душ или ванна самопомощи, раковина самопомощи) (т. е. нарушен п. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, п. 222 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2020 №500 (далее – Правила №500);
4) Выработало срок безопасной эксплуатации оборудование опасного производственного объекта, входящее в состав гальванических линий – гальванические ванны обезжиривания, промывки (т.е. нарушен п. 2 ст. 7 Закона №116-ФЗ, п. 126 Правил №500);
5) не проведены проверки комиссией КПК в рамках производственного контроля в 2020 году, проведение которых предусмотрено требованиями Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Общества, утвержденных генеральным директором ФИО2 (т.е. нарушена ч. 1 ст. 11 Закона №116-ФЗ);
6) Отсутствуют в плане локализации и ликвидации аварийных ситуаций аварийные ситуации, связанные ЛВЖ, используемыми в технологическом процессе. Не обеспечена готовность организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций, связанных с разливом и (или) возгоранием ЛВЖ (керосина и др. используемых для промывки нефтепродуктов) (т.е. нарушена ст. 10 Закона №116-ФЗ);
7) не указаны инвентарные номера ванн, в которых осуществляется процесс, в технологических картах, в соответствии с которыми осуществляется нанесение гальванических покрытий (№№6, 7, 13-16, 18, 20, 28, 33-35) в соответствии с требованиями технологических карт (т. е. нарушен п. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, п. 29, 49 Правил №500);
8) не проведены периодические аэродинамические испытания систем вентиляции в соответствии с требованиями инструкции – не реже 1 раз/3года (т.е. нарушен п. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, пункт 157 Правил №500);
9) вытяжная вентиляционная установка ванн 91-92 имеет недопустимую вибрацию (т. е. нарушен п. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, п. 147 Правил №500);
10) отсутствуют поддоны, вместимость которых достаточна для содержания одного аппарата максимальной емкости в случае его аварийного разрушения под гальваническими ваннами объемом 1000 литров и более для использования кислот или щелочей (ванна травления инв №1730201, ванна анодированная инв. №17622, ванны серебрения, ванна предварительного серебрения). Высота защитного ограждения каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости (т.е. нарушен п. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ, п. 267 Правил №500);
11) допускается использование в качестве крышек на ванны самодельных конструкций, не обеспечивающих безопасность персонала (т.е. нарушен п. 127 Правил №500);
12) не устранены дефекты здания гальванического участка цеха №6, выявленные при проведении экспертизы промышленной безопасности рег. №19-ЗС-07716-2019, проведенной в 2019 году. Полы гальванического участка на участке фосфатирвания, травления цветных металлов, линии серебрения, линии олово-висмут имеют разрушения кислотостойкого покрытия (т.е. нарушен п. 2 ст. 3 Закона №116-ФЗ, ст. 8 Федерального закона №84-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент);
13) обслуживание гальванических ванн, в которых используются окисляющие вещества, осуществляется с горючих деревянных настилов, не предусмотренных проектной и иной документацией (т.е. нарушен п. 2 ст. 3 Закона №116-ФЗ, ст. 8 Технического регламента).
По данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 24.02.2021 №11-589-502/ПТ по части 1 статьи 9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
11.03.2021 Управлением вынесено постановление №11-589-545/ПС по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Общество, не согласившись с назначенным наказанием в виде административного штрафа по постановлению Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе №116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона №116 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. (пункт 5 Закона №116-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 названного закона определено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу абзаца 9 пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 7 Закона № 116-ФЗ установлено, что, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 10 Закона №116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
Раздел IIТребований №471 устанавливает общие требования к идентификации опасных производственных объектов.
Согласно пункту 8 Требований №471 при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
- проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
- обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
- декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
- технологических регламентов (при наличии);
- генерального плана расположения зданий и сооружений;
- сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, применяемые на объекте;
- данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
В силу пункта 9 Требований №471 на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
В соответствии с пунктом 29 Правил №500 ведение технологических процессов осуществляют в соответствии в соответствии с технологическими регламентами, утвержденными организацией, эксплуатирующей ХОПО.
Технологический регламент - основной технический документ, определяющий оптимальный технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса, обеспечивающий выпуск продукции требуемого качества, безопасные условия эксплуатации производства. Технологический регламент разрабатывают на основании документации на ХОПО.
Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию, документацию на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ХОПО.
Внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.
Пунктом 49 Правил №500 установлено, что описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и заканчивая отгрузкой готового продукта. В описании указываются:
технологические параметры процесса (нормы), влияющие на условия взрыво- и (или) химической безопасности, значения которых установлены разработчиком процесса и (или) проектными решениями. Параметры процесса (нормы), влияющие на качество продукции, энергоэффективность процесса, экологические нормативы, приводятся в описании по усмотрению разработчика регламента. Способ группировки параметров (по аппаратам, блокам) устанавливается разработчиком регламента;
используемое основное оборудование;
системы регулирования, сигнализаций и блокировок технологических параметров, системы противоаварийной защиты;
ссылки на чертеж технологической схемы, включенной в состав регламента.
В случае, если на подготовку сырья имеется специальный регламент (рецептура), то при описании технологической схемы на него делается ссылка.
Названия оборудования, трубопроводов, стадий процесса приводятся в соответствии с названием в паспорте на оборудование или технической документацией и остаются неизменными по всему тексту регламента.
Раздел V Правил №500 содержит в себе требования безопасности к аппаратурному оформлению технологических процессов химически опасных производственных объектов
Так в соответствии с пунктом 126 Правил №500 для технологического оборудования, машин и трубопроводной арматуры устанавливают назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должна указывать организация-изготовитель в паспортах оборудования, машин и трубопроводной арматуры. Для технологических трубопроводов разработчик документации на ХОПО устанавливает назначенный срок службы, что должно быть отражено в документации и внесено в паспорта трубопроводов.
Обслуживание, эксплуатация, ревизия (освидетельствование) трубопроводов, запорной арматуры и предохранительных клапанов осуществляются в соответствии с проектом.
Порядок и периодичность ревизии (освидетельствования) трубопроводов, запорной арматуры и предохранительных клапанов указываются в технической документации изготовителем.
Продление срока безопасной эксплуатации технологического оборудования, машин, трубопроводов и трубопроводной арматуры, выработавших назначенный срок службы, осуществляют в порядке, установленном требованиями в области промышленной безопасности.
Машины и оборудование, сосуды и другие составляющие объектов ХОПО, на которые распространяется действие технических регламентов, должны соответствовать требованиям данных технических регламентов (пункт 127 Правил №500).
В силу пункта 147 Правил №500 за уровнем вибрации должен быть установлен периодический или постоянный приборный контроль в объеме, установленном изготовителем оборудования.
Согласно пункту 157 Правил №500 технические устройства ХОПО должны проходить испытания и приемку, ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, периодическое диагностирование, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения в соответствии с требованиями Правил и обеспечивать при аварийных режимах заданные параметры.
В соответствии с пунктом 222 Правил №500 Работы с химически опасными веществами необходимо проводить с применением средств индивидуальной защиты. В производственных помещениях, хранилищах химически опасных веществ, местах, где проводят работу с химически опасными веществами, следует иметь аварийный комплект средств индивидуальной защиты, а также средства для локализации аварийной ситуации и оказания первой помощи пострадавшим в случае аварийной ситуации (душ или ванна самопомощи, раковина самопомощи).
Пункт 267 Правил №500 устанавливает, что емкостное оборудование для использования кислот и (или) щелочей объемом 1000 л и более должно быть оснащено поддонами, вместимость которых достаточна для содержания одного аппарата максимальной емкости в случае его аварийного разрушения. Высота защитного ограждения каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости.
Поддоны и площадки с бортами должны быть оснащены стационарными или передвижными устройствами для удаления аварийных проливов и их дальнейшей нейтрализации. Поддоны для открытых складов без сливов в специальную канализацию организации должны быть дополнительно защищены от атмосферных осадков.
Главой 2 Технического регламента установлены общие требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Согласно статье 8 Технического регламента, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования:
1) сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара;
2) ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара;
3) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения;
4) эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
5) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения;
6) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
7) возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Из представленных в материалы дела протокола от 24.02.2021 №11-589-502/ПС, постановления от 11.03.2021 №11-589-545/ПС следует, что Обществом были нарушены вышеперечисленные положения Закона №116-ФЗ, Требований №471, Правил №500, Технического регламента.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и вины Общества в их совершении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Таким образом, Управлением сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Между тем суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с указанной частью размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 указанной статьи). Назначенный заявителю административный штраф, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями.
В связи с изложенным, суд считает возможным снизить сумму штрафа до 100 000 рублей.
Наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Изменить постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2021 №11-589-545/ПС, снизив размер штрафа до 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.