Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
23 апреля 2012 года Дело № А56-24392/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Суворова М.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сундеевой М. В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ООО «ЮПМ-Кюммене Чудово» (адрес: 174210, Новгородская обл., г.Чудово, ул. Державина (представитель ФИО1); 192019, Россия, Санкт-Петербург, ул.Хрустальная д.27, оф.15);
ответчик: ОАО «Российские железные дороги» (адрес: РОССИЯ, Москва, ул. Басманная, д.2; 190013, РОССИЯ, Санкт-Петербург, Подъездной пер., д.1, ОГРН: <***>);
о взыскании 42.503 руб. 04 коп.
при участии
- от истца: представителя ФИО1 (доверенность от 25.01.2011 г.)
- от ответчика: представителя ФИО2 (доверенность от 05.12.2011 г.)
установил:
Истец - Общество с ограниченной ответственностью «ЮПМ - Кюммене Чудово» обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Октябрьские железные дороги» о взыскании в порядке ст. 49 АПК РФ 42.503 руб. 04 коп. пени за просрочку доставки порожних вагонов, а также 8.000 руб. судебных издержек на оплату услуг адвоката.
Как установлено материалами дела, пояснениями сторон, в соответствии с ранее заключенными договорами ООО «ЮПМ-Кюммене Пестово» (правопредшественник истца) произвело поставку лесоматериалов грузополучателю UPM-KymmeneOYJMETSA (Финляндия). Перевозку груза осуществляло ОАО «Российские железные дороги» (далее – Железная дорога) в вагонах 59593194; 59594796, 59594390, 59610196, 59592493, 59592196, 59591693, 59456095, 59591198, 59458893, 59594291, 59164160, 59593392, 59459099, 59590794, 59591099, 59594093, 59610691, 59591594, 59592998, 59593699, 59593996, 59165217, закрепленных за ООО «ЮПМ-Кюммене Пестово» и приписанных к ж. д. станции Пестово Октябрьской железной дороги. По железнодорожным накладным № 712401, 711974, 711975, 711972, 711977, 711978, 711979, 712046, 712045, 711976, 707834, 706208, 707835, 709559, 707735, 707734, 707733, 707732, 707731, 707973, 706203, 706202, 706201, 706205 порожние вагоны были возвращены ответчиком на ст. Пестово с просрочкой от 1 до 3 дней при этом со станции отправления Imatrankoski в Финляндии вагоны были отправлены 05.06.2010г., 07.06.2010г., 09.06.2010г., 15.06.2010г., 24.06.2010г., 29.06.2010г. и в этот же день пересекли таможенную границу в районе пограничного перехода Светогорск. ООО «ЮПМ-Кюммене Пестово» направило ответчику претензию исх. № 67 от 13.07.2010 года на сумму 50.624 руб. 64 коп. которая рассмотрена ответчиком и оставлена без удовлетворения извещением №НФПР-3/Б-609 от 02.12.2010 года со ссылкой на параграф 2 ст.33 Соглашения о Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении, согласно которого претензии должны заявляться по каждой отправке отдельно.
Отказ ответчика от уплаты неустойки явился основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно ст. 13 Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее – Условия перевозок) для перевозок грузов, перевозимых грузовой скоростью повагонными или контейнерными отправками на каждые 200 тарифных километров в пределах каждой железной дороги составляет 1 сутки. Кроме этого срок увеличивается на 1 сутки на операции связанные с приемом и выдачей груза. Однако в соответствии с параграфом 2 этой же статьи срок доставки груза исчисляется по каждой дороге отдельно только в том случае, если отправитель груза распорядился произвести перевозку на одной железной дороге грузовой скоростью, а на другой - большой скоростью.Согласно параграфа 5 ст. 14 Российско-Финляндского соглашения срок доставки считается выполненным на Железной дороге, если до истечения установленного срока доставки на станции назначения груз выгружен средствами железной дороги или вагон подан железной дорогой под выгрузку средствами получателя. Согласно штемпелей ответчика, проставленных на ж.д.накладных, срок доставки груза был просрочен по каждой перевозке на 1-3 суток т.е более 4/10 общего срока доставки. В соответствии со ст.32 Условий перевозки за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает лицу, имеющему право распоряжения грузом, возмещение исходя из провозной платы за перевозку по той железной дороге, которая допустила просрочку в размере 30% провозной платы при просрочке более 4/10 общего срока доставки.
Кроме того, 01.04.2009 года между ООО «ЮПМ-Кюммене Пестово» и ОАО «Российские железные дороги» был заключен договор № 542/9 на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования при станции Пестово Октябрьской железной дороги с подачей и уборкой вагонов локомотивом перевозчика. Параграфом 1 указанного договора предусмотрено что подача, расстановка на места погрузки и выгрузки и уборка вагонов с ж.д. пути не общего пользования осуществляется локомотивом перевозчика. Подача и уборка вагонов производится по уведомлению круглосуточно. Таким образом, прибытие вагонов на станцию назначения и подача уведомления об этом еще не означает, что перевозчиком соблюден срок доставки, поскольку выдача оригинала накладной и груза фактически произошли в более поздние сроки.
29.11.2010 года Межрайонной инспекцией ФНС №6 по Новгородской области в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО «ЮПМ-Кюммене Пестово» в связи с реорганизацией за №2105336014628, о чем выдано свидетельство 53 №001120542. и внесена запись о реорганизации в форме присоединения за №2105336014639, о чем выдано свидетельство 53№001120543.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указал, что, в силу того, что груз следовал по территории двух железных дорог (Финляндии и Российской Федерации), то при определении общего срока доставки груза в расчете необходимо учитывать и срок, и расстояние, пройденное по каждой железной дороге в отдельности, с учетом положений п. 2 ст. 13 Условий перевозок, т.о. расчет пени противоречит указанной норме.
Согласно уточненному расчету истца, пени за просрочку доставки порожних вагонов составили 42 503 руб. 04 коп.
Согласно части первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта РФ вследствие не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком.
Пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 30 от 06.10.2005 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» указано, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 6.7 Правил № 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил (в том числе по причине занятости фронтов выгрузки), и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 (далее - Правила № 45), при составлении перевозчиком акта общей формы в пути следования на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
Спорные железнодорожные накладные не содержат отметок о составлении актов общей формы, на которые ссылается ответчик в своем отзыве на иск. При таких обстоятельствах данные акты общей формы не является доказательством правомерности увеличения срока доставки груза, поскольку перевозчиком нарушен порядок удостоверения задержки вагона в пути следования, установленный Правилами № 25 и 47. Суд находит обоснованным представленный истцом уточненный расчет пеней.
Для подготовки искового заявления и ведения дела в Арбитражном суде истец заключил соглашение на оказание адвокатских услуг №16-78/3928-11 от 21.03.2010 года, согласно которого оплатил услуги адвоката в размере 8.000 рублей.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца 8.000 рублей расходов на оплату услуг представителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЮПМ-Кюммене Чудово» 42.503 руб. 04 коп. пени, 8.000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 2.025 руб. расходов по оплате госпошлины.
Выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 АПК РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после вынесения.
Судья Суворов М.Б.