ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-24555/15 от 02.07.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 июля 2015 года                                                                            Дело № А56-24555/2015

Резолютивная часть решения объявлена   июля 2015 года .

Полный текст решения изготовлен   июля 2015 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Синицына Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Седуновой А.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Закрытое акционерное общество "Газпромнефть-Аэро",

заинтересованное лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга;

об оспаривании решения

при участии:

- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.12.2014 № 174, ФИО2 по доверенности от 05.05.2015 № 40,

- от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности о т 04.02.2015 № 02-02/219,

установил:

Закрытое акционерное общество «Газпромнефть-Аэро» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 21.01.2015 № 088 011 15 РВ 0000064.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Управлением в период с 15.10.2014 по 11.11.2014 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Обществом за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки 11.12.2014 составлен акт выездной проверки № 088 011 14 АВ 0003650, согласно которому Обществом в проверяемом периоде не исчислены взносы предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ):

1.с суммы выплаченного выходного пособия сотрудникам, уволенным по соглашению сторон, в результате занижения облагаемой базы составило 3 955 600 рублей;

2.на оплату 6 дней дополнительного отпуска на обустройство, предоставляемого работникам в связи с их переездом на работы в другую местность, в результате занижения облагаемой базы составило 3 669 106 рублей 15 копеек.

Всего по результатам проверки выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 762 470 рублей 63 копейки, образовавшаяся за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, в том числе в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 762 470 рублей 63 копейки.

Управлением 21.01.2015 вынесено решение № 088 011 15 РВ 0000064, согласно которому:

1.Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базу для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействий) в виду штрафа в размере 152 494 рублей 13 копеек;

2.начислены пени по состоянию на 21.01.2015 в размере 137 664 рублей 55 копеек;

3.предложено уплатить недоимку в сумме 762 470 рублей 63 копейки.

Не согласившись с вышеуказанным решением Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения.

По эпизоду, связанному с начислением страховых взносов на выплату пособий при увольнении сотрудников по соглашению сторон, судом установлено следующее.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Случаи назначения и размер выходных пособий при расторжении трудового договора предусмотрены статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В частности статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТК РФ) или сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, в случае расторжения трудового договора по основаниям, указанным в части 3 статьи 178 ТК РФ, выходное пособие выплачивается работникам в размере двухнедельного среднего заработка.

Одновременно с этим частью 4 статьи 178 ТК РФ установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Пункт 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При этом должны быть выполнены следующие условия:

1) выплаты должны быть установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления;

2) выплаты должны носить компенсационный характер;

3) выплаты должны производиться в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) выплаты должны быть связаны с одним из указанных в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ оснований.

На основании подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 84, 178, 296, 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Следовательно, компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, подлежит обложению страховыми взносами.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2014 N 306-КГ14-126.

При таких обстоятельствах произведенные Обществом выплаты выходных пособий при увольнении работников по соглашению сторон подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, следовательно, оспариваемое решение в части вышеуказанного эпизода отмене не подлежит.

По эпизоду, связанному в начислением страховых взносов на оплату 6 дней дополнительного отпуска на обустройство, предоставляемого работникам в связи с их переездом в другую местность, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статья 9 Закона № 212-ФЗ содержит перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе с переездом на работу в другую местность.

В соответствии со статьей 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы:

1) по его переезду, переезду членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

2) по обустройству на новом месте жительства.

При этом в силу части 2 статьи 169 ТК РФ размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

В соответствии с определением, приведенным в статье 164 ТК РФ, денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, признаются компенсациями, то есть не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. При этом понятие «затрат» трудовое законодательство не раскрывает, в связи с чем каких-либо ограничений на толкование данного понятия законом не установлено. Следует отметить, что затраты работника, которые компенсируются работодателем в рассматриваемом случае, включают в себя как минимум затраты времени, необходимого на обустройство на новом месте жительства и на отдых, необходимый работнику ввиду переезда и обустройства.

В целях установления процедуры предоставления компенсаций и гарантий, порядка возмещения расходов работников и членов их семей при переезде на новое место работы в г. Санкт-Петербург Обществом утвержден соответствующий порядок, который устанавливает принципы и процесс возмещения расходов работников Общества при переезде.

Разделом 6 «Порядка предоставления компенсаций при переводе работников ЗАО «Газпромнефть-Аэро» из г. Москвы в г. Санкт-Петербург» (утвержденного приказом Общества от 16.10.2012 № 407-П) и соглашениями к трудовым договорам с работниками предусмотрены предоставление работнику отпуска для обустройства на новом месте жительства и его оплата.

Предоставление данного отпуска носит социально-компенсационный характер, так как предоставляется на основании статьи 169 ТК РФ.

Основанием для предоставления отпуска для обустройства на новом месте жительства является заявление работника. При этом важно отметить, что особый характер предоставляемого отпуска и его компенсационной природы, не связанной с режимом работы работников, подтверждается также и предусмотренным Обществом порядком его оплаты.

В силу статьи 114 ТК РФ отпуска, как основной, так и дополнительный, оплачиваются из расчета среднего заработка, исчисление которого производится в соответствии со статьей 139 ТК РФ и Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Согласно пункту 5 указанного Положения ряд периодов времени, а также начисленные за это время суммы подлежат исключению из расчетного периода при исчислении среднего заработка. Из изложенного следует, что в некоторых случаях средний заработок составляет суммы, значительно меньшие, чем суммы оплаты работнику исходя из его должностного оклада (тарифной ставки). Ввиду чего, оплат работнику спорных дней по среднему заработку могла привести к уменьшению дохода работника и, как следствие, к ущемлению его прав. Обществом в данном случае произведена оплата не из расчета среднего заработка, а исходя из должностного оклада работника, обеспечивая равенство прав всех работников в связи с его переездом.

В данном случае возможность выплаты соответствующей компенсации в указанном размере допускается и Постановлением Совмина СССР от 15.07.1981 № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» (далее - Постановление № 677), согласно подпункту "д" пункта 1 которого работникам, переехавшим в связи с переводом их на работу в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению), выплачиваются компенсации и предоставляются гарантии по оплате дней сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более 6 дней, а также за время нахождения в пути.

Пунктом 1 Постановления № 677 установлены выплаты компенсаций и предоставление гарантий «...при переводе работников на другую работу или при направлении в порядке распределения на работу лиц, окончивших аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, когда это связано с переездом в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению)...».

Из вышеуказанного следует, что работодатель обязан предоставить, и оплатить работнику шестидневный отпуск для обустройства на новом месте жительства, а также за время нахождения в пути, при этом оплата данного отпуска для обустройства на новом месте жительства является именно компенсационной выплатой, связанной с переездом на работу в другую местность в соответствии со статьей 169 ТК РФ.

Таким образом, предусмотренные локальным нормативным актом и соглашениями к трудовым договорам с работниками, дни отпуска для обустройства на новом месте жительства являются исполнением обязанности Общества по предоставлению компенсаций работникам на обустройство на новом месте, в связи с вынужденным переездом в другую местность. При этом оплата данного отпуска для обустройства является компенсационной выплатой.

Указанная компенсационная выплата носит социальный характер, не относится по своей природе ни к вознаграждению за показатели производительности труда, ни к материальной выгоде, не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, в связи с чем правомерно не включена Обществом в базу для начисления страховых взносов.

При вышеуказанных обстоятельствах, требование Общества подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга от 21.01.2015 № 088 011 15 РВ 0000064 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части эпизода, связанного с обложением страховыми взносами сумм оплаты шести дней дополнительного отпуска на обустройство, предоставляемого работникам в связи с их переездом на работу в другую местность.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга в пользу Закрытого акционерного общества «Газпромнефть-Аэро» 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                    Синицына Е.В.