Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 апреля 2021 года Дело № А56-2479/2021
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской мониторинговый центр"
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: 1. Общество с ограниченной ответственностью "ФИО1 Ф.И"; 2. Акционерное общество "ЕЭТП"
об оспаривании решения от 09.12.2020 по делу №44-6379/20
при участии
от заявителя - ФИО2, доверенность от 11.01.2021 № 18-Д/21
от заинтересованного лица – не явился, извещен
от третьих лиц – 1,2 не явился, извещен
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской мониторинговый центр» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС) от 09.12.2020 по делу №44-6379/20
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Учреждением 25.11.2020 размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по перемещению оборудования автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения по установлененным маршрутам в первом полугодии 2021, номер извещения № 0372200238820000040, начальная (максимальная) цена контракта – 23 204 700,00рублей.
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу, рассмотрев жалобу ООО «ФИО1 Ф.И.», на неправомерные действия ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Минздрава России, выразившееся в установлении требований к товарам, ограничивающих количество участников закупки, а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, признала жалобу обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1)наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2)требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 1 части 1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничениеколичества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
'9
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по перемещению оборудования автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения по установленным маршрутам в первом полугодии 2021 года.
Заказчиком в Приложении №3 к Техническому заданию аукционной
документации установлены следующие требования к техническим характеристикам
автотранспорта, предоставляемого при оказании услуг:
№
п/п
Наименование
автотранспорта
Характеристика предоставляемого автотранспорта
1
2
3
1
Автотранспорт
Тип кузова: седан или хэтчбэк или универсал
Год выпуска транспортного средства: не ранее 2017 года
Категория автотранспорта: М1 (легковой автомобиль)
Длина автомобиля: не менее 4240мм не более 4660мм
Ширина автомобиля: не менее 1720мм не более 1830
Высота автомобиля: не менее 1465мм не более 1517 мм
Тип трансмиссии: автоматическая
Емкость топливного бака: не менее 45л
Количество мест для сидения: 5 штук
Количество дверей: не менее 4 штук
Рабочий объем цилиндров: не менее 1350см3
Экологический класс применяемого топлива не ниже К5
Глубина протектора резины: не менее 1,6 мм
Колесная база: не менее 2590 мм и не более 2655мм
Тип климатической установки: кондиционер или климат-контроль
Фронтальные и боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира: наличие
Максимальная мощность двигателя: не менее 100 л.с
Запасное полноразмерное колесо: наличие
Вспомогательная система торможения: наличие
Подголовники сидений: наличие
Передние противотуманные фары: наличие
Фонари заднего хода: наличие
Звуковые сигнальные приборы: наличие
Задние противотуманные огни: наличие
Электрообогрев переднего стекла: наличие
Ремни безопасности трехточечные инерционные: 5 штук
Розетка 12 В в салоне автомобиля( за исключением багажного отсека):не менее 2 штук
Медицинская аптечка: наличие
Огнетушитель: наличие
Знак аварийной остановки: наличие
Светоотражающий жилет: наличие
Буксировочный трос: наличие
Из вышеуказанных требований, требований технического задания, следует, что автотранспортное средство, предлагаемое участником закупки для оказания автотранспортных услуг, являющихся объектом закупки, должно соответствовать вышеуказанным характеристикам.
Таким образом, учитывая объект закупки, данные требования накладывают на участника закупки дополнительные обременения, которые в значительной степени ограничивают количество участников закупки.
Вышеуказанные действия Заказчика противоречат требованиям ч. 3 ст. 33 ( п. 1 ч. 1 ст. 64) Закона о контрактной системе, поскольку указанными нормами Заказчику надлежит формулировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, которой установлен запрет на включение в документацию о закупке требований к наличиюу участника закупки производственных мощностей, трудовыхи других ресурсов,необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
Таким образом, комиссией УФАС правомерно признаны доводы ООО «ФИО1 Ф.И» обоснованными.
Довод Учреждения об отсутствия у Управления оснований для рассмотрения жалобы ООО «ФИО1 Ф.И.» не принимается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом по части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 названного закона участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, положения документации о закупке (в данном случае об электронном аукционе) могут быть обжалованы в орган по контролю в сфере закупок любым участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Следовательно, участник закупки, считающий незаконными положения конкурсной документации, вправе обжаловать их, вне зависимости от подачи заявки на участие в конкурсе. Такая жалоба должна быть принята и рассмотрена антимонопольным органом при отсутствии оснований для ее возвращения.
При таких обстоятельствах, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.