Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 апреля 2022 года Дело № А56-24816/2022
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
заинтересованное лицо - Акционерное общество "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Акционерного общества "Почта России" (далее – заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В Управление Роскомнадзора поступило на рассмотрение обращения гр. ФИО1 (вх. от 19.01.2022 № 03-64-504/78) по вопросу нарушения контрольных сроков пересылки/доставки, сохранности (возможной утраты) международного EMS - отправления № EL048178784RU, отправленного в Великобританию.
В результате рассмотрения материалов по обращению, в том числе на основании сведений и документов, полученных от оператора почтовой связи АО «Почта России» (исх. от 02.02.2022 № 6-АУО-02/936-Кач), выявлен факт оказания услуги почтовой связи ненадлежащего качества: пересылка (доставка) EMS - отправления № EL048178784RU осуществлена с нарушением установленного срока
Управлением установлено, что заинтересованным лицом нарушены требования:
- пп. «а» и «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234,
- п. 4, 5, 8 лицензионных требований лицензии №162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
17.02.2022 Управлением в отношении заинтересованного лица составлен протокол №АП-78/7/590 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон №126-ФЗ) установлена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон № 176-ФЗ) по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
Общество осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно пп. 4, 5, 8 лицензионных требований Лицензии № 162571 лицензиат обязан:
- обеспечить предоставление пользователю приема, обработки, перевозки, доставки (вручения) почтовых отправлений и почтового перевода денежных средств;
- оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- выполнять требования актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена и международных договоров Российской Федерации в области международного почтового обмена.
В соответствии со ст. 17 Всемирной почтовой конвенции, принятой XXVI Конгрессом Всемирного почтового союза (Стамбул, 2016 г.), страны-члены (Союза) должны следить за тем, чтобы их назначенные операторы (операторы, официально назначаемые для эксплуатации почтовой службы на своей территории) обеспечивали прием, обработку, перевозку и доставку отправлений письменной корреспонденции и посылочной почты. При этом, назначенные операторы отвечают за утрату, хищении или повреждение заказных отправлений, простых посылок и отправлений с объявленной ценностью (ст. 22 Конвенции).
В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи (далее - ПОУПС), утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2014, регистрационный № 35442), услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги.
Согласно п. 4 ПОУПС обмен международных почтовых отправлений (МПО) осуществляется в объектах федеральной почтовой связи, осуществляющих обработку поступающих от иностранных почтовых администраций МПО, принятых в РФ и их отправку по назначению, а также пересылаемых открытым транзитом (далее - места международного почтового обмена).
В соответствии с п. 23 ПОУПС, нормативы, контрольные сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи, не относящихся к универсальным услугам почтовой связи, устанавливаются операторами почтовой связи.
Согласно пп. «а», «в» п. 46 ПОУПС, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Распоряжением ФГУП «Почта России» от 09.12.2013 № 70-р (далее - Распоряжение) введены в действие контрольные сроки прохождения международных отправлений EMS в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Контрольный срок прохождения EMS отправлений из Санкт-Петербурга по международной сети указаны в приложении №2 к Распоряжению (далее -Распоряжение).
Если обратится к Распоряжению, то можно увидеть, что Великобритания - Лондон является страной назначения и местом международного почтового обмена и максимальный контрольный срок прохождения вышеуказанного EMS - отправления по международной сети до места международного почтового обмена составляет 6 дней и максимальный срок прохождения от места международного почтового обмена до адресата на территории страны 7 дней (всего 13 дней, не считая дня приёма).
В расчётный срок прохождения не входить день отправки EMS - отправления, а также дни национальных праздников.
Международное почтовое отправление EMS № EL048178784RU принято 06.01.2022 в ОПС Санкт-Петербург 191036. Следовательно, должно было быть доставлено не позднее 19.01.2022. Фактически, прибыло 09.01.2022 в место международного почтового обмена АОПП Пулково и после соответствующей обработки, передано 19.01.2022 перевозчику, для отправки в страну назначения через Стамбул. Согласно сведениям, размещенным назначенным почтовым оператором Великобритания в официальной международной информационной системе, указанное отправление 24.01.2022 вручено адресату, с нарушением контрольного срока пересылки (доставки).
Замедление пересылки EMS - отправления № EL048178784RU составило 5 дней.
Таким образом, оператор почтовой связи АО «Почта России» не обеспечил отправителю/получателю, которые являются пользователями EMS услуг (иных услуг), прохождение EMS - отправления № EL048178784RU по международной сети до адресата в установленные сроки, а также качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, нарушив требования:
- п. 4, 5, 8 лицензионных требований Лицензии № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- пп. «а» и «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234.
Материалами дела подтверждается факт нарушения заинтересованным лицом требований вышеуказанных нормативных актов и условий лицензии.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и требований закона в сфере оказания услуг почтовой связи, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Общество, осуществляя деятельность в сфере оказания услуг почтовой связи, имело возможность выполнить требования действующего законодательства, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.
Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2010 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – постановление № 10) возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как указано в пункте 18 постановления № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При формальном наличии в действиях Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, объявить Обществу устное замечание.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.