ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-24919/2018 от 04.06.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

09 июня 2018 года                                                                Дело № А56-24919/2018

Резолютивная часть решения объявлена   июня 2018 года .

Полный текст решения изготовлен   июня 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шершневой А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:

Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Сервис»

о взыскании субсидии в размере 2 900 111,00 руб.

при участии

от истца – ФИО1 по доверенности от 18.12.2017

от ответчика – не явился, извещен

установил:

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Сервис» (далее – Общество) субсидии в размере 2 900 111 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Общество надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителей не обеспечило. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителей.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2017 №363 «О предоставлении в 2017 году субсидий на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге» (далее – Постановление №363) и на основании распоряжения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 22.06.2017 №117-р «О предоставлении субсидий юридическим лицам на создание, модернизацию рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на обеспечение доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге» Комитетом принято решение о предоставлении Обществу 2 900 111,00 руб. субсидии на возмещение расходов по созданию 1 коллективного рабочего места для трудоустройства 13 инвалидов на условиях, определяемых договором от 27.06.2017 №41/2017 (далее – Договор).

Субсидия была перечислена Обществу платежными поручениями от 19.07.2017 №2159278, от 31.07.2017 №2275931, от 17.08.2017 №2501703 в объеме 2 900 111,00 руб.

В соответствии с актом проверки от 28.09.2017 №2 выполнения обязательств по договору от 27.06.2017 №41/2017 на созданные рабочие места для трудоустройства инвалидов по адресу: Санкт-Петербург, 26-я линия Васильевского острова, д. 3, лит. А, выявлены нарушения условий предоставления  субсидии в части создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов и документального подтверждения затрат.

Согласно пункту 2.1.1 Договора Общества обязалось создать коллективное рабочее место для трудоустройства 13 инвалидов в соответствии со сметой расходов согласно Приложению 1 и перечню согласно Приложения 2 в срок не позднее 01.09.2017. А также Общество должно было представить Комитету в срок не позднее 01.09.2017 с сопроводительным письмом отчетные документы, предусмотренные пунктом 2.1.3 Договора.

Из материалов дела следует, что Обществом не представлены Комитету отчетные документы, предусмотренные пунктом 2.1.3 Договора.

Комитетом было направлено уведомление  от 03.10.2017 №02-21-2267/17-0-0 о нарушении условий предоставления субсидии, где был указан срок устранения нарушений не позднее 17.10.2017.

В соответствии с актом проверки от 17.10.2017 №3 коллективное рабочее место для трудоустройства 13 инвалидов не создано. В установленный в уведомлении срок, нарушения Обществом не устранены.

Также в ходе проверки установлено:

1. Оригиналы документов, подтверждающих закупку оборудования, не представлены;

2. Документы на оборудование (паспорта, инструкции по эксплуатации, гарантийные обязательства) не представлены;

3. Модели представленного оборудования соответствуют моделям, указанным в смете расходов к договору, за исключением оборудования, которое не удалось идентифицировать:

- парогенератор TrevilHeyzerDuo 26L. Оборудование, которое генеральный директор Общества ФИО2 представил, как парогенератор не введено в эксплуатацию. Генеральному директору поставщиком в письме от 26.06.2017 было предложено осуществить замену парогенератора  на TrevilHeyzerDuo 58L., о чем не было сообщено Комитету, а также не были представлены первичные финансовые документы на поставку новой модели оборудования, паспорт на новую модель, инструкция по эксплуатации, гарантийные обязательства;

- стенд развал-схождение Техновектор 4. Выявлено, что на мониторе стенда в разделе Меню «Отчет по количеству машин» зафиксирован отчетный период эксплуатации с 01.03.2014, число дней в работе 401, всего диагностировано 656 машин, то есть оборудование находится в эксплуатации с 2014 года.

- покрасочная камера 3*9 кв.м. ВЕТА. На информационной табличке установленной на двери покрасочной камеры, не указаны ее размеры. Внешний вид камеры не соответствует оборудованию, представленному в коммерческом предложении в составе заявления.

В ходе осмотра установлено, что оборудование является бывшим в употреблении, имеет явные потертости, сколы, ржавчину. Между тем, в представленных к Комитету первичных финансовых документах, в Актах о приема-передачи объектов основных средств по форме ОС-1 указан год выпуска 2017. Вместе с тем, письмом от 09.11.2017 б/н (вх. №01-14-5179/17-1-0 от 09.11.2017) Общество подтвердило наличие износа оборудования.

В связи с этим Комитет посчитал, что Обществом нарушены условия предоставления субсидии, утвержденные пунктом 5 приложения к Постановлению №363 и Договором:

- создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

- документальное подтверждение затрат.

На основании распоряжения Комитета от 23.11.2017 №213-р «О возврате субсидии» Обществу направлено требование от 29.11.2017 №02-21-2823/17-0-0 о возврате 2 900 111,00 руб. субсидии в течение семи рабочих дней с момента получения требования. Между тем Общество оставило заявленное требование без удовлетворения и не перечислил денежные средства в бюджет.

В связи с этим Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Санкт-Петербурга от 07.12.2016 N 699-113 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрено предоставление субсидий на возмещение расходов по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурга, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, образованию и подготовке инвалидов (приложение 3: Ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2017 год; пункт 36.18).

В соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного Постановлением №363 (далее – Порядок), условиями предоставления субсидий, в частности, являются:

- создание, модернизация рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, обеспечения доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, образования и подготовки инвалидов в Санкт-Петербурге;

- документальное подтверждение затрат.

Согласно пунктам 11, 12 Порядка в случае выявления при проведении проверок нарушений получателями субсидий условий, целей, порядка их предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателям субсидий уведомление о нарушениях условий, целей, порядка предоставления субсидий (далее - уведомление), в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателями субсидий. Копия уведомления в течение трех рабочих дней после его подписания направляется Комитетом в КГФК. В случае неустранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет в течение трех рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, полученных получателями субсидий, в форме распоряжения и направляет копию указанного распоряжения получателям субсидий и в КГФК вместе с требованием, в котором предусматриваются: подлежащая возврату в бюджет Санкт-Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата; код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидий.

Получатели субсидий обязаны осуществить возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 12 настоящего Порядка (пункт 13 Порядка).

В случае если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий в установленные в пунктах 13 и 15 настоящего Порядка сроки, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных в пунктах 13 и 15 настоящего Порядка, направляет в суд исковое заявление о возврате субсидий в бюджет Санкт-Петербурга (пункт 16 Порядка).

Договором о предоставлении субсидии от 27.06.2017 № 41/2017, заключенным между Комитетом и Обществом, предусмотрено обязательство получателя субсидии по возврату предоставленных средств в случае установления по итогам проверки, проведенной Комитетом, нарушения условий, целей, порядка их предоставления (пункт 4.2 Договора).

Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит.

Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

В данном случае согласно пункту 5.1 Договора настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами условий договора.

В силу пункта 2.1.1 Договора Общество обязано создать коллективное рабочее место для трудоустройства 13 инвалидов в соответствии со сметой расходов согласно Приложению 1 и перечню согласно Приложения 2 в срок не позднее 01.09.2017.

В силу пункта 2.1.3 Договора Общество обязано представить в Комитет в срок не позднее 01.09.2017 с сопроводительным письмом следующие отчетные документы:

- акт выполненных обязательств по Договору (два экземпляра), оформленный по форме согласно Приложению 6;

- отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Договором, подписанный руководителем Получателя субсидии;

- финансовый отчет о фактическом расходовании средств субсидии, подписанный руководителем Получателя субсидии, и оформленный по форме согласно Приложению 5 с приложением заверенных руководителем Получателя субсидии первичных учетных документов, подтверждающих расходы, произведенные при выполнении мероприятий, предусмотренных Договором, в том числе счет-фактуру, товарно-транспортную накладную (или универсальный передаточный документ), акт приемки-передачи по форме ОС-1, инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме ОС-6, приходный ордер.

Если документы, представленные в Комитет, содержат персональные данные, то в их состав должны быть включены в письменной форме согласия субъектов персональных данных на их обработку (если эти согласия не представлялись ранее).

Факт нарушения Обществом условий предоставления субсидий, поименованных в пункте 5 Порядка предоставления субсидий, установлен Комитетом, подтверждается актами проверки выполнения обязательств по договору, и Обществом не опровергнут.

В соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления субсидий Комитетом в адрес Общества было направлено требование от 29.12.2017 №02-21-2823/17-0-0 о возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга в течение 7 рабочих дней с момента получения требования.

Между тем требование о возврате субсидии оставлено Обществом без удовлетворения.

При таких обстоятельствах исковые требования Комитета о взыскании с Общества 2 900 111,00 руб. в связи с нарушением условий предоставления субсидии по договору являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 37 500,55 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Сервис» в пользу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга 2 900 111,00 руб. перечисленных в качестве субсидий денежных средств.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Сервис» в доход федерального бюджета 37 500,55 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                  Гуляев С.Б.