ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-24980/20 от 15.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 июля 2020 года                                                              Дело № А56-24980/2020

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляев С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Автономной некоммерческой организации «Международная академия искусств»

к Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел РФ

о признании незаконным и отмене постановления  от 06.03.2020 о назначении административного наказания к протоколу №2 от 14.01.2020

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.05.2020

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 06.01.2020,

установил:

Автономной некоммерческой организации «Международная академия искусств» (далее – Организация, АНО ВО "Международная Академия Искусств") обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел РФ (далее - Управление) от 06.03.2020 о назначении административного наказания к протоколу №2 от 14.01.2020.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал, по основаниям, изложенным  в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена внеплановая документарная проверка АНО ВО "Международная Академия Искусств" на основании распоряжения о проведении проверки от 29.11.2019 № 15/4-604 по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденных Приказом ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31.07.2015.

Управлением выявлено, что Организация, являясь принимающей стороной для ряда иностранных граждан, при осуществлении миграционного учета предоставила в орган миграционного учета ложные сведения о месте пребывания гражданина Индии Тивари Судхарак, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <...>, лит. А, тер.73 (согласно договору пользования творческой мастерской №03А140631 - нежилое, помещение), зная о том, что фактически иностранные граждане по указанному адресу пребывать, проживать не будут.

По результатам проверки 14.01.2020 Управлением составлен протокол №2, согласно которому действия Организации квалифицированы по части 2 статьи 19.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

Постановлением от 06.03.2020 о назначении административного наказания к протоколу №2 от 14.01.2020 Организация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 350 000 рублей.

АНО ВО "Международная Академия Искусств" оспорила указанное постановление в арбитражный суд, полагая, что Управлением не доказана вина Организации в совершении правонарушения.

Согласно части 2 статьи  19.27 КоАП РФ представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон № 109-ФЗ) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статьей 4 Закона № 109-ФЗ установлено, что миграционный учет осуществляется в целях: 1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; 2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; 3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; 4) планирования развития территорий Российской Федерации; 5) управления в кризисных ситуациях; 6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; 7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; 8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

Миграционный учет включает в себя: 1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов; 3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

 Временно пребывающие иностранные граждане, лица без гражданства в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 21 Закона № 109-ФЗ, иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания: 1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает; 2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

В силу ст. 20 Закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Пунктом 22 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

Согласно ст. 7 Закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Системное толкование вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу о том, что требование достоверности относится и к сведениям или документам, предоставляемым стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается факт совершения Организацией противоправного деяния, в том числе объяснением от 03.12.2019 ректора ФИО3, объяснением от 06.12.2019 проректора по правовым вопросам ФИО4, объяснением от 29.11.2019 ученого секретаря Кузнецова Г.П., согласно которым Организация оформляла приглашения для иностранных граждан, осуществляла вышеуказанную постановку на миграционный учет по месту пребывания, контроль за их пребыванием не осуществляла.

Нежилое помещение по адресу: <...>, лит. А, тер.7, в котором произведена постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания, не приспособлено для проживания. Доказательств фактического проживания в творческой мастерской иностранного лица Организацией не представлено.

Учитывая изложенное, суд делает вывод, что АНО ВО "Международная Академия Искусств" заведомо зная о том, что фактически иностранные граждане по указанному адресу пребывать, проживать не будут, представила ложные сведения в Управление миграционного учета об адресе пребывания иностранного лица.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Организацией требований миграционного законодательства, а равно принятия необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Организации во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях АНО ВО "Международная Академия Искусств" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.33 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Таким образом, Управлением сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.33 КоАП РФ.

Суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

У суда отсутствуют сведения, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющие применить наказание в виде предупреждения.

При принятии спорного постановления Управлением назначено административное наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Таким образом, Управление правомерно и обоснованно привлекло Организацию к ответственности в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 19.33 КоАП РФ в размере 350 000 рублей.

В связи с вышеизложенным суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                    Гуляев С.Б.