ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-25068/19 от 02.07.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

02 июля 2019 года                                                              Дело № А56-25068/2019

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи  Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания       Натсак В.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третьи лица: 1) непубличное акционерное общество Торговый дом «Восток-Сервис»,

2) акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»

о признании недействительными решения от 05.12.2018 №Т02-482/18, а также предписания от 05.12.2018

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.12.2018

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.04.2019

от третьего лица – 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен

установил:

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС по СПб ) от 05.12.2018 №Т02-482/18, а также предписания от 05.12.2018

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены непубличное акционерное общество Торговый дом «Восток-Сервис» (далее – Общество), акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (электронная площадка).

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал требования, а представитель Управления возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствии.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд перешел из предварительного в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 31.10.2018 Предприятие (Организатором торгов) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение №31807096036 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках), Положением о закупках Предприятия (в редакции от 22.10.2018), опубликованном на официальном сайте, Документацией о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок № 31807096036 от 20.11.2018 заявка АО ТД «Восток-Сервис» была отклонена по следующим основаниям: «Участником предоставлена справка из ИФНС по месту постановки на налоговый учёт об отсутствии задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, выданная ранее даты размещения извещения о проведении открытого конкурса, что не соответствует требованиям подпункта 8.3.1 подпункта 8.3 статьи 8 Документации открытого конкурса».

Общество обратилось в УФАС по СПб с жалобой на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся в необоснованном, по мнению Общества, отклонении его заявки от участия в процедуре закупки.

Рассмотрев жалобу Общества, Комиссия УФАС по СПб решением от 05.12.2018 признало ее обоснованной; в действиях Организатора торгов признаны нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, допущенные путем установления в Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке оригинала Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, выданной не ранее даты размещения извещения о проведении процедуры закупки, с учетом срока изготовления справки (10 рабочих дней) и необходимости предоставления справки исключительно на бумажном носителе.

На основании решения Организатору торгов выдано предписание об аннулировании процедуры закупки.

Предприятие оспорило указанные решение и предписание в арбитражный суд.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Предприятие относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)  информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с п. 1.8 Документации заявки в электронной форме подаются в порядке, указанном в пунктах 8.3.5-8.3.13 конкурсной документации, в универсальной торговой площадке (на странице данного конкурса на сайте https://www.roseltorg.ru/) (далее - электронная площадка, ЭТП, сайт ЭТП)

Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и конкурсной документации в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте ЭТП (далее - сайты) 31 октября 2018 года.

Дата окончания срока подачи конкурсных заявок 09:00 часов московского времени 16 ноября 2018 года.

Согласно п. 8.3.1 Документации при проведении конкурса конкурсная заявка должна состоять из электронной части и части, представляемой на бумажном носителе.

Как следует из п. 8.3.2 Документации, часть заявки на бумажном носителе подается по адресу и в сроки, указанные в пункте 1.8 конкурсной документации, и состоит из оригинала банковской гарантии, справки (оригинал) из инспекции Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учёт об отсутствии задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, выданную не ранее даты размещения извещения о проведении открытого конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией.

Дата размещения извещения о проведении процедуры Закупки - 31.10.2018. Соответственно, Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов должна быть выдана не ранее 31.10.2018.

В соответствии с п. 7.5.3 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов, а также несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе, если конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации.

Пунктом 8.1.4 Документации установлено, что конкурсная заявка участника, не соответствующая требованиям конкурсной документации, отклоняется.

Общество в составе заявки представило оригинал Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов № 14032 по состоянию на 10.10.2018, выданную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России (далее — МИ ФНС России) № 16 по Санкт-Петербургу.

Поскольку данная Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов выдана ранее даты размещения извещения о проведении процедуры Закупки (31.10.2018), справка была н принята Закупочной комиссией при рассмотрении заявок на участие в Закупке.

Также Обществом в составе заявки была представлена Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов № 5425, подписанная электронной цифровой подписью, по состоянию на 12.11.2018, выданная МИ ФНС России № 7 по Санкт-Петербургу, данная справка также не была принята ввиду неудовлетворения требованиям Документации.

Между тем приказом ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@ «Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (далее — Приказ ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@) утверждены форма справки (приложение № 1 к настоящему приказу), порядок ее заполнения (приложение № 2 к настоящему приказу), а также формат ее представления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (приложение № 3 к настоящему приказу).

На основании п.п. 7, 8 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@ Справка, представляемая заявителю на бумажном носителе, подписывается начальником (заместителем начальника) инспекции ФНС России и заверяется печатью инспекции ФНС России с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Справка, представляемая заявителю в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП), формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать выдавший налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

Как следует из п.п. 7, 8 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378 Справку об отсутствии задолженности по уплате налогов можно получить как в бумажной, так и в электронной форме.

Срок предоставления Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов регламентирован Приказом ФНС России от 02.07.2012 № 99н «Об утверждении административного регламента федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правахи обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее — Приказ ФНС России от 02.07.2012 № 99н) и составляет 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса согласно п. 163 Приказа ФНС России от 02.07.2012 № 99н.

В соответствии с п. 176 Приказа ФНС России от 02.07.2012 № 99н основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с запросом по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) о представлении справки в инспекцию ФНС России по месту его учета.

На основании п. 184 Приказа ФНС России от 02.07.2012 № 99н должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, в инспекции ФНС России, направившей в соответствии с пунктом 182 настоящего Административного регламента запрос, на основании информационных ресурсов указанной инспекции ФНС России и всех справок, полученных от иных инспекций ФНС России, в которых заявитель состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, выполняет следующие действия:

1) формирует справку об исполнении заявителем обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в целом с усиленной квалифицированной электронной  подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

2) отправляет справку и приложение к ней (при наличии) заявителю.

Сроки получения Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов ограничены датой опубликования извещения о проведении конкурса (31.10.2018), учитывая срок изготовления данной справки (10 рабочих дней), возможность получения ее до установленной Документацией даты окончания подачи заявок (16.11.2018), периодом подачи соответствующего запроса на получение данной справки до 01.11.2018. Запрос о получении Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, поданный после 01.11.2018, влечет за собой получение необходимого документа позднее срока окончания подачи конкурсных заявок (16.11.2018).

Таким образом, Комиссия УФАС по СПб обоснованно пришла к выводам о дискриминационном и ограничивающим конкуренцию требовании, установленном в Документации, о предоставлении Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, выданной не ранее даты размещения извещения о проведении процедуры Закупки, с учетом срока предоставления формы Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов ФНС России.

Также является незаконным установление в Документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке оригинала Справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, выданной не ранее даты размещения извещения о проведении процедуры Закупки, исключительно на бумажном носителе, в том числе с учетом проведения процедуры Закупки в электронной форме.

На основании изложенного суд не находит оснований для признания оспариваемых решения, а также предписания Комиссии УФАС по СПб недействительными.

В удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                Гуляев С.Б.