Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
03 июня 2019 года Дело № А56-25258/2019
Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года . Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ольшанской А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕМПО ИНВЕСТ";
заинтересованное лицо МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 21 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
о признании недействительным решение от 15.10.2018 №474
при участии
от заявителя: ФИО1, ФИО2,
от заинтересованного лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Темпо Инвест», место нахождения: 195027, <...> ИНН <***>
ОГРН <***> (Заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 195027, <...> ИНН <***> ОГРН <***> (далее – Инспекция, налоговый орган) от 15.10.2018 № 474 (далее – Решение) в части доначисления налога на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечили явку своих представителей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, а Инспекция возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Обществом 13.03.2018 представлена налоговая декларация на имущество организаций за 2017 год. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.10.2018 № 474, согласно которому Обществу доначислен налог на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в размере 12 960 716 руб. Инспекция в оспариваемом решении пришла к выводу, что ООО «Темпо Инвест» в нарушение п.1 ст .374 НК РФ, п. 2 ст. 375 НК РФ не включило в налогооблагаемую базу для начисления налога на имущество с 01.01.2017 стоимость ТРК «Охта Молл» в сумме 129 607 186, 00 руб., вследствие чего в нарушение п. 2 ст. 382 НК РФ не исчислило налог на имущество за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение налогового органа.
Решением УФНС России по Санкт-Петербургу от 05.12.2018 № 16-13/76168 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось с жалобой в ФНС России с жалобой № Г-317-1/19
от 05.03.2019 на Решение Инспекции об отказе в привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения от 15.10.2018 № 474и Решение УФНС по Санкт-Петербургу от 05.12.2018 № 16-13/76168.
Решением ФНС России от 14.05.2019 № СА-4-9/8921@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Заявитель, считая Решение незаконным и необоснованным, обратился в суд с настоящим Заявлением.
Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежит Торгово-развлекательный комплекс «Охта Молл» (кадастровый номер 78:11:0006047:2194) (далее – ТРК «Охта Молл», ТРК, Объект), расположенный по адресу <...>. Указанное здание введено в эксплуатацию 29.05.2017 (Приказ о вводе в эксплуатацию № 17-05-29/1 от 29.05.2017), 29.05.2017 принято к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
13.08.2018 ООО «Темпо Инвест» представлены в Инспекцию уточненные налоговые декларации (расчеты) за полугодие, 9 месяцев 2017 год и 2017 год, в которых налог на имущество организаций в отношении ТРК исчислен за 7 месяцев 2017 года.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией в соответствии со ст. 93 НК РФ в адрес контрагентов (ООО «Зоопарк СЗ», ООО «Базис Заневский», ООО «Аромалюкс») направлены Требования о представлении документов (информации) по взаимоотношениям с ООО «Темпо Инвест».
В ответ на требование №17-08/8373 от 17.08.2018г., ООО «Зоопарк СЗ» представлены документы исх. № б/н от 22.08.2018г.: счета–фактуры с фиксированной и переменной частями арендной платы за период с 01.11.2016 по 31.12.2017, акты оказанных услуг (аренда) за период с 01.11.2016 по 31.12.2017, акты сверки с ООО «Темпо Инвест» за 2017 год.
В соответствии с выпиской по расчетному счету ООО «Темпо Инвест» за период
с 24.01.2017 на расчетный счет ООО «Темпо Инвест» поступают платежи
от ООО «Зоопарк СЗ» в том числе с назначением платежа «оплата за аренду помещения по соглашению OMU-050 от 26.08.2016», что свидетельствует о том, что
ООО «ЗООПАРК СЗ» использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
В соответствии со ст. 90 НК РФ проведен допрос руководителя ООО «Зоопарк СЗ» ФИО6, о чем составлен протокол допроса № 160819 от 16.08.2018, в рамках которого руководитель пояснил, что ООО «Темпо Инвест» является арендодателем помещения. Договор аренды заключен 15.11.2016 года, получено помещение, в котором своими силами проведены следующие виды работ: освещение, укладка плитки, раздел электрики, вентиляции, установка декораций, завоз животных. С 17.12.2016 года произведено фактическое открытие зоопарка по адресу: <...>, площадью 330,0 кв.м. Акт приема-передачи подписан лично руководителем. Арендная плата в 2016-2017 гг. примерно составила 300 тыс. руб., и 30. тыс. руб. коммунальные расходы. Помещение используется в качестве зоопарка наличием животных: овечки, еноты, курочки, гуси, попугаи и т. д. Помещение эксплуатируется с 17.12.2016, с момента открытия зоопарка. В октябре 2016 произведен входной платеж, с 2017 года оплата аренды в адрес ООО «Темпо Инвест» производится регулярно.
В ответ на требование №17-08/8374 от 17.08.2018, направленное в адрес ООО «Базис Заневский», представлены документы вх. № 082562 от 24.08.2018,: договор долгосрочной аренды коммерческой недвижимости №LLA-028 от 01.09.2016, соглашение об использовании коммерческой недвижимости №UA-028 от 08.02.2016
(с приложением дополнительных соглашений долгосрочной аренды коммерческой недвижимости №LLA-028 от 01.09.2016г.), акт приема-передачи помещения б/н
от 27.08.2016, договор оказания услуг № 3 от 22.07.2016. (по размещению рекламы
на территории Торгового комплекса «Охта Молл», и на прилегающей территории),
счета-фактуры переменной и фиксированной (базовой) частей арендной платы.
Исходя из представленных документов: Предметом договора долгосрочной аренды коммерческой недвижимости №LLA-028 от 01.09.2016, между ООО «Базис Заневский» и ООО «Темпо Инвест», является предоставление в аренду части Торгового комплекса «Охта Молл» помещения с кадастровым номером 78:11:0006047:2194/20 состоящих из частей № 652, 969-999 помещение 1-Н, площадью 900,8 кв.м
Согласно условиям договора аренды недвижимости оплата имеет фиксированную (базовую) и переменную арендные платы. Переменная арендная плата включает оплату коммунальных услуг в помещении. Переменная арендная плата начисляется ежемесячно в размере, эквивалентном стоимости потребленных Арендатором в Помещении услуг, включая НДС. Согласно анализа выписки по расчетному счету ООО «Темпо Инвест» за период с 01.01.2017 на расчетный счет ООО «Темпо Инвест» поступают платежи от ООО «Базис Заневский», в том числе с назначением платежа «переменная и базовая арендная плата по договору долгосрочной аренды коммерческой недвижимости № LLA-028 от 01.09.2016», что свидетельствует о том, что ООО «Базис Заневский» использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
В соответствии со ст. 90 НК РФ направлена Повестка № 06-08/20 от 20.08.2018
о вызове на допрос свидетеля: руководитель ООО «Базис Заневский» ФИО7
Составлен протокол допроса № 160818 от 16.08.2018, в ходе которого руководитель пояснил, что в ООО «Базис Заневский» являетсь генеральным директором с 01.06.2018 года, ранее являлся ФИО8 ООО «ТЕМПО ИНВЕСТ» является арендодателем. Заключен Договор долгосрочной аренды коммерческой недвижимости № LLA-028 от 01.09.2016, подписывал ФИО8 По данному договору ООО «Базис Заневский» арендует помещение по адресу: <...> пом. 1-Н, части 652, 969-999 на 3-м этаже Торгового Центра, площадью 900,8 кв.м. По условиям договора аренды, арендная плата зависит от заполняемости помещения. В январе 2017 года фиксированная арендная плата составила- 991 721,66 руб., переменная (коммунальные платежи) -148 974, 90 руб., в феврале 2017 года фиксированная арендная плата составила- 991 721,66 руб., переменная (коммунальные платежи)- 151 474, 54 руб, за март 2017 года фиксированная арендная плата составила- 991 7 435, 12 руб., за апрель 2017 года фиксированная арендная плата составила- 991 721,66 руб., переменная (коммунальные платежи) — 141 439, 29 руб., суммы без учета НДС. Оплата аренды производится примерно с 17.09.2016 года. Ресторан «Чайхана-Пахвала» на 150 посадочных мест открылся в арендуемом помещении 27.08.2016. Численность сотрудников ООО «Базис Заневский» в располагаемом помещении -11 человек (генеральный директор, финансовый директор, исполнительный директор, кассир, администратор, повар, инженер по эксплуатации, официанты)».
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ Инспекцией направлено Поручение №17-08/1869 об истребовании документов (информации) от 17.08.2018г. в Межрайонную ИФНС России №8 по Санкт-Петербургу в отношении ООО «Аромалюкс» ИНН <***>.
В ответ на поручение Межрайонной ИФНС России № 8 по Санкт-Петербургу представлены документы (исх. № 9092 от 29.08.2018) соглашение об использовании коммерческой недвижимости № UA-014 от 19.09.2014, договор оказания услуг № 17
от 10.10.2016, договор аренды коммерческой недвижимости №LA-014 от 10.08.2017, дополнительное соглашение № 2 от 15.10.2017, к договору аренды коммерческой недвижимости № №LA-014 от 10.08.2017, договор аренды коммерческой недвижимости № OMSLA-014-SG от 26.08.2016, акт сверки за 2017 год, счета-фактуры, карточки бухгалтерского учета по сч. 76., платежные поручения.
В соответствии с выпиской по расчетному счету ООО «Темпо Инвест» за период
с 13.01.2017 на расчетный счет ООО «Темпо Инвест» поступают платежи
от ООО «Аромалюкс» в том числе с назначением платежа «оплата по соглашению
№UA-014 от 19.09.2014 процент с оборота», что свидетельствует о том,
что ООО «Аромалюкс» использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ Инспекцией направлено Поручение № 17-08/1866 об истребовании документов (информации) от 16.08.2018г., в Межрайонную ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу в отношении ООО «Лента» ИНН <***>.
Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу представлены документы (вх. № 086730 от 06.09.2018) договор аренды нежилого помещения
с приложениями № ДА-020 от 01.09.2016г., акты приема-передачи помещения
от 27.08.2016, уведомление об индексации арендной платы по договору аренды нежилого помещения № ДА-020 от 01.09.2016, акт осмотра от 26.08.2017, счета-фактуры за период с 30.11.2016 по 31.12.2017, акты выполненных работ за период с 30.11.2016 по 31.12.2017, платежные поручения за аренду помещений за 2017 год.
В рамках заключенного договора аренды нежилого помещения № ДА-020
от 01.09.2016, ООО «Темпо Инвест» передает в аренду часть здания с кадастровым номером 78:11:0006047:2194/1 части №148, 923-947 помещения 1-Н, расположенного
на 1-м этаже, общей площадью 453,1 кв.м, часть здания с кадастровым номером
с кадастровым номером78:11:0006047:2194/2, состоящая из частей №71, 84, 92, 93, 142, 834-844, 846, 848-922 помещения 1-Н расположенные на 2-м подземном этаже площадью 8603,5 кв.м.
Согласно п. 4.1, пп.4.1.3. условий договора аренды нежилого помещения
№ ДА-020 от 01.09.2016г., за основу для определения Расчетной арендной платы берется Товарооборот Арендатора и товарооборот субарендаторов в рамках календарного месяца, за который осуществляется определение размера Расчетной Арендной платы.
При этом в Товарооборот Арендатора включается общая сумма денежных средств за оборотный период, полученных Арендатором согласно показаний Z-отчетов контрольно-кассовой техники Арендатора, установленной в помещении и применяемой при осуществлении Арендатором Коммерческой деятельности за вычетом всех скидок (включая скидки по любым дисконтным картам Арендатора для покупателей и скидок для персонала)
- всех поступлений от продажи товаров, по которым был произведен возврат денег, при условии, что данные поступления были ранее включены в сумму Товарооборота Арендатора,
- налог на добавленную стоимость.
Согласно выписке по расчетному счету ООО «Темпо Инвест» за период
с 13.01.2017г. на расчетный счет ООО «Темпо Инвест» поступают платежи
от ООО «Лента» с назначением платежа в т. ч. «расчетная арендная плата по договору №ДА-020 от 01.09.2016г.», что свидетельствует о том, что ООО «Лента» использовало арендуемое помещение для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначено арендуемое помещение.
Также был направлен запрос №17-03/19356@ от 23.08.2018г. в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Санкт-Петербургу
в отношении ООО «Лента» ИНН <***>.
Инспекцией получен ответ вх. № 082814 от 27.08.2018 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2 по Санкт-Петербургу представлены Акты фискальных показаний и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возврате ее в организацию за период с 26.07.2016 по 17.04.2017.
Общая сумма выручки за период с 26.07.2016 по 17.04.2017 составила: 145 378 488, 92 рублей. (Сто сорок пять миллионов триста семьдесят восемь тысяч четыреста восемьдесят восемь рублей 92 копеек). Данный факт подтверждает наличие ведения финансово-хозяйственной деятельности контрагентом ООО «Лента»
в арендуемом помещении у ООО «Темпо Инвест». С данной выручки производилась уплата арендных платежей в адрес ООО «Темпо Инвест», что подтверждается выписками по расчетному счету ООО «Темпо Инвест».
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ направлено поручение №17-08/1870
об истребовании документов (информации) от 17.08.2018 в Межрайонную ИФНС России № 9 по Санкт-Петербургу в отношении Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ИНН <***>.
В ответ на поручение Межрайонной ИФНС России № 9 по Санкт-Петербургу представлены документы (вх. № 089370 от 14.09.2018): копия разрешения
на строительство №78-007-0171.1-2013 от 12.05.2016, копия заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов
и проектной документации № 07-16-007-0171.1 от 01.07.2016, копия акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) (приказ Ростехнадзора
от 26.12.2006 № 1128) от 10.06.2016.
Согласно представленной копии акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) от 10.06.2016, к приемке предъявлен Торговый комплекс «Охта Молл», в отношении которого выполнены следующие виды работ: земляные работы, монолитные работы, монтаж металлоконструкций, монтаж лифтового оборудования, травалаторов, эскалаторов, устройство перегородок, отделочные работы, монтаж дверей, подъемно-секционных работ, устройство кровли, устройство зенитных фонарей, остекление фасадов, благоустройство территории, монтаж внутренних инженерных систем, монтаж наружных инженерных систем.
Строительно-монтажные работы осуществлены в срок: начало работ - август 2013 года, окончание работ - июнь 2016года.
Количество помещений – фактически 845; вместимость – фактически 11280 человек.
Согласно, п. 12 Акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) от 10.06.2016 - наружные коммуникации холодного, горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения, и связи обеспечивает нормальную эксплуатацию объекта и приняты эксплуатирующими организациями, получены справки о выполнении технических условий. Недоделки
и дефекты в ходе проверки не выявлены (п. 13 Акта).
Также Управлением Государственного строительного надзора представлено: Заключение № 07-16-007-0171.1 от 01.07.2016 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, прошедших капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования требованиям технического регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации выданного в адрес ООО «Темпо Инвест». Исходя из представленного заключения следует, что объект капитального строительства Торговый комплекс «Охта Молл» соответствует проектной документации, прошедшей
и государственную/негосударственную экспертизы, что подтверждается актами проверок специалистов УГСН СГСНиЭ Спб.
Согласно материалам дела, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля также проведен сравнительный анализ банковской выписки ООО «Темпо Инвест» на предмет поступления денежных средств, от сдачи в аренду помещений по адресу нахождения ТРК, СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК счет №40702810555160000688:
В 3 квартале 2016г. за аренду перечислено 7 254 203,16 руб.,
В 4 квартале 2016г. за аренду перечислено 40 397 231,75 руб.
В 1 квартале 2017г. за аренду перечислено 99 534 331,22 руб.
Во 2 квартале 2017г. за аренду перечислено 98 291 265,55 руб.
В 3 квартале 2017г. за аренду перечислено 127 968 807,04 руб.
В 4 квартале 2017г. за аренду перечислено 172 554 638,13 руб.
Таким образом, по итогам анализа динамики поступления выручки установлено, что с 3 квартала 2016 по 2 квартал 2017 года доходы от аренды существенно увеличены с 7 254 203,16 руб. до 98 291 265,55 руб., что свидетельствует о фактическом использовании Обществом Торгового комплекса «Охта Молл» в предпринимательской деятельности до передачи объекта по Акту о приеме-передачи здания по форме №ОС-1а от 29.05.2017.
ООО «Темпо Инвест» в ответ на требование № 17-08/8372 от 17.08.2018 представлено пояснение № б/н от 04.09.2018 (вх. № 086064 от 04.09.2018):
«…Акты КС-11 и КС-14 в отношении Объекта не подписывались, в связи с тем,
что указанные акты приемки-сдачи работ по формы – КС – 11 и КС – 14 не являются обязательными с 2013 года. Приемка – сдача работ осуществлялась на основании заключительного акта оказанных услуг по Договору, копию которого предоставляем».
Однако, в ответ на поручение № 17-08/1870 от 17.08.2018 Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга представлена копия Акта приемки объекта капитального строительства (реконструкции) от 10.06.2016, на основании которого Обществу было выдано разрешение на ввод объекта
в эксплуатацию № 78-07-16-2016 от 08.07.2016.
Также здание ТРК на основании Приказа Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20.12.2016 № 260-П включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, об использовании Объекта по его прямому назначению свидетельствует информация, размещенная в электронных средствах массовой информации, о состоявшемся 27 августа 2016 года открытии ТРК «Охта Молл».
Таким образом, Инспекция в оспариваемом решении пришла к выводу, что ООО «Темпо Инвест» в нарушение п.1 ст .374 НК РФ, п. 2 ст. 375 НК РФ не включило в налогооблагаемую базу для начисления налога на имущество с 01.01.2017 стоимость ТРК «Охта Молл» в сумме 129 607 186, 00 руб., вследствие чего в нарушение п. 2 ст. 382 НК РФ не исчислило налог на имущество за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
Из заявления Общества следует, что в период с 01.01.2017 по 29.05.2017 торговый комплекс «Охта Молл» не соответствовал критериям отнесения
к основным средствам, посколькуна Объекте производились строительные работы, общая стоимость которых составила 287 435 703, 91руб. Указанные работы связываются ООО «Темпо Инвест» с обеспечением полноценного функционирования ТРК как единого объекта, а также вводом его в эксплуатацию. В частности, Общество утверждает, что в период с января 2017 года по апрель 2017 года на Объекте производились пуско-наладочные работы системы теплоснабжения ТРК, выполнялись фасадные работы и работы по устройству инженерных сетей, строительные работы.
Данный довод Заявителя не может быть принят судом по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2001 № 94н.
Согласно положениям приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»
для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении предназначен счет 01 «Основные средства».
К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения и другие основные средства.
Признаки основных средств приведены в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов России от 30.03.2001 N 26н (далее – ПБУ 6/01).
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо
для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование
или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если
он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Из взаимосвязи указанных положений следует, что обязанность по принятию
на учет объекта в качестве основного средства, а также обязанность по уплате налога
на имущество организаций возникает у налогоплательщика с того момента, когда имущество может быть использовано в хозяйственной деятельности предприятия и будет способно приносить экономическую выгоду.
Вопрос о включении объекта в состав основных средств определяется, прежде всего, его экономической сущностью и фактом его готовности к эксплуатации. Если спорное имущество обладает признаками основного средства, так как используется в предпринимательской деятельности, и спорный объект отвечает всем признакам основного средства и приносит доход от сдачи помещений в аренду, в этом случае организация является плательщиком налога на спорное имущество и обязана представлять декларацию по данному налогу. Вместе с тем, возникновение обязанности по исчислению налога на имущество также связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права.
Таким образом, вопрос об учете объектов в составе основных средств и включении в облагаемую базу по налогу на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта, тогда как под экономической сущностью объекта понимается использование его в предпринимательских целях, свидетельствующее о соответствии условиям признания основного средства, установленным в ПБУ 6/01.
В ходе проведения дополнительных мероприятий Инспекцией истребована
в соответствии с ст. 93.1 НК РФ информация у контрагентов ООО «Темпо Инвест», арендовавших помещения в ТРК в 2016 – 2017 годах, в том числе ООО «Зоопарк СЗ», ООО «Базис Заневский», ООО «Аромалюкс», ООО «Лента».
Проведены допросы директоров организаций ООО «Зоопарк СЗ» ФИО6 и ООО «Базис Заневский» ФИО7 Исходя из полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий информации (документов) следует, что ООО «Темпо Инвест» с августа - сентября 2016 года заключало договоры на сдачу в аренду площадей в Торговом комплексе «Охта Молл».
Согласно выпискам об операциях на расчетном счете ООО «Темпо Инвест» за спорный период на расчетный счет поступают платежи от вышеуказанных контрагентов по заключенным договорам аренды помещений. По данным сравнительного анализа с 3 квартала 2016 по 2 квартал 2017 года доходы от аренды существенно увеличены с 7 254 203,16 руб. до 98 291 265,55 руб., что свидетельствует о фактическом использовании Обществом ТЦ «Охта Молл» в предпринимательской деятельности до передачи спорного объекта по Акту о приеме-передачи здания по форме №ОС-1а от 29.05.2017.
Помимо прочего, факт использования Объекта по его прямому назначению
(в качестве Торгово-развлекательного комплекса) с августа 2016 года, подтверждается информацией, размещенной в электронных средствах массовой информации,
о состоявшемся 27 августа 2016 года открытии ТРК «Охта Молл»
На основании изложенного, нельзя признать несформированной первоначальную стоимость фактически эксплуатируемого объекта, факт сдачи в аренду (т.е. эксплуатации) отдельных помещений в построенном организацией здании служит фактом, подтверждающим пригодность к эксплуатации здания в целом как единого инвентарного объекта.
Также согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости
об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ТРК введен в эксплуатацию по завершении строительства в 2016 году. 20.07.2016 проведен кадастровый учет. В соответствии с разделом II «Сведения об объекте капитального строительства» Разрешения на ввод в эксплуатацию № 78-07-16-2016
от 08.07.2016 фактические показатели Объекта в большей части соответствуют запроектированным показателям. Согласно указанному разделу, проекту
не соответствуют следующие показатели: 1. Строительный объем – всего (по проекту – 931 994,0 куб.м., фактически – 932 009,0 куб.м.), в том числе надземной части
(по проекту – 716 440,0 куб.м., фактически – 718 071,0 куб.м.); 2. Общая площадь
(по проекту – 141 031, 0 кв.м., фактически – 140 406,6 кв.м.).
Более того, Управлением государственного строительного надзора было издано Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, прошедших капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых автов и проектной документации № 07-16-007-0171.1 от 01.07.2016, согласно которому технические характеристики объекта капитального строительства (Торговый комплекс «Охта Молл») соответствуют проектной документации, прошедшей государственную/негосударственную экспертизы, что подтверждено актами проверок специалистов УГСН СГСНиЭ СПб.
Таким образом, на момент выдачи Разрешения на ввод в эксплуатацию
№ 78-07-16-2016 от 08.07.2016 фактические показатели построенного Объекта в большей части соответствовали запроектированным. Отклонения в отдельных пунктах
от запроектированных показателей на возможность эксплуатации Объекта влияние оказать не могло в силу своей специфики. В данной связи наличие Разрешения на ввод
в эксплуатацию свидетельствует о том, что у организации отсутствуют основания нести какие-либо капитальные затраты по Объекту ввиду соответствия запланированным показателям. Таким образом, довод Общества о произведении капитальных работ, исключающих эксплуатацию здания, видится Инспекции недостоверным.
Довод Общества о проведении пуско-наладочных работ системы теплоснабжения Торгового комплекса в период с января по апрель 2017 года также не может быть принят судом. Согласно Разрешению на ввод в эксплуатацию № 78-07-16-2016 от 08.07.2016 по показателю «Сети и системы инженерно-технического обеспечения» запроектированное наличие в Объекте таких показателей как водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения соответствует фактическим обстоятельствам. Исходя из смысла ст. 55 ГрК РФ, п. 1.5, 1.8, 2.4 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может быть выдано только после производства соответствующих пусконаладочных работ, которые по характеру и назначению являются одним из завершающих этапов нового строительства, подтверждают пригодность объекта строительства к использованию. Использование объекта недвижимости (в том числе частично) предполагает, что введены в эксплуатацию сети и системы инженерно-технического обеспечения, входящие в здание. Без ввода в эксплуатацию систем инженерно-технического обеспечения (в том числе, например, теплоснабжения, электроснабжения, системы вентиляции, отопления и т.п.) здание функционировать не может. При этом система инженерно-технического обеспечения здания проектируется и внедряется в целом для здания, а не для его части.
Вместе с тем, согласно Договорам долгосрочной аренды коммерческой недвижимости, Соглашениям об использовании коммерческой недвижимости, заключенным с контрагентами, в частности, ООО «Базис Заневский», ООО «Лента», ООО «Аромалюкс», передача помещений Арендаторам осуществлялась при условии надлежащего выполнения работ, определенных Разделом IV «Допуск
в Помещение» Приложения «Положение о Работах Арендодателя и Работах Арендатора», Арендодателем до даты подписания Договора сторонами.
В своем заявлении Общество обосновывает, что разрешение на ввод в эксплуатацию не может свидетельствовать о готовности объекта к эксплуатации, поскольку объект может требовать выполнения в нем работ капитального характера для доведения его до состояния, пригодного для использования по назначению.
Однако, Общество, указывая на то, что получение разрешения на ввод
в эксплуатацию не свидетельствует о готовности объекта к эксплуатации, приводит лишь теоретическое обоснование своей позиции, при этом не указывая
на то, что фактическое использование (эксплуатация) Объекта в запланированных (предпринимательских) целях осуществлялось ООО «Темпо Инвест» в период с августа 2016 года до оформления Обществом 29.05.2017 Акта приема-передачи здания (сооружения) по форме ОС-1, и, соответственно, до принятия Объекта на учет в составе основных средств. При этом на указанный период в отношении спорного Объекта было разрешено введение в эксплуатацию, согласно разрешению на ввод в эксплуатацию объекта № 78-07-16-2016 от 08.07.2016, соответственно Объект соответствовал строительным и иным нормам, а также утвержденной проектной документации. Эксплуатация Объекта в предпринимательских целях (предоставление в аренду коммерческих помещений, осуществление контрагентами-арендаторами предпринимательской деятельности в арендуемых помещениях, официальное открытие ТРК для покупателей) свидетельствует о возможности ООО «Темпо Инвест» полноценной эксплуатации как здания ТРК в целом, так и внутренних коммуникаций. Таким образом, исходя из экономической сущности, а также фактического использования, ТРК «Охта Молл» отвечал признакам основного средства.
Общество также ссылается на то, что включение объекта в перечень объектов, налоговая база по которым определятся как кадастровая стоимость, не является основанием для автоматического отнесения объекта к объектам основных средств и исчисления налога на имущество.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения
для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
При этом п.2 ст. 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию
на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ объект, включенный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором принят нормативный акт, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя
из кадастровой стоимости, в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых
по кадастровой стоимости, должен облагаться по кадастровой стоимости. В том числе пп.1 п.1 ст. 378.2 НК РФ установлено, что в отношении административно-деловых
и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
При этом согласно положениям статей 374 и 378.2 НК РФ во взаимосвязи необходимым условием для налогообложения налогом на имущество организаций объекта, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых
по кадастровой стоимости, является учет его на балансе в качестве объекта основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Указанная позиция поддерживается Обществом, а также не противоречит позиции Инспекции, однако, следует учитывать тот факт, что спорный Объект, исходя
из его экономической сущности (в частности, его соответствие п. 4 ПБУ 6/01), должен был быть принят к учету как основное средство на 01.01.2017, то есть на 1 января года налогового периода.
При этом положения ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п.п. 1 и п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, утверждаются ежегодно, что предполагает возможность как расширение перечня путем включения новых объектов, так и исключение из перечня ранее внесенных объектов.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга
от 18.08.2014 №737.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 № 207 (с учетом изменений) «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» (далее – Постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 23.03.2016 №207) создана Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, утверждено положение о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, согласно п. 3.8 которого определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга отнесено к полномочиям Комитета.
В соответствии с п. 3.7 Постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 23.03.2016 №207 комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга определяет на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещает перечень на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обязательным условием включения конкретного объекта в указанный перечень является его предварительное обследование на предмет фактического использования.
Таким образом, налогоплательщик, прежде чем исчислять налог на имущество организаций по правилам ст.378.2 НК РФ, должен удостовериться в том,
что принадлежащий ему объект налогообложения включен в соответствующий перечень, утвержденный на очередной налоговый период.
С учетом изложенного и в соответствии с Приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20.12.2016 №260-п (с учетом изменений) «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в перечень включен объект с кадастровым номером 78:11:0006047:2194, расположенный по адресу Санкт-Петербург, Брантовская дорога, д.3.
В силу положений п.8 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), утвержденного Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 18.08.2014 №737, в случае несогласия налогоплательщика
с результатами определения вида фактического использования объекта указанное лицо вправе до 20 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду, подать
в Комитет возражения на результаты определения вида фактического использования объекта.
Комитет рассматривает возражения, если к ним приложены документы, подтверждающие основания возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении объекта, а также документы, обосновывающие изложенные в возражениях доводы.
Таким образом, соответствующие возражения подаются в уполномоченный орган, а не в налоговый орган по месту учета.
На основании изложенного, материалами дела подтверждается правомерность доначисления Инспекцией ООО «Темпо Инвест» налога на имущество организаций за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 в сумме 12 960 716 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по делу отнести на заявителя
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.