Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 октября 2022 года Дело № А56-25386/2022
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
С.Б. Гуляев
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маринской Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Отделу Министерства Внутренних дел России по г. Сосновый Бор Ленинградской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «КИСТОЧКИ Финанс»
об отмене определения № 7321 о прекращении производства по делу об административном правонарушении
при участии
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 24.12.2021
от заинтересованного лица – не явился, извещён
от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 16.05.2022
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене определения Отдела Министерства Внутренних дел России по г. Сосновый Бор Ленинградской области (далее – Отдел) № 7321 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «КИСТОЧКИ Финанс» (далее – Общество).
Определением суда от 20.04.2022 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного.
Определением суда от 20.06.2022 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, третье лицо против удовлетворения заявленных требований возражало.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направило своего представителя в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 15.12.2021 Отделом возбуждено дело об административном правонарушении №7321 по части 1 статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по факту возможного незаконного использования Предпринимателем товарного знака «KISTICHKI», «Кисточки», принадлежащего Обществу.
14.02.2022 Отделом вынесено определение №7321 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Предпринимателя по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным определением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Обстоятельства, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 29.4 КоАП РФ), перечислены в статье 24.5 КоАП РФ, в число которых, в частности, входит отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что при наличии обстоятельства, указанного в части 2 статьи 29.4 КоАП РФ, выносится постановление.
Следует отметить, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении определение выносится в случае разрешения следующих вопросов:
1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
3) об отложении рассмотрения дела;
4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица;
6) о наложении ареста на имущество, об отказе в наложении ареста на имущество или отмене ареста, наложенного на имущество, в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
Из текста оспариваемого определения следует, что Предприниматель в результате незаконного использования чужого товарного знака «KISTICHKI», «Кисточки» причинила ущерб правообладателю в крупном размере, тем самым в её действиях содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Суд соглашается с мнением заявителя, что фактически дело прекращено в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, а не п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Однако такое постановление могло быть принято только по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Учитывая норму п. 3 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу на основании ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ может быть вынесено в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения, установленного по результатам административного расследования.
Частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ установлено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (часть 3.1 указанной статьи).
Статьёй 29.7 КоАП РФ предусмотрен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
Из вышеприведённого следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении предусматривает участие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.
Между тем из материалов дела не усматривается сведений о рассмотрении дела об административном правонарушении с соблюдением установленных процессуальных требований, обратного в материалы дела Отделом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии процедурных нарушений со стороны административного органа.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о лишении заявителя гарантий защиты прав, предоставленных ему действующим законодательством. В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указанное является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, что служит основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого определения административного органа.
Учитывая вышеизложенное, определение от 14.02.2022 №7321 о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным и отменить определение Отдела Министерства внутренних дел России по г. Сосновый Бор Ленинградской области от 14.02.2022 №7321 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.