ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-25477/09 от 01.09.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 сентября 2009 года Дело № А56-25477/2009

Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 03 сентября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Несмиян С.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзенковой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ООО "ЮПМ-Кюмене"

ответчик: ОАО "Российские железные дороги"

о взыскании 6480,55 рублей.

при участии

- от истца: адвокат Бородултн С.И., доверенность № 38 от 04.03.2009

- от ответчика: ю/к Мекшун Н.В., доверенность № ю-11/207 от 22.12.2008

установил:

ООО "ЮПМ-Кюммене" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возврате 6 480 рублей 55 копеек необоснованно списанных с лицевого счета № 06117237 ООО «ЮПМ-Кюммене» в Санкт-Петербургском ТехПД в качестве платы за пользование вагонами на станционных путях, сбора за маневровую работу локомотива, сбор за телеграфное уведомление по перечню железнодорожных документов № 116 от 29.04.2008, а также о 745 рублей 55 копеек - проценты за пользование денежными средствами вследствие необоснованного списания.

Истец полагает, что по операциям с вагонами в процессе таможенного оформления, которое в силу прямого указания Таможенного кодекса РФ должно производиться перевозчиком, расходы должен нести перевозчик.

Ответчик просит в иске отказать, ссылаясь на наличие у грузополучателя обязанности вносить плату на основании статей 22, 37, 38, 39 Устава железнодорожного транспорта, а также просит снизить неустойку.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что 18.04.2008 на пограничной станции Бусловская Октябрьской железной дороги по причине расхождения кодов товара в накладной и ГТД Выборгской таможней задержаны вагоны №№ 59747162, 91500041 с грузом баланс березовый, следовавшие со станции Торбино Окт.ж.д., грузоотправитель ООО «Рашутино-Лес», на станцию Куусанкоски Финляндской железной дороги, грузополучатель АО УПМ-Кюммене.

По факту задержки составлен акт общей формы № 0660А от 19.04.2008, из которого следует, что при осмотре в вагонах вывозимого груза обнаружено расхождение кодов товара в накладной и ГТД. После проверки нарушения не подтвердились. Выпущены 19.04.2008. Начислена плата за пользование вагонами с 16-59 18.03.2008 по 14-00 19.04.2008 в сумме 466 рублей 20 копеек, сбор за хранение груза в ЗТК - 3 754 рубля 80 копеек, сбор за маневровую работу локомотива – 1 158 рублей 00 копеек, сбор за телеграфное уведомление – 356 рублей 00 копеек. Указанные суммы списаны с лицевого счета № 06117237 ООО «ЮПМ-Кюммене» в Санкт-Петербургском ТехПД по перечню железнодорожных документов № 116 от 29.04.2008.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 О некоторых вопросах практики применения #M12291 901838121Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" #Sп#ри рассмотрении споров следует учитывать, что в случаях когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД) и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом   перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.

Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка)   требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД.

В перевозочных документах ООО «ЮПМ-Кюммене» значится в качестве плательщика за перевозку по железным дорогам страны отправления.

В соответствии с пунктом 3.1.10. Прейскуранта № 10-01, утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 № 47-т/5 р#ррасходы РЖД, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы согласно #M12293 6 901838121 1265885411 24570 2255137399 221893450 4294967294 1383492 143779899 250049143статье 22 Устава#S, возмещаются плательщиком по перевозке (грузоотправителем, грузополучателем или экспедиторской организацией  ) по тарифам, сборам и платам в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке, установленном соответствующим международным транспортным правом

Согласно статье 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.

Статьями 77, 116 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами.

Указанные места являются зоной таможенного контроля. Железная дорога обязана обеспечить сохранность товаров и исключить доступ к ним посторонних лиц.

Товары, хранящиеся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля в соответствии с настоящей статьей, рассматриваются для таможенных целей как находящиеся на временном хранении. Разгрузка товаров и их перемещение в любое другое место допускаются с разрешения таможенного органа.

Статьей 93 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.

Оплата хранения груза в зоне таможенного контроля должна производиться в соответствии с Тарифным руководством № 3.

Централизованные расчеты по оплате дополнительных услуг, договорным тарифам и иным платежам, связанным с осуществлением перевозки, предусмотрены договором об организации перевозок № 0060423/07 от 05.12.2005, заключённым между ОАО «РЖД» в лице ДЦФТО Октябрьской железной дороги и ООО "ЮПМ-Кюммене»". Указанный договор является по отдельному виду обязательств договором транспортной экспедиции. В соответствии с пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка) являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Ввиду отсутствия экспедиторских документов по экспедированию вагонов №№ 59747162, 91500041 с грузом баланс березовый договор № 0060423/07 от 05.12.2005 к отношениям сторон по оплате обработки указанных вагонов применяться не может.

Согласно статье 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации «расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей». ООО «ЮПМ-Кюммене» не является грузоотправителем или грузополучателем.

Соглашение № 6117237 от 19.01.2006 о централизованных расчётах также не регулирует отношения сторон об оплате расходов, связанных с задержкой вагонов по инициативе таможенных органов. Указанное соглашение относится к отправкам, которые оформлены ООО «ЮПМ-Кюммене» в качестве отправителя или экспедитора. В договоре перевозки (железнодорожной накладной) ООО «ЮПМ-Кюммене» в качестве экспедитора не выступало.

Списание произведено без оснований, предусмотренных законом или договором. Списанные средства подлежат возврату.

За неосновательное пользование денежными средствами истец правомерно требует уплаты процентов по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На ответчика также возлагаются судебные издержки по оплате услуг адвоката в сумме 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

  Взыскать с ОАО "Российские железные дороги» в пользу ООО "ЮПМ-Кюммене" 6 480 рублей 55 копеек основной долг, 745 рублей 55 копеек – проценты, 500 рублей 00 копеек – расходы по госпошлине и 2 000 рублей – судебные издержки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Несмиян С.И.