ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-25600/07 от 11.09.2007 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 сентября 2007 года                                                                     Дело № А56-25600/2007

Резолютивная часть решения объявлена  11 сентября 2007 года.

Полный текст решения изготовлен сентября 2007 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Спецаковой Т.Е.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Спецаковой Т.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец ООО "Мега-Альянс"

ответчик Межрайонная ИФНС России №16 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии

- от истца: Ковалевой Е.Б. доверенность от 28.04.2007, Прокопенко Е.А. доверенность от 28.04.2007

- от ответчика: Красиковой В.В. доверенность от 28.08.2007 №17-01/28842, Косарим Т.А. доверенность от 28.03.2007 №17-01/09478

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области  с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по  Санкт-Петербургу о признании недействительным решения  № 06-05/27351 от 06.08.2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

 Ответчик - налоговая инспекция просит заявление отклонить, ссылаясь на то, что в результате проверки было выявлены нарушения установленных Налоговым кодексом требований.

 Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.  

 Межрайонной инспекцией ФНС России № 16 по Санкт-Петербургу по результатам камеральной  проверки налоговой декларации Общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» по вопросу обоснованности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость  и налоговых вычетов зафевраль 2007 года принято решение № 06-05/27351 от 06.08.2007 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в возмещении НДС из бюджета в сумме 479 715 руб.

В обоснование налоговая инспекция в решении сослалась на следующее единственное обстоятельство: товары вывозились с территории РФ в таможенном режиме «реэкспорта» (ЭК11), в связи с этим применение ставки 0 процентов неправомерно, поскольку реализация на экспорт в феврале не осуществлялась.

Доводы налоговой инспекции отклонены судом в силу следующего.

Заявитель представил в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 % за февраль 2007 года и документы, предусмотренные ст. 165 Налогового кодекса РФ, подтверждающие применение ставки 0%. В соответствии с указанной декларацией реализация товаров, составила 280 526 990 руб. и сумма налоговых вычетов по операциям по реализации товаров составила 479 715р.

Согласно пп. 1 п.1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Налоговый орган не оспаривает факт представления заявителем необходимого пакета документов, предусмотренного вышеуказанной нормой, указав при этом на необоснованность применения ставки 0 процентов при исчислении НДС.

Из материалов дела следует, что заявитель,   в   соответствии   с   дистрибьюторским   договором   б/н   от   10.03.2006г., приобретает телефонные  аппараты  Samsung для  целей дальнейшей перепродажи   розничным   и   оптовым   покупателям.

Партия ввезенного товара, прибывшая на таможенную территорию РФ и находящаяся в пункте пропуска через государственную границу РФ либо в иной зоне таможенного контроля и не помещенная под какой-либо таможенный режим, в зависимости от заявок покупателей, оформляется в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления». Оставшаяся часть ввезенной партии оформляется в таможенном режиме «реэкспорт».

В налоговом законодательстве также отсутствует определение понятия «реэкспорт», поэтому согласно п.1 ст.11 НК РФ следует обратиться к нормативным актам иных отраслей законодательства, в которых оно содержится. В силу ст. 239 Таможенного кодекса РФ под реэкспортом товаров понимается вывоз, ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, товаров за ее пределы.

Таким образом, заявитель правильно указывает на то, что вывоз товаров в таможенном режиме реэкспорта не предполагает их обратного ввоза и является разновидностью экспорта (ст. 155 ТК РФ).

В соответствии с п.2 ст. 156 Таможенного кодекса РФ лицо вправе в  любое  время  выбрать  любой  таможенный  режим  или  изменить  его  на другой  в соответствии с настоящим Кодексом. Часть ввозимой партии товара, в соответствии с п. 2 ст. 156 оформляется в таможенном режиме реэкспорт. В соответствии со пп. 3 п.1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации под таможенный режим реэкспорта НДС не уплачивается.

Статья 151 НК РФ является специальной нормой, регламентирующей особенности и порядок налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. В силу подпункта 1 пункта 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. В соотношении со ст. 151 НК РФ, статья 164 НК РФ «Налоговые ставки» является нормой, устанавливающей общий порядок налогообложения при осуществлении различных операций.

Следовательно, в соответствии с вышеприведенными нормами закона заявитель, оформляя товар при его ввозе в таможенном режиме «реэкспорт» НДС не уплачивал в силу закона.

В соответствии с пп.2 п.2 ст. 151  НК РФ при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

Положения приведенной нормы закона  предусматривают  возврат  сумм   налога  в   случае,   когда  таможенный   режим реэкспорта заявляется  как завершающий.  То  есть,  при  ввозе товара на таможенную территорию РФ налогоплательщик заявляет иной таможенный режим, нежели реэкспорт и, соответственно,   уплачивает   НДС   в   соответствии   с   другим   таможенным   режимом. Заявитель не менял таможенный режим ни при ввозе товара на таможенную территорию РФ ни при вывозе товара с таможенной территории РФ. То есть, таможенный режим реэкспорт были единственным заявленным заявителем  и разрешенным таможенными органами в соответствии со ст. 157 Таможенного кодекса РФ. Следовательно, пп.2 п.2 ст. 151 НК РФ в настоящей ситуации применяться не может, так как в силу закона НДС не уплачивается изначально.

Кроме   того,   в   силу   ст.   146   объектом   налогообложения   признаются   операции   по реализации товаров. В налоговом законодательстве отсутствуют   определения понятий «экспорт»  и  «реэкспорт»,  поэтому  согласно  п.1   ст. 11   НК  РФ  следует обратиться  к нормативным актам иных отраслей законодательства, в которых оно  содержится. В силу п.29 ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под экспортом товара понимается «вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе».

Следовательно, заявитель правильно указывает на то, что основной признак экспортной операции - факт вывоза товаров за пределы территории РФ. Таким образом, налогом на добавленную стоимость облагается экспортная операция, а не таможенный режим, то есть операция по реализации товаров за пределы    таможенной    территории   РФ.

Факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации подтвержден представленными в налоговый орган и в материалы дела грузовыми таможенными декларациями с соответствующими отметками таможенных органов.

Таким образом, все условия, предусмотренные главой 21 НК РФ для применения ставки 0 процентов при исчислении НДС, налогоплательщиком выполнены.

Согласно определению Конституционного суда от 04.04.2006 г. № 98-О по жалобе ООО «Производственная фирма «Лагом»: при реализации товаров на экспорт право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость возникает в силу заключения сделки с иностранным контрагентом, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость у которого отсутствует. Следовательно, сумма налога,    уплаченная    контрагентам    налогоплательщика    на    территории    Российской Федерации, не включается в стоимость товара, отправленного на экспорт, и должна быть возмещена  налогоплательщику  из  бюджета.   Данные   положения   Налогового   кодекса Российской Федерации направлены на стимулирование развития внешнеторгового оборота и создание наиболее выгодных и благоприятных условий для совершения экспортных сделок.

Доводы налоговой инспекции не имеют правового обоснования, носят формальный характер, не основанный на нормах Налогового кодекса.                  

Решение  об отказе Обществу в применении налоговых вычетов и об отказе в возмещении НДС является незаконным.

          Руководствуясь статьями 110, 169-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №16 по Санкт-Петербургу от 06.08.2007 №06-05/27351 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №16 по Санкт-Петербургу в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Мега-Альянс» судебные расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья                                                                                        Спецакова Т.Е.