ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-25713/17 от 15.09.2017 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 сентября 2017 года Дело № А56-25713/2017

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2017 года. Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Тетерина А.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВТОРМЕТ"

заинтересованное лицо: Балтийская таможня

об оспаривании решений о корректировке таможенной стоимости товаров

при участии

от заявителя: не явился

от заинтересованного лица: ФИО1, доверенность от 30.12.2016

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВТОРМЕТ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Балтийской таможни от 30.01.2017 о
корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по декларациям на товары №№ 10216110/100615/0023875, 10216110/180615/0025351, 10216110/080715/0029936, 10216110/160715/0031730, 10216110/070515/0017614, 10216110/130515/0018723, 10216110/200515/0019790, 10216110/080615/0023310, 10216110/150615/0024559, 10216110/300615/0027961, 10216110/300615/0028044.

Таможенный орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя таможни, установил следующее:

ООО «Втормет» в рамках внешнеэкономического контракта от 12.08.2014 № 01/08-14, заключенного с компанией «FSR Trade GMBH» (HRB 20840) (Германия), по ДТ №№ 10216110/070515/0017614, 10216110/130515/0018723, 10216110/200515/0019790, 10216110/080615/0023310, 10216110/150615/0024559, 10216110/300615/0027961, 10216110/300615/0028044, под таможенную процедуру «экспорт» помещены товары «отходы и лом углеродистой стали вида 2А, ЗА, 5А,12А ГОСТ 2787-75, в виде изделий из черных металлов, окончательно непригодные для использования вследствие поломки, разрезов, износа», код ТН ВЭД ЕАЭС 7204 49 900 0, общая таможенная стоимость - 842 412 355,4 руб., общий вес нетто - 80 500 000 кг., ставка вывозной таможенной пошлины 10%.

ООО «Втормет» в рамках внешнеэкономического контракта от 16.03.2015 №01/03-15, заключенного с компанией «FSR Trade GMBH» (HRB 20840) (Германия), по ДТ №№ 10216110/100615/0023875, 10216110/180615/0025351, 10216110/080715/0029936, 10216110/160715/0031730, под таможенную процедуру «экспорт» помещены товары «отходы и лом черных металлов в виде токарной стружки, обрезков, обломков, отходов фрезерного производства, опилок, группа 14А-16А, ГОСТ2787-75», код ТН ВЭД ТС 7204 41 100 0, общий вес нетто - 28 680 000 кг, таможенная стоимость - 289 547 022,6 руб., ставка вывозной таможенной пошлины 5%.

Таможенная стоимость товаров, задекларированных по рассматриваемым ДТ, определена декларантом по методу «по стоимости сделки с вывозимыми товарами», регламентированному Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191 (далее - Правила) и заявлена в соответствии с положениями Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 27.01.2011 № 152.

В период с 11.08.2015 по 30.01.2017 на основании статьи 131 ТК ТС Балтийской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Втормет» по вопросу достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, помещенных ООО «Втормет» под таможенную процедуру «экспорт», в том числе, по ДТ № 10216110/130515/0018723.

В ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом выявлен факт заявления ООО «Втормет» недостоверных сведений о таможенной стоимости указанных товаров, путем не включения в таможенную стоимость суммы денежных средств, уплаченных на счет ООО «Втормет» иностранным контрагентом, в размере, эквивалентном размеру экспортной таможенной пошлины, уплаченной ООО «Втормет» при таможенном декларировании рассматриваемых товаров, в связи с чем также выявлен факт неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров.

В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что товары, задекларированные по вышеуказанным ДТ, были погружены на транспортные средства, отличные от транспортных средств, указанных в поручениях на погрузку, заявленных при декларировании товаров по вышеуказанным ДТ.

С целью получения копии поручений на погрузку товаров, задекларированных по проверяемым ДТ, а так же получения копий документов, подтверждающих погрузку товаров, задекларированных по вышеуказанным ДТ, на транспортные средства с целью вывоза с таможенной территории Таможенного союза Балтийской таможней направлены запрос от 30.11.2016 №42-10/56181 в АО «Петролеспорт», а так же запрос от 08.12.2016 №42-10/57854 в АО «Морской Порт Санкт-Петербург».

Письмом от 06.12.2016 №3439 АО «Петролеспорт» сообщается, что перевалка товаров, задекларированных по проверяемым ДТ на терминале АО «Петролеспорт» не осуществлялась.

Письмом от 13.12.2016 №09-05/ОКиПР - 307 АО «Морской порт Санкт-Петербург» представлены копии документов (поручений на погрузку, коносаментов, манифестов, деклараций на товары), подтверждающих погрузку и вывоз лома черных металлов и стружки металлической за пределы таможенной территории Таможенного союза.

В ходе анализа представленных документов установлено следующее:

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/100615/0023875, были погружены на борт судна Белизия, что подтверждается поручением на погрузку №741/25, спецификацией к поручению №741/25, Коносаментом от 21.06.2015 №1, Карго манифестом от 21.06.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/180615/0025351, были погружены на борт судна Алезия, что подтверждается поручением на погрузку №741/27, спецификацией к поручению №741/27, Коносаментом от 02.07.2015 №1, Карго манифестом от 02.07.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/080715/0029936, были погружены на борт судна СКЛ Маргрит, что подтверждается поручением на погрузку №741/30, спецификацией к поручению №741/30, Коносаментом от 16.07.2015 №1, Карго манифестом от 16.07.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/160715/0031730, были погружены на борт судна Анна, что подтверждается поручением на погрузку №741/31, спецификацией к поручению №741/31, Коносаментом от 27.07.2015 №1, Карго манифестом от 27.07.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/070515/0017614, были погружены на борт судна Лион, что подтверждается поручением на погрузку №741/21, спецификацией к поручению №741/21, Коносаментом от 26.05.2015 №1, Карго манифестом от 26.05.2015,;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/130515/0018723, были погружены на борт судна Лион, что подтверждается поручением на погрузку №741/22, спецификацией к поручению №741/22, Коносаментом от 26.05.2015 №1, Карго манифестом от 26.05.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/200515/0019790, были погружены на борт судна Крис ДЖР, что подтверждается поручением на погрузку №741/23, спецификацией к поручению №741/23, Коносаментом от 01.06.2015 №1, Карго манифестом от 01.06.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/080615/0023310, были погружены на борт судна Майкл С, что подтверждается поручением на погрузку №741/24, спецификацией к поручению №741/24, Коносаментом от 20.06.2015 №1, Карго манифестом от 20.06.2015,;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/150615/0024559, были погружены на борт судна Майкл С, что подтверждается поручением на погрузку №741/26, спецификацией к поручению №741/26, Коносаментом от 20.06.2015 №1, Карго манифестом от 20.06.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/300615/0027961, были погружены на борт судна Генко Авра, что подтверждается поручением на погрузку №741/28, спецификацией к поручению №741/28, Коносаментом от 18.07.2015 №1, Карго манифестом от 18.07.2015;

Товары, задекларированные по ДТ №10216110/300615/0028044, были погружены на борт судна Генко Авра, что подтверждается поручением на погрузку №741/29, спецификацией к поручению №741/29, Коносаментом от 18.07.2015 №1, Карго манифестом от 18.07.2015.

В соответствии с п. 3.1 Контракта поставка производится на условиях FCA Санкт-Петербург согласно правилам Инкотермс-2000 с учетом положений установленных п. 3.2-3.5 контракта.

Согласно п. 3.2 контракта оплата экспортной таможенной пошлины производится за счет Покупателя.

В соответствии с п.3.3 Контракта таможенное оформление производится Продавцом за свой счет.

В соответствии с п.5.1 Контракта оплата производится в Долларах США в форме банковского перевода на счет Продавца, за фактически поставленное количество товара в течение 90 дней с момента таможенного оформления товара на территории РФ.

В целях осуществления расчетов по контракту от 12.08.2014 №01/08-14 ООО «Втормет» оформлен паспорт сделки от 20.08.2014 №14080014/1978/0000/1/1 в ОАО «Московский Кредитный Банк».

В письме от 09.06.2015 №36-1100, представленном ОАО «Московский Кредитный Банк» в ответ на запросы Балтийской таможни от 21.05.2015 №42-10/21088 и от 25.05.2015 №42-10/21552, представлена ведомость банковского контроля по паспорту сделки от 20.08.2014 №14080014/1978/0000/1/1.

В ходе анализа полученных документов установлено, что сведения, заявленные в гр. 22 в ДТ № 10216110/130515/0018723, корреспондируют со сведениями, содержащимися в ведомости банковского контроля по ПС от 20.08.2014 №14080014/1978/0000/1/1, представленном ОАО «Московский Кредитный Банк».

В ходе проверки уставлено, что ООО «Втормет» дополнительно заключен агентский договор от 10.09.2010 №1-0910 (далее - Агентский договор) с компанией ФСР Трейд ГмбХ(HRB 20840) (Германия), согласно которому ООО «Втормет» выступает в качестве - Агента, а иностранная организация ФСР Трейд ГмбХ выступает в качестве - Принципала.

В соответствии с п. 1.1 Агентского договора Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала таможенные платежи, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги.

Согласно п. 2.3 Агент обязуется предоставить Принципалу отчет и акт выполненных работ за месяц не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Согласно п. 2.4 оплата всех расходов по выполнению Агентского договора осуществляется за счет Принципала.

Принципал обязуется перечислить на счет Агента денежные средства в течение 20 дней с момента получения отчета и акта выполненных работ без замечаний.

В соответствии с п. 2.5 Агентского договора под расходами во исполнение договора стороны понимают:

- оплату вывозной таможенной пошлины;

- оплату необходимых банковских услуг.

В целях осуществления расчетов по агентскому договору от 10.09.2010 №1-0910 ООО «Втормет» оформлен паспорт сделки от 20.09.2010 №10090001/2272/0070/3/0 в Северо-Западном филиале ПАО «РОСБАНК».

В ведомости банковского контроля по паспорту сделки от 20.09.2010 №10090001/2272/0070/3/0 в подразделе III.I. «сведения о подтверждающих документах» с целью подтверждения движения денежных средств указаны акты выполненных работ за оказанные услуги, выставленные ООО «Втормет» в адрес «FSR Trade GmbH» на основании агентского договора от 10.09.2010 №1-0910.

Письмом от 17.07.2015 №201-15-02-18/26 Северо-Западным филиалом ПАО «РОСБАНК» представлены копии актов выполненных работ, указанных в подразделе III.I. «сведения о подтверждающих документах» ведомости банковского контроля по ПС от 20.09.2010 № 10090001 /2272/0070/3/0.

В ходе анализа полученных документов установлено следующее:

Иностранным контрагентом «FSR Trade GmbH» в целях исполнения п. 2.4 Агентского договора, осуществлены платежи в адрес ООО «Втормет», подразумевающие возврат уплаченных ООО «Втормет» вывозных таможенных пошлин. В целях подтверждения поступления платежей ООО «Втормет» представлены в банк акты выполненных работ, выставленных в адрес «FSR Trade GmbH». Суммы поступивших денежных средств на счет ООО «Втормет» корреспондируют со сведениями, содержащимися в актах выполненных работ, а так же с суммами уплаченных ООО «Втормет» вывозных таможенных пошлин.

№/дата Акта выполненных работ

Наименование работы (услуги)

Сумма, руб.

№В00039 от 07.05.2015

Таможенная пошлина за Лион 14000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

12949782,73

№В00040 от 13.05.2015

Таможенная пошлина за Лион 8000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

7537919,53

№В00041 от 20.05.2015

Таможенная пошлина за Крис ГР 10000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

9593044,76

№В00045 от 08.06.2015

Таможенная пошлина за Михаэл С 17000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

20469670,96

№В00047 от 15.06.2015

Таможенная пошлина за Михаэл С 4000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

4669297,27

№В00053 от 30.06.2015

Таможенная пошлина за Генко Авра 20000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

21106560,22

№В00055 от 30.06.2015

Таможенная пошлина за Генко Авра 7500 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

7914960,08

№В00046 от 10.06.2015

Таможенная пошлина за Белизию 7700 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

3869935,3

№В00051 от 18.06.2015

Таможенная пошлина за Алезию 6680 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

3527664,58

№В00059 от 08.07.2015

Таможенная пошлина за СКЛ Маргрит 7300 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

3614138,75

№В00060 от 16.07.2015

Таможенная пошлина за Анну 7000 тн по дог №1-0910 от 10.09.10

3465612,5

Итого

98718586,68

Письмом от 31.08.2015 №б/н ООО «Втормет», в ответ на требование Балтийской таможни о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 14.08.2015 №42-10/34327 были представлены, в том числе копии платежных поручений, согласно которым «FSR Trade GmbH» выступает плательщиком, а ООО «Втормет» указан как получатель денежных средств.

Согласно комментариям на представленных платежных поручениях, подписанными генеральным директором ООО «Втормет» и заверенными печатью ООО «Втормет», по указанным в таблице 3 платежным поручениям производилась оплата экспортной таможенной пошлины по проверяемым ДТ.

Номер ДТ

Номер платежного поручения

Сумма платежа,

руб.

10216110/070515/0017614

№414 от 03.06.2015

20487702,25

10216110/130515/0018723

10216110/200515/0019790

№224 от 11.06.2015

9593044,77

10216110/300615/0027961

№7 от 30.07.2015

28025895,41

10216110/300615/0028044

№124 от 07.07.2015

26134593,12

10216110/150615/0024559

10216110/080615/0023310

10216110/100615/0023875

№333 от 30.06.2015

7397599,88

10216110/180615/0025351

10216110/080715/0029936

№21 от 29.07.2015

7079751,25

В ходе анализа представленных платежных поручений установлено, что суммы перечисленных денежных средств, согласно вышеуказанным платежным поручениям, корреспондируют с суммами вывозных таможенных пошлин, уплаченных ООО «Втормет» при таможенном декларировании проверяемых товаров.

Возмещение уплаченной ООО «Втормет» вывозной таможенной пошлины фактически произведено покупателем, что подтверждается соответствующими сведениями, содержащимися в ведомости банковского контроля по паспорту сделки.

Учитывая представленные ООО «Втормет», Северо-Западным филиалом ПАО «РОСБАНК» в ходе проведения камеральной таможенной проверки документы, подтверждающие оплату иностранным контрагентом компенсации таможенной пошлины, таможенным органом установлено, что фактически покупателем за товары, задекларированные по рассматриваемой ДТ, уплачены денежные средства, представляющие собой: 1) стоимость товаров, к соглашению о которой Стороны пришли в Контракте; 2) компенсацию (возмещение) понесенных ООО «Втормет» расходов по оплате экспортной таможенной пошлины; 3) агентское вознаграждение.

Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом выявлен факт заявления ООО «Втормет» недостоверных сведений о таможенной стоимости указанных товаров, а также факт неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров.

По результатам проведенной камеральной таможенной проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки от 30.01.2017 № 10216000/210/300117/А0146.

30.01.2017 таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной
стоимости товаров, задекларированных по ДТ №№ 10216110/100615/0023875,
10216110/180615/0025351, 10216110/080715/0029936, 10216110/160715/0031730,

10216110/070515/0017614, 10216110/130515/0018723, 10216110/200515/0019790,

10216110/080615/0023 310, 10216110/150615/0024559, 10216110/300615/0027961, 10216110/300615/0028044.

Общество не согласилось с решениями о корректировке таможенной стоимости и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Евразийского экономического союза, с учетом положений статьи 101 Договора.

Статьей 99 ТК ТС установлено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.

Согласно пункту 1 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 статьи 122 ТК ТС, при таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.

Согласно статье 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем таможенный орган вправе проводить таможенный контроль, в том числе, в форме камеральной таможенной проверки. Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен конкретный перечень поводов для проведения таможенной проверки. Вместе с тем, исходя из комплексного анализа, поводом для проведения таможенной проверки могут явиться выявленные таможенным органом по результатам общего анализа статистики таможенного декларирования определенного рода товаров признаки несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Тот факт, что на момент таможенного декларирования у таможенного органа «отсутствовали замечания по расчету таможенной стоимости» не имеет отношения к существу настоящего спора, поскольку не может свидетельствовать о неправомерности решений таможенного органа и являться основанием для их отмены.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191 утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение), при вывозе товаров из Российской Федерации (далее -оцениваемые (вывозимые) товары).

Согласно пункту 7 Правил, основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.

В соответствии с пунктом 8 Правил в случае, если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода «по стоимости сделки с вывозимыми товарами» (метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), либо метода сложения (метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.

Как следует из пункта 11 Правил, таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при одновременном выполнении определенных условий.

Пунктом 16 Правил установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.

Как следует из пункта 17 Правил, при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену, в том числе, расходы, которые произведены покупателем:

- на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

- на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (вывозимыми) товарами;

- по упаковке оцениваемых (вывозимых) товаров, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Несмотря на то, что во внешнеторговом контракте от 14.08.2014 № 3/2014/Р указано, что цена товара не включает расходы по перевалке груза в морских портах Российской Федерации и уплату вывозной таможенной пошлины и иных таможенных платежей, в указанном контракте содержится также условие, что Покупатель оплачивает (возмещает) Продавцу суммы уплаченных в отношении Товара таможенных пошлин.

Учитывая указанные обстоятельства, в силу императивных положений пункта 16 Правил, данные расходы иностранного покупателя следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу.

В рассматриваемом случае в таможенную стоимость подлежит включению не сама экспортная таможенная пошлина, а денежные средства (платеж) в размере, эквивалентном размеру таможенной пошлины за конкретный товар, фактически перечисленные покупателем в адрес продавца, т.е. компенсация (возмещение), представляемая покупателем продавцу за понесенные продавцом расходы, связанные с исполнением установленной законом обязанности по уплате экспортной таможенной пошлины (т.е. денежные средства имеют совершенно иной статус).

Также следует отметить, что согласно статье 79 ТК ТС и статье 114 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств -членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

При таможенном декларировании в графе 14 «Декларант» ДТ
№№ 10216110/100615/0023875, 10216110/180615/0025351, 10216110/080715/0029936,
10216110/160715/0031730, 10216110/070515/0017614, 10216110/130515/0018723,

10216110/200515/0019790, 10216110/080615/0023310, 10216110/150615/0024559,

10216110/300615/0027961, 10216110/300615/0028044 указано ООО «ВТОРМЕТ».

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возложена на декларанта. Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрены случаи возложения данной обязанности на иных лиц в силу договора, а не в силу закона.

Таким образом, «пользу» в данном случае извлекает именно ООО «Втормет», получая от иностранного контрагента компенсацию в размере, эквивалентном размеру обязательных платежей.

Ссылка Общества на положения статьи 188 ТК ТС основана на неверном толковании положений таможенного законодательства Таможенного союза.

Как следует из пункта 4 статьи 188 ТК ТС, декларант обязан обеспечить уплату таможенных платежей в соответствии с ТК ТС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ТК ТС исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 ТК ТС;

5) иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Как следует из пункта 3 статьи 85 ТК ТС обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 86 ТК ТС уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

- денежными средствами (деньгами);

- банковской гарантией;

- поручительством;

- залогом имущества.

Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрены такие случаи и способы обеспечения, как фактическое возложение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на иное лицо.

Кроме того, из положений ТК ТС следует, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов является защитной мерой федерального бюджета от неисполнения декларантом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Общество ссылается на статью 5 Соглашения, определяющую дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, которая запрещает включать в таможенную стоимость ввозимых товаров пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей оцениваемых (ввозимых) товаров, в то время как в рассматриваемом случае спорный товар вывозится из Российской Федерации.

Также следует отметить, что пунктом статьей 17 Правил (по аналогии со статьей 5 Соглашения) регламентировано, что при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену, определенные расходы; положений, ограничивающих или запрещающих включение (а не добавление) тех или иных компонентов в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, Правила не содержат.

Как отмечено ранее, в таможенную стоимость подлежит включению не сама таможенная пошлина, а так называемая компенсация, представляемая Покупателем Продавцу (т.е. денежные средства имеют совершенно иной статус).

В данном случае, компенсация, представляемая покупателем продавцу, является не дополнительным начислением к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары (пункт 17 Правил), а платежом за эти товары, осуществленным покупателем непосредственно продавцу, который входит в общую сумму всех платежей за эти товары (таможенный орган руководствовался пунктом 16 Правил), в связи с чем, представляется несостоятельным довод Общества о расширительном толковании пункта 17 Правил.

Также необходимо отметить некорректность толковании ООО «Втормет» разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18, поскольку указанные разъяснения касаются товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

На основании указанных выше нормативных положений, в рассматриваемом случае сумма денежных средств в размере, эквивалентном размеру вывозной таможенной пошлины за спорный товар, уплаченная непосредственно покупателем продавцу, включается в общую сумму всех платежей за оцениваемые (вывозимые) товары и является ценой, фактически уплаченной (подлежащей уплате) за этот товар.

С учетом изложенного, решения таможенного органа от 30.01.2017 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по рассматриваемой ДТ, не противоречат положениям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, и не нарушают права и законные интересы Заявителя.

При таких обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья Тетерин А.М.