Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
07 июня 2022 года Дело № А56-2587/2022
Резолютивная часть решения объявлена мая 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Кит»
заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу
третье лицо Межрайонная ИФНС России № 12; Управление ФНС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании,
при участии
от заявителя: Смирнов Н.В. (по доверенности от 04.04.2020)
от заинтересованного лица: Колесник Г.Н. (по доверенности от 30.12.2021)
от третьего лица: Зиновьева Г.В. (по доверенности от 10.01.2022)
не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная строительная компания СПб» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу № 11-03/1 от 29.10.2021.
Представителем заявителя было подано ходатайство об истребовании у Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой Службы №12 по Санкт-Петербургу регистрационного дела ООО «КИТ».
Вместе с тем, налоговой инспекцией представлены данные материалы дела.
Указание ООО «КИТ» на то, что данный материал не является полным и необходимо истребовать его повторно отклоняется судом, поскольку заявителем не указано какие именно документы отсутствуют; также заявителем не представлены документы, которые были бы им направлены в налоговый орган, и которые отсутствуют в данном регистрационном деле.
При этом, налоговым органом указано, что иных документов они не имеют.
При таком положении, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель третьего лица, поддержал позицию заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно обращению и приложенным к нему документам между ООО «КиТ» -Арендатором и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга -Арендодателем 15.06.2001 года был заключен договор аренды № 75. В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 данного договора ООО «КиТ» приняло на условиях аренды земельный участок площадью 20 кв.м., находящийся по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, пересечение ул. Пляжевая и Малая Садовая для осуществления мелкорозничной торговли.
На основании пункта 4 статьи 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет подается в течение одного месяца со дня создания подразделения в инспекцию по месту его нахождения.
ООО «КиТ» в соответствии с данной нормой и на основании Приказа МНС РФ от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 1998 г. № 1664 направило в ИМНС РФ по Курортному району Санкт-Петербургу (правопреемник МИ ФНС № 12 по Санкт-Петербургу) заявление от 09.07.2001 года по форме № 12-13 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации. Данное заявление поступило в инспекцию 09.07.2001 года, входящий № 9882.
В заявлении организация в лице руководителя Захарова В.Г. просило поставить на учет юридическое лицо по месту нахождения обособленного подразделения кафе ООО «КиТ», по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, пересечение ул. Пляжевая и Малая Садовая.
Указанное заявление собственноручно заполнено и подписано руководителем организации - Захаровым В.Г. и главным бухгалтером Сверловой О.С.
Налоговой инспекцией в соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ по форме 12-1-8, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 18.07.2001 была осуществлена постановка на налоговый учет ООО «КиТ» по месту нахождения обособленного подразделения с кодом причины постановки на учет 782732001.
18.07.2001 года Инспекция МНС РФ по Курортному району направила в Инспекцию МНС РФ по Московскому району Уведомление за № 02-05/6795 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, которым подтверждает постановку юридического лица на учет 18.07.2001 года в Инспекции МНС РФ по Курортному району обособленного подразделения Кафе ООО «КиТ» (ИНН 7810759430).
На основании информации, поступившей из Межрайоной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу письмом исх. № 14-06/04013@ от 30.03.2021 «Об оказании в содействии по обособленному подразделению», Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) было направлено Уведомление Инспекции № 06-20373-У от 10.04.2021 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на 05.05.2021 года для дачи пояснений о причинах неисполнения обязанности по перечислению НДФЛ за 2020 год по местонахождению обособленного подразделения ООО «КиТ» (КПП 782732001), состоящего на учете в Межрайонной ИФНС № 12 по Санкт-Петербургу на основании п. 7 ст. 226 НК РФ.
ООО «КИТ» были представлены пояснения (возражения), обосновывающие отсутствие у ООО «КИТ» сведений о действующем обособленном подразделении (КПП 782732001), состоящего на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу. Кроме того, ООО «КИТ» было заявлено об инициировании проведения проверки с целью предоставления ООО «КИТ» как налогоплательщику сведений и документов, послуживших основанием требований ИФНС России №23 по Санкт-Петербургу в адрес ООО «КИТ» о причинах неисполнения обязанности по перечислению НДФЛ за 2020 г. по местонахождению якобы действующего обособленного подразделения (КПП 782732001), состоящего на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу.
Согласно данным проверки, проведенной Межрайонной ИФНС России №23 по Санкт-Петербургу, установлено (письмо от 23.06.2021 г):
В случае отсутствия финансово-хозяйственной деятельности организации по месту нахождения обособленного подразделения, руководителю ООО «КиТ» предложено снять его с налогового учета, предоставив Сообщение об обособленных подразделениях Российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией) по форме № С-09-3-2. Сообщение по форме № С-09-3-2 от ООО «КиТ», для снятия с учета ООО «КиТ» по месту нахождения обособленного подразделения не поступало.
ООО «КИТ» считает, что действия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №23 по г.Санкт-Петербургу, выраженные в направлении требования о даче пояснений по вопросу о причинах неисполнения обязанности по перечислению НДФЛ за 2020 гг. по местонахождению якобы действующего обособленного подразделения (КПП 782732001), состоящего на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу, а также требование по перечислению НДФЛ за 2020 г. по местонахождению якобы действующего обособленного подразделения (КПП 782732001), состоящего на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Санкт-Петербургу в адрес ООО «КИТ», являются незаконными.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ налоговыми агентами по НДФЛ признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получают доходы.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вопросы постановки на учет в налоговом органе регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, а также по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ при создании обособленного подразделения организации необходимо представить сообщение о создании обособленного подразделения в налоговый орган по месту ее нахождения. Форма сообщения о создании обособленного подразделения, представляемая (направляемая) организацией в налоговый орган по месту ее нахождения (форма № С-09-3-1), и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7- 6/362@ (в редакции от 19.10.2018).
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами, они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ).
Подпунктом «н» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся сведения о филиалах и представительствах юридического лица. Внесение в ЕГРЮЛ сведений об обособленных подразделениях юридического лица Законом № 129-ФЗ не предусмотрено.
Сообщение по форме № С-09-3-2 от ООО «КиТ», для снятия с учета ООО «КиТ» по месту нахождения обособленного подразделения не поступало.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Оценивая обстоятельства дела в их совокупности, суд находит оспариваемые действия Инспекции не противоречащим закону и иным правовым акта, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 197,200-201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.