ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-25901/2022 от 19.05.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 мая 2022 года                                                                 Дело № А56-25901/2022

Резолютивная часть решения объявлена мая 2022 года . Полный текст решения изготовлен мая 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марченко М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Золотой ломбард"

Заинтересованное лицо: Северо-Западное главное управление Банка России

об оспаривании пункта 2 Предписания № Т2-52-39/41711ДСП от 10.12.2021.

при участии

от заявителя  - не явился, извещен

от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность от 02.03.2021 № 78 АБ 9874431

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Золотой ломбард» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному главному управлению Банка России  (далее – Управление) об оспаривании пункта 2 Предписания № Т2-52-39/41711ДСП от 10.12.2021.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в рамках проводимых контрольно-надзорных мероприятий Управлением установлено:

1  По договорам займа от 06.01.2021 № ЗА017730, от 09.01.2021 № ЗА021161, от 10.01.2021 № ЗАО 17756, от 14.01.2021 № ЗА021177, от 02.02.2021 № ЗАО 17868 сумма предоставленных Ломбардом займов превышала сумму оценки принятых в залог вещей, что является нарушением требований части 3 статьи 7 Федерального закона № 196-ФЗ.

Кроме того, согласно данным представленного реестра договоров займа (залоговых билетов) и предметов залога в Ломбарде, по 8 438 договорам займа, заключенным в I квартале 2021 года, сумма займа также превышала сумму оценки принятых в залог вещей.

2. По договорам займа от 18.01.2021 №№ ЗА167236, ЗА167237, от 22.03.2021 № ЗИ084185 была совершена выемка заложенных вещей. При этом, в нарушение требований части 3 статьи 4 Федерального закона № 196-ФЗ уведомление о выемке заложенных вещей направлено Ломбардом в адрес заемщиков с нарушением установленного срока (3 рабочих дня со дня выемки заложенной вещи).

На основании статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ, пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ,  Обществу выдано Предписание от 10.12.2021 №Т2-52-39/41711ДСП о принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ, и представить  информацию об исполнении Предписания в срок до 14.01.2022.

Предписание Обществом было исполнено, однако Общество полагает, что Управлением неправомерно установлено нарушение требований части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ, что повлекло выдачу в отношении Общества незаконного предписания.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг.

В силу пункта 4 части 3 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ Банк России осуществляет надзор за соблюдением ломбардами требований, установленных Законом № 196-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Согласно части 2 и 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ в случае выемки заложенной или сданной на хранение вещи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо изъятия в соответствии  с  законодательством     Российской     Федерации   об административных правонарушениях договор займа или договор хранения прекращается.

При наступлении указанных обстоятельств ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия либо выемки заложенной или сданной на хранение вещи обязан уведомить в письменной форме об этом заемщика или поклажедателя. Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения и должно содержать информацию, перечисленную в части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ.

В ходе осуществления надзора за деятельностью ломбардов, проводимого Главным управлением на основании части 3 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ, по результатам рассмотрения информации, представленной письмом Общества б/н от 01.11.2021 (далее - Письмо) в ответ на запрос Главного управления от 23.09.2021 № Т2-52-39/33275ДСП, установлено следующее.

Согласно информации, содержащейся в Реестре договоров займа (залоговых билетов) и предметов залога в Обществе, 05.04.2021 была произведена выемка/изъятие вещей, заложенных ФИО2 по договору займа от 22.03.2021 № ЗИ084185, а 14.05.2021 была произведена выемка/изъятие вещей, заложенных ФИО3 по договорам займа от 18.01.2021 №№ЗА167236, ЗА167237.

Вместе с тем, Ломбардом в нарушение требований части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ уведомления о выемке/изъятии заложенных вещей в установленные сроки (не позднее 08.04.2021 и 19.05.2021 соответственно) ФИО2 и ФИО3 направлены не были. Как следует из Письма и прилагаемых к нему документов, соответствующие уведомления в адрес указанных заемщиков были направлены Обществом 26.10.2021.

Таким образом, Ломбардом допущено нарушение требований части 3 статьи   4   Закона   №   196-ФЗ,   выразившееся   в   несоблюдении   срока направления заемщикам уведомлений о выемке/изъятии заложенных ими вещей.

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В силу пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ Банк России направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения.

На основании статьи 76.5 Закона № 86-ФЗ, пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона № 196-ФЗ, Главным управлением в адрес Общества направлено Предписание, в соответствии с которым Обществу надлежало принять меры, направленные, в том числе, на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений требований части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ, и представить в Главное управление информацию об исполнении Предписания.

13.01.2022 в Главное управление в ответ на Предписание поступило письмо Ломбарда б/н от 12.01.2022 [1] , согласно которому Обществом издан приказ № 17/12 от 20.12.2021 о порядке действий сотрудников Общества в случаях выемки заложенных вещей, устанавливающий обязанность сотрудников Ломбарда направлять в адрес заемщиков уведомления об осуществлении выемки заложенных ими вещей в течение 3 рабочих дней с даты выемки в соответствии с требованиями части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ.

По результатам рассмотрения вышеуказанного ответа Предписание признано исполненным, о чем Ломбард уведомлен письмом Главного управления от 27.01.2022 № Т2-52-39/2044.

По мнению Общества, единственным последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности, установленной частью 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ, является утрата ломбардом права на удовлетворение своего требования к заемщику.

Вместе с тем, указанный довод следует считать несостоятельным, поскольку Закон № 196-ФЗ в силу части 1 статьи 1 регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей. Таким образом, Закон № 196-ФЗ распространяет свое действие и на иных лиц, участвующих в процессе осуществления ломбардной деятельности, в том числе, заемщиков.

Соответственно, ломбард не является единственным участником отношений, регулируемых Законом № 196-ФЗ, и довод Ломбарда относительно наступления негативных последствий исключительно в отношении ломбарда в рассматриваемой ситуации не соответствует Закону № 196-ФЗ, поскольку не учитывает соблюдение законных прав и интересов заемщиков как одной из сторон правоотношений.

Кроме того, длительное неинформирование заемщиков о выемке/изъятии заложенных ими вещей (более 5 месяцев) свидетельствует о пренебрежительном отношении Ломбарда к требованиям Закона № 196-ФЗ и представляет собой существенную угрозу охраняемым законом общественным интересам.

При этом Обществом не оспаривается факт несоблюдения срока направления заемщикам ФИО2 и ФИО3 уведомлений о выемке/изъятии заложенных ими вещей, а также не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших Ломбарду исполнить требования части 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ надлежащим образом.

Факт неполучения заемщиками уведомлений, направленных Ломбардом 26.10.2021, не мог быть достоверно установлен Обществом до исполнения обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ.

Довод Ломбарда о том, что заемщики являлись участниками уголовных дел, по которым была произведена выемка заложенных изделий, не является основанием для освобождения Ломбарда от обязанности, установленной частью 3 статьи 4 Закона № 196-ФЗ.

Таким образом, Предписание является законным и обоснованным, поскольку вынесено при наличии достаточных оснований, в пределах, предоставленных Главному управлению полномочий, не нарушает права и законные интересы Ломбарда и не возлагает на Общество не предусмотренных законодательством обязанностей.

На основании вышеизложенного, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                          Синицына Е.В.