Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 апреля 2019 года Дело № А56-26011/2019
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Натсак В.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
публичного акционерного общества судостроительный завод «Северная Верфь»
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 20.02.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 7/1-19,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.12.2018 № 132; ФИО2 (паспорт);
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 12.03.2019 б/н; ФИО4 по доверенности от 25.12.2018 б/н,
установил:
публичное акционерное общество судостроительный завод «Северная Верфь» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитету по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 20.02.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 7/1-19, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования.
Представители Комитета возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, письмом Комитета от 09.11.2018 № 01-14-170/18-9-3 в ПАО СЗ «Северная верфь» направлено обращение о необходимости представления доработанных Программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в срок до 30.11.2018 (с датой регистрации в Комитете 30.11.2018). Откорректированные Программы в адрес Комитета не поступили.
Несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 9.16 КоАП РФ.
Усматривая в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 9.16 КоАП РФ в отношении заявителя 07.02.2019 составлен протокол об административном правонарушении № 7/1-19.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела № 7/1-19 определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 07.02.2019 № 7/1-19, врученным 07.02.2019 представителю заявителя.
Постановлением Комитета от 20.02.2019 №7/1-19 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вмененной квалификации и подвергнуто административному штрафу.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения;
2) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий;
3) иные положения согласно требованиям частей 2 - 4 статьи 25 Закона № 261-ФЗ.
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) осуществляет свою деятельность на основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2004 № 1346 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.8 Положения Комитет осуществляет контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.
В соответствии с Законом № 261-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности», Положением, установлены Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Санкт-Петербурга, на 2018-2022 годы (далее - Требования) распоряжением Комитета от 29.12.2017 № 293-р (далее - Распоряжение). Требования, установленные данным документом, распространяются на организации, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) которых осуществляется Комитетом.
В силу пункта 2 Распоряжения организациям, указанным в приложении 2 к Распоряжению, необходимо привести программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствие с Требованиями в срок не позднее трех месяцев с момента вступления в силу Распоряжения.
Требования внесены в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и 12.01.2018 опубликованы на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в подразделе «Электронное официальное опубликование» раздела «Законодательство».
Из материалов дела следует, что Письмом Комитета от 15.01.2018 № 01-14-35/18-0-0 направлена информация в регулируемые организации о вступлении в силу Распоряжения.
Письмом Комитета от 04.04.2018 № 01-14-451/18-0-0 направлена информация в регулируемые организации о доработке Программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности со сроком направления в Комитет до 13.04.2018.
Письмом от 04.05.2018 № 411/303 (вх. от 04.05.2018 Ш 01-14-170/18-8-0) в адрес Комитета представлены Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО СЗ «Северная верфь» на 2016-2018 годы (далее - ПЭ на 2016-2018 годы) и Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО СЗ «Северная верфь» на 2019-2023 годы (далее - ПЭ на 2019-2023 годы).
По итогам рассмотрения вышеуказанных программ определено их несоответствие Требованиям и письмом Комитета от 15.05.2018 № 01-14-170/18-8-1 в адрес ПАО СЗ «Северная верфь» направлены замечания с указанием срока предоставления откорректированных программ до 04.06.2018 (с датой регистрации в Комитете 04.06.2018).
Письмом от 15.06.2018 № 411/380 (вх. от 18.06.2018 № 01-14-170/18-9-0) ПАО СЗ «Северная верфь» представлены ПЭ на 2016-2018 годы и ПЭ на 2019-2023 годы (далее - Программы).
Представленные Программы не соответствуют Требованиям. При корректировке Программ замечания Комитета учтены не в полном объеме, а именно:
«1. Замечания к ПЭ на 2016-2018 годы и ПЭ на 2019-2023 годы.
1.1. Пояснительная записка не соответствует Требованиям. Пунктом 13 Требований определено содержание пояснительной записки к Программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программа): (согласно приведенной таблице л.д.8-9).
В таблицах приведена информация о выявленных несоответствиях ПЭ на 2016-2018 годы и ПЭ на 2019-2023 годы Требованиям» (л.д. 9-10).
Распоряжениями Комитета от 26.11.2015 № 349-р и от 26.11.2015 № 350-р установлены тарифы ПАО СЗ «Северная верфь» в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы и тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы соответственно.
Распоряжениями Комитета от 17.12.2018 № 244-р от 03.12.2018 № 169-р установлены тарифы ПАО СЗ «Северная верфь» в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы и тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы соответственно.
Таким образом, регулируемые виды деятельности, осуществляемые ПАО СЗ «Северная верфь»: услуги в сфере теплоснабжения и в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 12 Требований программа энергосбережения формируется на период действия тарифов в целом по регулируемой организации с разделением мероприятий, целевых и прочих показателей, источников и объемов финансирования по осуществляемым регулируемым видам деятельности.
Вместе с тем, ПАО СЗ «Северная верфь» сформированы Программы энергосбережения отдельно на каждый вид деятельности.
При этом, ПЭ на 2016-2018 годы и ПЭ на 2019-2023 годы представлена общая пояснительная записка.
В целях рассмотрения вопроса об устранении замечаний к Программам в Комитет был приглашен представитель ПАО СЗ «Северная верфь» (письмо Комитета от 25.09.2018 №01-14-170/18-9-1).
Рассмотрение вышеуказанного вопроса состоялось 27.09.2018 с участием представителя организации (по доверенности) - ФИО5
Материалами дела подтверждается несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по исполнению возложенных на него обязанностей, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в бездействии Общества вины применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Общество имело реальную возможность по соблюдению возложенных на него публично-правовых обязанностей.
Таким образом, административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 10 статьи 9.16 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; наказание назначено в пределах санкции части 10 статьи 9.16 КоАП РФ.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, суд полагает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, учитывая в том числе, что предоставление одной из программ, а именно Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2016-2018 годы утратило свою актуальность, суд полагает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения допущенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям и может быть признано малозначительным.
По мнению суда, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.02.2019 № 7/1-19 ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Грачева И.В.