Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
10 июля 2019 года Дело № А56-26175/2019
Резолютивная часть решения объявлена июля 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Банка ВТБ (публичное акционерное общество)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Рашн Апрэйзл»
о признании незаконным решения от 10.12.2018 №Т02-490/19
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 07.12.2017
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.04.2019
от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 30.04.2019
установил:
Банк ВТБ (публичное акционерное общество) (далее – Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениемо признании незаконным решенияУправления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 10.12.2018 №Т02-490/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Рашн Апрэйзл» (далее – Общество).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованного лица и третьего лица против удовлетворения требований возражали, по основаниям, изложенным в отзывах.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Заказчиком 23.10.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по оценке объектов недвижимого имущества Банка (далее – Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее – Документация) (извещение №31807056045).
Начальная (максимальная) цена контракта – 21 000 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке от 22.11.2018 закупочная комиссия приняла решение отклонить от участия в Закупке заявку Общества в соответствии с пунктом 4.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг Банка (далее – Положение о закупках).
В Управление поступила жалоба Общества (вх. №30283-ЭП/18 от 29.11.2018) на действия закупочной комиссии Банка при проведении Закупки.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 10.12.2018 №Т02-490/19, по которому жалоба Общества признана обоснованной.
Банк оспорил указанное решение в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ)
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Банк относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 22.11.2018 Закупочная комиссия приняла решение отклонить от участия в Закупке заявку Общества со следующим пояснением:
«Заявка на участие в открытом запросе предложений отклонена в соответствии с п. 4.5.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг в Банке в связи с тем, что предложенная в ней цена договора в сочетании с другими сведениями, указанными в заявке, занижена более чем на 25 процентов от средней цены договора, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки Претендентов, за исключением заявок, содержащих наименьшее и наибольшее значение цены договора и у Единой комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента исполнить договор на предложенных условиях».
В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-Ф3 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Пунктом 4.4.2 Положения о закупках определено, что в целях проверки соответствия Претендента, участника процедуры закупки требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, Заказчик вправе направлять запросы в соответствующие органы и организации, в том числе и Претендентам, участникам процедуры закупки.
Согласно п. 4.5.1 Положения о закупках в случае, если на участие в процедуре закупки представлено более двух заявок, Комиссия на этапе рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки вправе отклонить заявку, предоставленную Претендентом, если предложенная в ней цена договора (цена лота), цена за единицу продукции в сочетании с другими сведениями, указанными в такой заявке, занижена на 25 (двадцать пять процентов) или более процентов от средней цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, определяемой как среднеарифметическое значение цен договора (цен лота), цен за единицу продукции, указанных во всех заявках на участие в процедуре закупки Претендентов, за исключением заявок, содержащих наименьшее и наибольшее значение цены договора (цены лота), цены за единицу продукции, и у Комиссии возникли обоснованные сомнения в способности Претендента исполнить договор на предложенных условиях.
Пунктом 4.5.2 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия вправе запросить у Претендента, предоставившего заявку с заниженной, как определено в подпункте 4.5.1. настоящего Положения, ценой договора (ценой лота), ценой за единицу продукции, структуру предлагаемой цены и обоснование такой цены. Комиссия в сроки, установленные документацией процедуры закупки для проведения этапа рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки, проводит анализ всей информации, предоставленной Претендентом.
В соответствии с п. 4.5.3 Положения о закупках если Претендент не предоставил информацию, установленную в подпункте 4.5.2. настоящего Положения, в установленные Комиссией сроки, или Комиссия пришла к обоснованному решению, что Претендент не способен исполнить договор на условиях, предложенных таким Претендентом и установленных документацией процедуры закупки, Комиссия отклоняет заявку на участие в процедуре закупки такого Претендента с указанием причин отклонения.
Документацией при этом не регламентируется порядок действия Закупочной комиссии или участника Закупки при предложении последним заниженной на 25% цены договора.
На участие в Закупке поступило 5 заявок, включая заявку Общества, при этом цена предложения Заявителя была снижена на 41% по отношению к среднему значению предложенных цен участниками Закупки.
Представитель Банка пояснила, что на основании предусмотренного подпунктом 4.4.2 Положения о закупках права проверки соответствия претендентов, участников процедуры закупки требованиям, предъявляемым к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, у всех претендентов, участников были запрошены уточняющие сведения о квалификации персонала участников, планируемого исполнять договор закупки, об описании опыта участия в аналогичных проектах с учетом важности для качественного исполнения договора по предмету закупки в установленные для оказания услуг сроки. С этими же целями проведены очные встречи с представителями претендентов, участников.
Со стороны Общества запрошенные Банком сведения были представлены в надлежащем виде и в запрашиваемый срок.
Представитель Банка указал, что Закупочная комиссия, проанализировав заявки участников Закупки, включая заявку Общества с заниженной, как определено в подпункте 4.5.1 Положения о закупках Заказчика, ценой, Закупочной комиссией принято решение о том, что Общество не способно исполнить договор на условиях, предложенных Обществом и установленных Документацией, что являлось основанием отказа такому претенденту в допуске к участию в процедуре закупки в соответствии с п. 4.5.1 Положения о закупках.
Вместе с тем Комиссией Управления обоснованно установлено, что ни Документацией, ни Положением о закупках не определен порядок оценки представленных участниками Закупки уточняющих сведений о квалификации персонала участников, планируемого исполнять договор закупки, об описании опыта участия в аналогичных проектах с учетом важности для качественного исполнения договора по предмету закупки в установленные для оказания услуг сроки.
Таким образом, Комиссия Управления правомерно установила, что закупочной комиссией Банка оценка представленных Обществом уточняющих сведений осуществлена в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
Кроме того, согласно п. 4.4.1 Положения о закупках Банком определено, что заявка участника подлежит отклонению в том числе в случае несоответствия установленным Заказчиком в настоящем Положении и документации процедуры закупки требованиям к участникам процедуры закупки, несоответствия предлагаемой продукции установленным Заказчиком в настоящем Положении и документации процедуры закупки требованиям к закупаемой продукции.
Пунктом 8 Документации Банком определены требования к Участникам процедуры закупки, закупаемой продукции и перечень документов, предоставляемых в составе заявки для подтверждения соответствия установленным требованиям.
Как правомерно указала Комиссия Управления, поданная на участие в Закупке заявка Общества соответствовала установленным Банком требованиям к участникам процедуры Закупки, в том числе к квалификации, опыту и условиям выполнения договора.
Таким образом, Комиссия Управления обоснованно установила, что решение закупочной комиссии Банка об отклонении от участия в Закупке заявки Общества, согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 22.11.2018, принято в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
В данном случае Управление правомерно признало жалобу Общества обоснованной.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение Управления, является законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.