ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-26185/14 от 18.11.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 ноября 2014 года                                                             Дело № А56-26185/2014

Резолютивная часть решения объявлена   ноября 2014 года .

Полный текст решения изготовлен   ноября 2014 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Лилль В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кульковой Е.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Кутузов Константин Викторович, (адрес:   Россия 192177, Санкт-Петербург, ул. Караваевская 40, к.1, кв.235; Россия 192029, Санкт-Петербург, пр. Елизарова 8, к.2 , ОГРН:   784705800251; 314784705800251 );

ответчик: Федеральная налоговая служба по Всеволожскому району Ленинградской области (адрес:   Россия 188643, Всеволожск, Ленинградская область, Колтушское ш. 138а , ОГРН:   );

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Региональная бункеровочная компания", Дмитриев Валерий Викторович, Нотариус Никольская М.А (адрес:   Россия 188642, Ленинградская область, 2, лит.А, 2Н; Россия 195221, Санкт-Петербург, пр-т Металлистов, д.63, кв.92; Россия 191025, Санкт-Петербург, пр. Невский д. 82 , )

о признании недействительным решения налогового органа

при участии

- от истца: не явился извещен

- от ответчика: представитель ФИО4 доверенность от 07.04.2014

установил:

ФИО1 (далее – Заявитель) 24.04.2014 обратился в Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральной налоговой службе по Всеволожскому району Ленинградской области (далее – Ответчик, регистрирующий орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Региональная бункеровочная компании» (далее – Общество) о признании незаконным действия регистрирующего органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) государственной регистрационной записи №2144703021758 от 07.04.2014 и об обязании регистрирующий орган исключить указанную запись из реестра юридических лиц.

Регистрирующим органом представлен отзыв, согласно которому он просит  отказать в удовлетворении предъявленных требований, со ссылкой на то, что ФИО2, как ликвидатором Общества,  было представлено заявление по форме Р14001, нотариально удостоверенное, подтверждающее достоверность вносимых изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ об Обществе.

В ЕГРЮЛ имелась запись от 09.12.2013 о начале процедуры ликвидации Общества за номером 2134703096240.

Правовых оснований для отказа в регистрации изменений у регистрирующего органа не имелось и  в соответствии с решением регистрирующего органа от  07.04.2014 за №820, была внесена в ЕГРЮЛ оспариваемая заявителем запись о ФИО2, как ликвидаторе.

Определением  от 15.07.2014 по ходатайству регистрирующего органа к участию в споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета  спора, привлечен  ликвидатор Общества – ФИО2.

Определением от 04.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица – привлечена нотариус ФИО3

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2014 судебное разбирательство отложено на 18.11.2014 в связи с отсутствием  в  деле доказательств уведомления нотариуса ФИО3 о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании регистрирующим органом представлен дополнительный отзыв на  заявление и доказательства в обоснование.

Заявитель и третьи лица, уведомленные о времени и месте судебного заседания. В судебное заседание 18.11.2014 не явились , дело рассмотрено в их отсутствие.

Оценив доводы заявления в совокупности с представленными доказательствами,  суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.

Требования основаны на том, что при  обращении Заявителя в регистрирующий орган с заявлением о принятии ликвидационного баланса, ему, как лицу являющемуся  с 09.12.2013 ликвидатором, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, было отказано в принятии документов со ссылкой на то, что в ЕГРЮЛ внесены  07.04.2014 сведения о ликвидаторе Общества - ФИО2.

Заявителем, как единственным участником Общества и единоличным исполнительным органом Обществ, не принимались действия, связанные  возложением на иное лицо полномочий ликвидатора Общества, соответственно, действия регистрирующего орган,  связанные с регистрацией сведений 07.04.2014 в ЕГЮЛ о ликвидаторе ФИО2, являются незаконными.

Согласно материалам регистрационного дела и сведениям, содержащимся выписке из ЕГРЮЛ, приобщенным в дело регистрирующим органом, 02.12.2013 ФИО1 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме Р5001 - уведомлении о ликвидации юридического лица, с приложением соответствующего решения о ликвидации, принятого учредителем (единственным участником) ФИО1  от 28.11.2013.

В соответствии с решением  регистрирующего органа от 09.12.2013 за № 3100 о государственной регистрации Внесение в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора, в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи от 09.12.2013.

03.03.2014 (согласно материалам регистрационного дела) Обществом в лице генерального директора ФИО1, выдана доверенность  нескольким физическим лицам, на представление интересов Общества, связанных с подачей и получением документов регистрирующий орган.

 04.03.2014 (вх.№12298, вх.№. 12293, вх.№ 12295) в регистрирующий орган был предъявлен запрос о выдаче устава Общества, дубликата ОГРН <***> и дубликата свидетельства о постановке на налоговый учет юридического лица  в связи с их утратой.

Регистрирующим органом, указанные запросы были исполнены, выдано новое свидетельство серии 47 № 003200989 от 11.03.2014, которое было получено ФИО5 по вышеуказанной доверенности от 03.03.3014.

Соответствующая запись регистрирующим органом 11.03.2014 была внесена в ЕГРЮЛ..

31.03.2014 вх.№ 820 в регистрирующий орган обратился ФИО2, как ликвидатор Общества с заявлением по форме Р14001 о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, касающиеся сведений о ликвидаторе.

Документов, подтверждающих, что ФИО1 было принято решение единственного участника Общества о переизбрании ликвидатора общества, назначение иного лица вместо ФИО6, в регистрационном деле не имеется.

Нотариусом ФИО3, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, документов, подтверждающих обоснованность удостоверения 24.03.2014 ею  Заявления по форме Р14001, подписанного ФИО2, как ликвидатором Общества, также не представлено.

 Ссылка нотариуса  в письме № 153 от 06.11.2014 на то, что при обращении за удостоверением заявления 24.03.2014  ФИО2 был представлен пакет документов, в том числе Протокол №2 от 20.03.3014, подтвержденная копией регистрационного журнала, не может быть признана состоятельной для обоснования правомерности удостоверения подписи ФИО2, как надлежащего лица  в Заявлении, поскольку, коль скоро такой пакет документов был обязателен для представления при обращении ФИО2 за удостоверением подписи на заявлении по форме Р14001, то соответственно, весь пакет документов должен был бы быть направлен в регистрирующий орган, либо в копии оставаться на хранении у нотариуса, поскольку протокол о переизбрании исполнительного органа юридического лица (ликвидатора), является юридическим значимым документом.

Статьей 1 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются, согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден  установленный порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

- документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о регистрации для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме утвержденной уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Возможность обращения с требованием о признании недействительным решения о регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о юридическом лице, связанных с внесением изменений в сведения об исполнительном органе Общества в силу норм, регламентирующих порядок наделения полномочиями исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью, перехода долей в уставном капитале общества, внесения изменений в устав общества, положений статей 9, 17 Закона о регистрации, предусмотрена  пунктом 1 статьи 4 АПК РФ для заинтересованных лиц, к которым относятся участники общества, само общество, а не регистрирующий орган.

При внесении в ЕГРЮЛ соответствующей записи, пунктом 2 статьи 17 с учетом  требований пункта 1.2 статьи 9 Закона о регистрации, определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган.

В соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации на налоговые органы не возлагается обязанность проведения юридической экспертизы представленных документов и согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.02 № 439 ответственность за полноту и достоверность представленных сведений, несет заявитель.

Согласно части 1 статьи 92 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации.

В порядке исполнения требований закона Обществом представлено было 02.12.2013 уведомление в регистрирующий орган  о принятии решения о ликвидации юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ 09.12.2013 внесена запись № 2134703096240.

31.03.2014 в регистрирующий орган обратился ФИО2 с заявлением по форме Р14001, удостоверенном нотариально, о внесении изменений в данные о ликвидаторе юридического лица.

Решением регистрирующего органа от 07.04.2014 за № 820 были внесены соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и сделана оспариваемая запись.

Согласно пункту «г» части 1.3. статьи 9 Закона о регистрации, при государственной регистрации юридического лица заявителем может быть руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.

В соответствии с частью 1.2. статьи 9 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 38 Приказа Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации" при свидетельствовании, в соответствии со статьей 80 Основ, подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи.

В подтверждение полномочий нотариусу представляются, в частности, приказ о назначении или протокол об избрании должностного лица; устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке; свидетельство о регистрации юридического лица; в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

В выписке из ЕГРЮЛ, в отношении лица,  имеющего организационно-правовую форму «общество с ограниченной ответственностью», содержаться сведения и не только об учредителях, составе участников, об исполнительном органе, ликвидаторе (ликвидационной комиссии), а также о внесенных изменениях, с указанием даты осуществления регистрационных действий.

Соответственно, при обращении физических лиц к нотариусу за удостоверением подлинности подписи на заявлениях, подаваемых в регистрирующий орган, нотариус обязан затребовать у такого лица, выписку из ЕГРЮЛ (равно как и паспорт гражданина), в целях установления полномочий лица на подписание заявления о государственной регистрации, при ином  толковании норм, устанавливающих обязательность нотариального удостоверения подписи  в заявлении,  теряет всякий смысл и направлена не на исключение недобросовестности в действиях субъектов гражданского оборота, а, наоборот, к злоупотреблению правом.

В спорном случае должно было быть представлено решение единственного участника о назначении ликвидатором ФИО2, а некий Протокол.

Такой вывод и следует из утверждений и регистрирующего органа, который не уполномочен законодательно на проведение юридической экспертизы документов, представляемых при обращении с заявлениями  о государственной регистрации и  несмотря на наличие в реестре юридических лиц сведений о ликвидаторе Общества, ФИО1, посчитал правомерным  зарегистрировать сведения о ФИО2 как ликвидаторе Общества, в отсутствие соответствующего решения единственного участника Общества ФИО1

Доводы, приведенные в обоснование своей позиции по спорному событию, как нотариусом, так и регистрирующим органам противоречат общему смыслу законодательства о регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, равно как и не основаны на доступных для регистрирующего органа материалах регистрационного дела в отношении Общества, и формального отношения к совершению нотариальных действий (удостоверение подписи) на заявлениях, подаваемых в регистрирующий орган (согласно отзыву нотариуса, практически любое лицо физическое, либо лицо, представляющее юридическое лицо, может представить, владея информацией о заинтересовавшем его лице, при обращении к нотариусу любой пакет документов?), поскольку  ответственности никто не несет, копий документов никто не хранит.

В регистрационном деле отсутствует протокол № 2 от  20.03.2014, на который сослался нотариус, как документ, подтверждающий наделение ФИО2 полномочиями ликвидатора Общества.

При этом в нем имеется доверенность от 19.03.2014, выданная ликвидатором Общества ФИО2 (том д.2, стр.35), который назначен  ликвидатором Общества (согласно информации нотариуса) лишь 20.03.2014, то есть не ранее принятия учредителем (единственным участником Общества) решения, оформленного (вероятно ошибочно)  Протоколом.

02.09.2014 ФИО6 в ходу судебного процесса обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а решением регистрирующего органа от  09.09.2014  осуществлена регистрация в ЕГРЮ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидаций, что свидетельствует о признании регистрирующим органом недостоверности сведений, внесенных им  07.04.2014 о ФИО2, как ликвидаторе Общества.

С учетом нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 198 АПК РФ, несмотря на наличие незаконности действий  регистрирующего органа, в удовлетворении заявления ФИО1 следует отказать, поскольку на дату принятия решения доказательств нарушения прав и законных интересов Общества либо его как участника Общества в сфере предпринимательской деятельности, эти действия не повлекли: 02.12.2013 – ФИО1 уведомил регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации Общества, а 02.09.2014 – обратился с заявлением о регистрации юридического лица в  связи с ликвидацией.

В соответствии с Решением регистрирующего органа от 09.09.2014 в ЕГРЮЛ  осуществлена регистрация прекращения деятельности ООО «Региональная бункеровочная компания» в связи с ликвидацией по решению учредителей (участников).

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

в удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Лилль В.А.