Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 июля 2012 года Дело № А56-26343/2012
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 24 июля 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Королевой Т.В. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терлецкой К.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ООО "Фанвик"
заинтересованное лицо Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
третье лицо Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии
от заявителя предст. Головастикова Г.Г. (доверенность от 25.04.2012)
от заинтересованного лица предст. Даниловой Л.А. (доверенность от 12.01.2012 № 02-30/12-0-0)
от третьего лица не явился (уведомлен)
установил:
ООО "Фанвик" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее Комитет) от 19.04.2012 г. № 001-2012/П-148-402, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа 100 000 руб.
Обществу вменяется непредставление в установленные законодательством сроки отчетности об образовании, пользовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 г., отсутствие установленных лимитов на 2012 год.
В судебном заседании представитель Общества признал факт административного правонарушения, ссылаясь на малозначительность правонарушения.
Представитель Управления возражает против заявленных требований и доводов Общества о малозначительности совершенного правонарушения, считает Постановление законным и обоснованным.
Выслушав доводы обеих сторон и, рассмотрев материалы дела, суд находит требование Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Природоохранной прокуратуры в период с 16.02.2012 по 23.03.2012 была проведена проверка соблюдения Обществом требования природоохранного законодательства по адресу: Санкт-Петербург, пос. Саперный, территория предприятия «Балтика», в ходе которой установлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления:
- не в полном объеме проведена инвентаризация образующихся отходов и объектов их размещения - отсутствуют сведения об образовании отходов, образующихся при обслуживании канализационных сетей;
- не представлена в установленные законодательством сроки отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 г.;
- лимиты на размещение отходов на 2012 г. не установлены;
- не в полном объеме ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - не осуществляется раздельный учет, сбор, транспортирование и размещение следующих видов отходов - абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; полиэтиленовая тара, поврежденная; обрезки и обрывки тканей смешанных; стружка стальная незагрязненная; лом стальной несортированный; лом алюминия несортированный; остатки и огарки стальных сварочных электродов;
- не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, не составлены паспорта на отходы Ш-IV класса опасности на следующие виды отходов: зола, шлак и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (зола каменноугольная); зола, шлак и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (шлак каменноугольный); абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; полиэтиленовая тара, поврежденная; обрезки и обрывки тканей смешанных; стружка стальная незагрязненная; лом стальной несортированный; лом алюминия несортированный; остатки и огарки стальных сварочных электродов.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, 23.03.2012 Природоохранной прокуратурой вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направлено в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности для проведения административного расследования.
Постановлением Управления от 19.04.2012 № 001-2012/П-148-402 Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа 100 000 руб.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами дела установлено, что основным видом деятельности Общества является изготовление инструмента для лесопиления и деревообработки, реставрация фрез и дисковых пил. Общество осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: Санкт-Петербург, пос. Саперный, территория предприятия "Балтика", лит. Д на основании договора аренды объекта недвижимости №3 от 01.01.2011 г. с ЗАО «Элси» на временное пользование объектом недвижимости общей площадью 1866,3 кв.м.
В соответствии с п.1 договора №2 от 01.01.2010г. ОАО «Леспром СПб» подает ООО «Фанвик» электрическую энергию, отпускает питьевую воду, принимает в систему канализации хозяйственно-бытовые и ливневые сточные воды, отпускает тепловую энергию.
На основании Регламента обслуживания зон экологической ответственности абонентами и подразделениями ОАО «Леспром СПб», приложением №12 к договору №2 от 01.01.2012 установлено, что в результате деятельности Общества образуются отходы (осадки) от обслуживания канализационных сетей (колодцев), расположенных в зоне экологической ответственности общества.
Обществом не в полном объеме проведена инвентаризация образующихся отходов и объектов их размещения - отсутствуют сведения об образовании отходов, образующихся при обслуживании канализационных сетей, что является нарушением требований ст. 11 Закона РФ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с требованиями п.1 ст. 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно п. З ст. 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 25 февраля 2010 года №50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержден Приказом МПР и Экологии от 16.02.2010 г. №30.
В 2011 г. ООО «Фанвик» осуществляло деятельность на основании установленных лимитов на размещение отходов рег.№17-02-3715-Щ-07/11 от 01.01.2007г. Действие лимитов было продлено до 31.12.2011 г.
ООО «Фанвик» не представлена в установленные законодательством сроки отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011г.
Лимиты на размещение отходов на 2012 г. не установлены.
Указанное выше является нарушением требований п. 1,3 ст. 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», Приказа МПР от 16.02.2010 №30 «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 25.02.2010 №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
ООО «Фанвик» не подтверждено отнесение отхода к определенному классу опасности, не составлены и не согласованы в установленном порядке паспорта на отходы Ш-IV класса опасности: зола, шлак и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (зола каменноугольная); зола, шлак и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов (шлак каменноугольный).
По данному нарушению сторону пришли к соглашению, что перечисленные отходы относятся к V классу опасности. Данный факт подтверждается выпиской из Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 и Методическим пособием по применению «Критериев отнесения опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды» (2003 год), разработанным Федеральным государственным учреждением «Центр экологического контроля и анализа» на основании Приказа Министерства природных ресурсов от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Факт нарушения, выразившийся в несоблюдении Обществом экологических требований при обращении с отходами производства и потребления подтверждается материалами дела (постановлением о возбуждении административного дела от 23.03.2012, постановлением о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения от 19.04.2012, и не оспаривается Обществом.
Суд считает, что указанные нарушения можно считать малозначительными.
Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не повлекшее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, учитывая обстоятельства дела, не наступление вредных для окружающей среды, граждан и организаций последствий невыполнения всех требований Закона в установленный срок, суд считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным.
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности. В данном случае, назначенный оспариваемым постановлением штраф в размере 100 000 рублей несоразмерен тяжести правонарушения и не может считаться адекватным характеру совершенного правонарушения.
Согласно пункту 17 Постановления № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 207-211, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2.9, 8.2 КоАП РФ, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить Постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 19.04.2012 г. № 001-2012/П-148-402, в соответствии с которым ООО "Фанвик" было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Королева Т.В.