ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-26372/13 от 17.07.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 июля 2013 года Дело № А56-26372/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 23 июля 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Калайджяна А.А.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Открытое акционерное общество "ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕКАЯ КОМПАНИЯ"

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

о признании незаконным и отмене Постановления от 24.04.2013 по делу № 97-05-Ш/13

при участии

от заявителя – ФИО1, доверенность от 15.07.2013 № 70

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 11.12.2012 № 01/3875, удостоверение № 7029, ФИО3, доверенность от 17.07.2013 № 122

установил:

Открытое акционерное общество «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (далее – заявитель, Общество, ОАО «ОЭК») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, административный орган) от 24.04.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 97-05-Ш/13.

Суд, в порядке статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных Обществом требований, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

10.10.2012 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии Управлением был произведен осмотр сайта ОАО «ОЭК» по адресу: http://www.oek.spb.ru/.

В ходе проведения осмотра было выявлено и зафиксировано в Акте осмотра Интернет-сайта от 10.10.2012 № 4, что среди информации, содержащейся на Интернет-сайте ОАО «ОЭК» по адресу: http://www.oek.spb.ru/ отсутствуют следующие сведения:

- отсутствует информация, предусмотренная пунктом 3 раздела 1 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия информации), а именно: о размещении на официальных сайтах или ином официальном сайте в сети Интернет, или в официальном печатном издании информации;

- отсутствует информация, предусмотренная пунктом 4 раздела 1 Стандартов раскрытия информации, а именно, о фактической информации, раскрываемой по окончании отчетного периода, о прогнозной информации, раскрываемой до начала отчетного периода, отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии со Стандартами раскрытия информации, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 9 раздела 1 Стандартов раскрытия информации, а именно: о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2006, 2011 годы (годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность за 2007, 2008, 2010 годы в виде документа не поддается открытию, либо страница не найдена), а также аудиторское заключение за 2006, 2008, 2010, 2011 годы (аудиторское заключение за 2007 год в виде документа не поддается открытию, либо страница не найдена; аудиторское заключение за 2009 год хранится в документе «Годовая бухгалтерская отчетность за 2009 год»);

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 9 раздела 1 Стандартов раскрытия информации, а именно: о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «в» пункта 9 раздела 1 Стандартов раскрытия информации, а именно: о подконтрольных (операционных) и неподконтрольных расходах, включаемых в необходимую валовую выручку, норме доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактического уровня доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснования причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий; об отчете о движении активов, включающем балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; об отчете о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «г» пункта 9 раздела 1 Стандартов, а именно: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «а» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности, в том числе: об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации; об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении  по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования; о закупке  сетевыми организациями электрической энергии для компенсации в сетях и ее стоимости; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении за электрическую энергию по уровням напряжения; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе: о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии; о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а с 1 июля 2012 г. - также по центрам питания ниже 35 кВ; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);

-   отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «в» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом (в(1)) пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, в разбивке по уровням напряжения;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «г» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «д» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «е» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «ж» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно;

- об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая: отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);

- отсутствует информация, предусмотренная подпунктом «з» пункта 11 раздела 2 Стандартов раскрытия, а именно: о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых доя оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемах закупок.

05.04.2013 Управлением в отношении ОАО «ОЭК» было вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 97-05-Ш/13 и проведении административного расследования.

12.04.2013 главным специалистом-экспертом отдела естественных монополий Ленинградского УФАС России в отношении ОАО «ОЭК» был составлен Протокол по делу № 97-05-Ш/13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

24.04.2013 заместителем руководителя начальником отдела естественных монополий Ленинградского УФАС России в отношении Общества было вынесено Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 97-05-Ш/13, в соответствии с которым открытому акционерному обществу «Объединенная энергетическая компания» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 97-05-Ш/13, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы сторон, суд полагает заявленное учреждением требование законным и обоснованным ввиду следующего.

Статьей 9.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Открытое акционерное общество «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» является сетевой организацией. В силу статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) ОАО «ОЭК» является субъектом розничного рынка электрической энергии.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по утверждению стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Согласно пунктам 1 и 2 Стандартов раскрытия информации настоящий документ устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Таким образом, ОАО «ОЭК», являясь субъектом розничного рынка электрической энергии, на основании пункта 2 Стандартов раскрытия информации обязано раскрывать соответствующую информацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24.

В соответствии с пунктом 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

- опубликования в электронных средствах массовой информации;

- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

В соответствии с пунктом 3(1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме.

Согласно пункту 8 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Стандартов раскрытия информации субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать прогнозную информацию, раскрываемую до начала отчетного периода;

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 раздела 1 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 раздела 1 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг),

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 раздела 1 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о подконтрольных (операционных) и неподконтрольных расходах, включаемых в необходимую валовую выручку, норме доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактического уровня доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснования причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 раздела 1 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию об отчете о движении активов, включающем балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;

В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 раздела 1 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию об отчете о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования;

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 раздела 1 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию - предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

В соответствии с подпунктом (а) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:

- о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:

- об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;

- об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;

- о затратах на оплату потерь, в том числе:

- о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных

сетях;

- об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;

- о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;

- о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

- о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;

- о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;

- о техническом состоянии сетей, в том числе:

- о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;

- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;

- о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, а с 1 июля 2012 г. -также по центрам питания ниже 35 кВ;

- о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);

В соответствии с подпунктом (в) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:

- поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;

- заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;

- аннулированных заявок на технологическое присоединение;

- выполненных присоединений и присоединенной мощности;

В соответствии с подпунктом (в(1)) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, в разбивке по уровням напряжения;

В соответствии с подпунктом (г) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;

В соответствии с подпунктом (д) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

В соответствии с подпунктом (е) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;

В соответствии с подпунктом (ж) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:

- отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);

В соответствии с подпунктом (з) пункта 11 раздела 2 Стандартов субъектам рынков электрической энергии надлежит раскрывать информацию о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:

- о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);

- о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.

Факт нарушения открытым акционерным обществом «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» вышеперечисленных требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии подтверждается материалами дела, в том числе, Актом осмотра, Определением о возбуждении дела об административном правонарушении, Протоколом об административном правонарушении, что образует в действиях ОАО «ОЭК» состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд полагает, что административным органом допущено существенное нарушение процедуры привлечения ОАО «ОЭК» к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Из материалов дела следует, что Постановление от 24.04.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 97-05-Ш/13 вынесено в отсутствие законного представителя ООО «ОЭК».

В подтверждение надлежащего уведомления Общества о времени и месте рассмотрения дела, Управлением в материалы дела представлена копия Определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 97-05-Ш/13, а также копия уведомления о вручении этого определения Обществу.

Данное уведомление не может быть признано судом доказательством надлежащего извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела, в связи с тем, что оно свидетельствует о вручении указанного Определения представителю Общества по доверенности 24.04.2013, то есть в день вынесения Постановления от 24.04.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 97-05-Ш/13.

Также Управление указывает, что Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 97-05-Ш/13 было направлено Обществу по факсимильной связи в режиме автоматического приема. В материалах дела в подтверждение отправки извещения имеется отчет об отправке факса по номеру общества.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 5184/12, сам по себе отчет об отправке факса, не позволяющий установить, что по факсу в адрес привлекаемого к административной ответственности лица было направлено именно извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а также факт его получения, не свидетельствует о надлежащем извещении этого лица.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,   является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Допущенные Управлением процессуальные нарушения являются существенными, поскольку Общество было лишено возможности реализовать представленные КоАП РФ гарантии защиты, не имело возможности представлять доказательства, документы в обоснование своих доводов, представлять объяснения, воспользоваться квалифицированной юридической помощью.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 и пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24.04.2013 по делу № 97-05-Ш/13 о привлечении открытого акционерного общества «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья Калайджян А.А.