Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
04 июня 2019 года Дело № А56-26548/2019
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 04 июня 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Виноградовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гирсовой С.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АВТОДОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
ответчик: КОМИТЕТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
о взыскании 2 643 575,24 руб.
при участии
- от истца: ФИО1, ФИО2 представители по доверенности от 28.12.2018
- от ответчика: ФИО3, доверенность от 29.12.2018,
установил:
Истец - ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АВТОДОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" обратился в суд с иском к ответчику - КОМИТЕТУ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА о взыскании 2 643 575,24 руб. задолженности.
В соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд завершил слушание в предварительном судебном заседании,и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Истец в исковом заявлении указывает, что 29.12.2017 между Открытым акционерным обществом «Автодор Санкт-Петербург» (Подрядчик) и Комитетом по благоустройству (Заказчик) был заключен государственный контракт № 18/18 (Контракт) в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, искусственным дорожным сооружениям в Санкт-Петербурге и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге Заказчик поручает, обязуется принять и оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в 2018 году работ по содержанию дорог Колпинского, Пушкинского районов Санкт Петербурга, включенных в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Санкт Петербурга от 17.03.2011 № 300 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и о Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге», для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием, Подрядчик обязуется осуществлять:
-общестроительные работы по дорожному покрытию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, работы по содержанию водоотводных и дренажных систем Колпинского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, а также содержанию элементов обустройства дорог;
-работы по оценке технического состояния дорог (далее - работы по оценке технического состояния дорог);
- работы по вывозу снега и снежно-ледяных образований с дорог (работы по вывозу снега);
- работы по механизированной и ручной уборке дорог, включая тротуары и иные элементы обустройства дорог, а также работы по механизированной и ручной уборке проезжей части искусственных дорожных сооружений, а также тротуаров и иных частей искусственных дорожных сооружений, на которых разрешено движение пешеходов.
Согласно п. 1.2.2.-1.2.4. Контракта работы по комплексной уборке дорог принимаются на основании актов приемки выполненных работ по комплексной уборке дорог на каждый месяц; работы по содержанию дорог принимаются на основании Актов о приемке выполненных работ на каждый месяц по форме КС-2, Справок о стоимости выполненных работ и затрат на каждый месяц по форме КС-3, Ведомостей объемов работ по содержанию дорог Санкт-Петербурга; работы по вывозу снега принимаются на основании Актов приемки выполненных работ по вывозу снега на каждый месяц.
К Контракту был заключен ряд Дополнительных соглашений.
В соответствии с п.5.2.1. Контракта Заказчик обязан принимать выполненные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе в соответствии с Порядком приемки работ по вывозу снега, являющимся Приложением № 10 к Контракту и оплачивать выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
Стоимость Контракта, совместно с Дополнительными соглашениями составляет 863 405 568,42 руб., что подтверждается Платежными поручениями и возвратными суммами по материалам (учитываются в Справках о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, учитывающими стоимость от реализации заказчиком материалов в карточке счета 62.1 (Согласно п. 4.100.1. МДС 81-35.2004 Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации)).
За декабрь 2018 года, ввиду сверхнормативного выпадения осадков, лимит объема выпавшего снега, предусмотренного Контрактом был превышен на 15 341,14 м3, в результате чего Истец направил в Комитет по благоустройству Акты приемки выполненных работ по вывозу снега на общую сумму 2 643 575,24 руб., счет, счет-фактуру, Реестр путевых листов по вывозу снега на стационарные снегоплавильные пункты, Реестр путевых листов по вывозу снега на место временного складирования снега, Акты сверки приемки снега на стационарном снегоплавильном пункте на сетях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (подписанными как с Обществом, так и с субподрядчиком), Справку по приемке и размещению снега на временных и стационарных снегоприемных пунктах, утилизации снега в мобильных снегоплавильных установках, стационарных снегоплавильных пунктах.
Также в соответствии с п. 5.1.4. Контракта, было привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центр комплексного благоустройства», которое представило экспертное заключение от 11.01.2019 о соответствии результатов выполненных работ условиям государственного контракта, о том, что результаты выполненных работ по вывозу снега от 31.12.2018 соответствуют фактическим объемам выполненных работ, отсутствуют нарушения при выполнении работ и соответствуют порядку приемки работ по вывозу снега, включая требованиям нормативно-технических документов, указанных в Техническом задании и рекомендуются к приемке.
Ответчик письмом от 26.01.2017 г. не принял и не оплатил превышенные объемы работ, ссылаясь на пункт 2.8.1 Контракта. Выпадение сверхнормативного количества осадков, а также предписание Заказчика осуществлять оперативный вывоз снега с 25.12.2018 (в течение 180 дней), в том числе в Колпинском и Пушкинском районах Санкт-Петербурга, подтверждается протоколом № 35/18-общ. от 25.12.2018 оперативного совещания Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга и ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.3.6. Контракта, при отсутствии замечаний к актам Заказчик подписывает акты, а при наличии замечаний направляет мотивированный отказ от подписания актов с указанием сроков устранения замечаний и возвращает Подрядчику акты для внесения изменений (дополнений). До настоящего момента в адрес Общества замечания по выполнению работ по вывозу снега не были направлены.
Выполненные Подрядчиком работы по вывозу снега в объеме 15 341,14 м3 на сумму 2 643 575,24 руб. не оплачены.
Подрядчик в соответствии с п. 1.3.1 Контракта обязан обеспечить нормативное состояние дорог и искусственных дорожных сооружений в соответствии с условиями Контракта, включая требования нормативно-технических документов, указанных в Техническом задании.
Основным документом, регламентирующим перечень технологических операций, порядок и сроки выполнения работ по комплексной уборке улично-дорожной сети, является Технологический регламент производства работ по комплексной уборке автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге в 2018 г. (утв. Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга № 263-р от 13.09.2017 г.), который предусматривает нормативные сроки вывоза снега в п. 2.4.
В соответствии с п. 11.6 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем расторжении Контракта, в случае если экспертным заключением будет установлено нарушение Подрядчиком условий Контракта.
У Подрядчика отсутствует возможность невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по Контракту, в том числе в части вывоза снега, как в связи с условиями Контракта, так и в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
При невыполнении данных обязательств Обществу выписываются представления об устранении нарушений со стороны контрольных органов (Прокуратура, ОГИБДД и т.д.), а также налагаются штрафные санкции. В связи с этим отсутствует возможность невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по Контракту. В этой связи довод Комитета о применении п.2.8.1 Контракта не может быть признан обоснованным, поскольку на основании средних показателей вывоза снега за 2016 г. не представляется возможным четко определить предстоящее количество осадков и предстоящие объемы по вывозу снега.
Подрядчик понес затраты, связанные с вывозом снега сверх лимита, предусмотренного Контрактом, а именно: затраты на топливо, горюче-смазочные материалы, заработную плату водителей занятых на вывозе снега, бремя налоговых платежей.
Истец 31.01.2019 направил в адрес Ответчика письмо с требованием принять указанные работы по вывозу снега и оплатить их. Задолженность Заказчика перед Исполнителем составляет 2 643 575,24 руб.
В процессе слушания дела ответчик, не оспаривая факт сверхнормативного вывоза снега и его стоимость, поддержал свои возражения, ссылаясь на пункт 2.8.1 контракта, согласно которому превышенные объемы работ, выполненных подрядчиком, но не установленные контрактом, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.
Оценив доводы сторон, обстоятельства дела и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга. В пунктах 4.1., 4.2. данных Правил оговорено, что целью зимней уборки (период с 16 октября по 15 апреля) территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи.
В представленном отзыве на исковое заявление ответчик признает факт выполненных сверх установленной нормы работ Истцом, признает рассчитанную стоимость согласно актам приемки выполненных работ по комплексной уборке, приобщенных истцом к материалам дела, но не признает исковые требования ввиду условия п. 2.8.1 Контракта: превышенные объемы работ, выполненные подрядчиком, но не установленные Контрактом, заказчиком не принимаются и не оплачиваются.
Позиция ответчика не может быть признана правомерной и обоснованной, исходя из следующего.
В пунктах 21 и 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что (п.21) не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения (пункт 22).
Содержание автомобильных дорог имеет целью безаварийное движение по ним транспортных средств, чему препятствует появление на дорогах снежного и ледяного покрова. Не выполнение работ по очистке дорог от снега и наледи повышает аварийноопасность дороги и может привести к значительным материальным убыткам и человеческим жертвам.
Исходя из изложенного, истец не вправе был отказаться от очистки дорог по мотиву исчерпания выделенных на эти цели денежных средств. Как пояснили стороны, лимиты финансирования устанавливались на момент заключения контракта исходя из средних параметров предшествующего периода (2016-2017 годы), между тем среднее количество осадков в зимний период 2018 года превысило данные значения.
С учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Взыскать с Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга (ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Автодор Санкт-Петербург» (ОГРН <***>) 2 643 575,24 руб. задолженности, а также 36 218,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Виноградова Л.В.