ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-26603/20 от 20.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 мая 2020 года                                                                 Дело № А56-26603/2020

Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Катарыгиной В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Инстант инвест»

заинтересованное лицо Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации

об оспаривании постановления

при участии

от заявителя  - ФИО1, по доверенности от 20.05.2020,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 24.12.2019

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инстант инвест» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Управление) от 21.02.2020 №19-30205/3110-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представить Управления возражал против удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела, Общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет свою деятельность на основании лицензий Банка России на осуществление брокерской деятельности № 040-13188-100000 от 06.07.2010 и на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 040-13199-001 от 06.07.2010.

В целях проверки организации и осуществления Обществом
внутреннего контроля Волго-Вятским главным управлением Центрального
банка Российской Федерации в адрес Общества направлены предписания о предоставлении документов от 30.08.2019 № Т4-26-7/26849 и от 01.10.2019 № Т4-26-7/30366.

По итогам рассмотрения документов, представленных Обществом во исполнение требований Предписаний письмами № 1/050919 от 05.09.2019, № 1/100919 от 10.09.2019 и № 1/071019 от 07.10.2019, в деятельности Общества в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг установлено следующее.

В качестве документа, регламентирующего осуществление внутреннего
контроля, Обществом представлена инструкция о внутреннем контроле в
Инстант Инвест (ООО), утвержденная генеральным директором Общества
25.06,2018, в соответствии с требованиями которой контролер Общества при осуществлении своей деятельности осуществляет постоянный контроль за соблюдением Обществом и его работниками требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг (п. 2.2), в том числе, за исполнением предписаний Банка России (п.п. 2.2.7); обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Банка России, регулирующих деятельность контролеров (п. 3.1); в случае выявления нарушения - представлять руководителю отчет о проверке нарушения в соответствии с требованиями Инструкции Общества (п. 5.1).

В деятельности Общества как профессионального участника рынка ценных бумаг установлены следующие нарушения:

Неисполнение Обществом в полном объеме предписаний Волго-Вятского ГУ Банка России о предоставлении документов:

- от 17.12.2018 № Т4-26-7/39106 (с учетом рассмотрения ходатайства Общества № 251218-2 от 25.12.2018 о продлении срока исполнения предписания от 17.12.2018 №Т4-26-7/39106 Волго-Вятским ГУ Банка России в адрес Общества направлено предписание о предоставлении документов от 26.12.2018 № Т4-26-7/40358, в соответствии с пунктами 1, 2 которого в срок до 18.01.2019 (включительно) Обществу необходимо было представить в Банк России следующие документы (информацию):

- записи внутреннего учета в формате «.xls», «.xlsx», содержащие
информацию о расчетах сумм вознаграждений по агентским договорам в
разрезе агентов и выплаченных Обществом им сумм за период с 01.09.2017
по дату получения Предписания от 26.12.2018 (пункт 1);

- скриншоты программы внутреннего учета, где осуществляется расчет сумм вознаграждений агентам Общества, указанным в пункте 1 Предписания от 26.12.2018 (в разрезе каждого агента и каждой выплаченной суммы за период с 01.09.2017 по дату получения Предписания от 26.12.2018) (пункт 2).

Вместе с тем, Обществом в установленный Предписанием от 26.12.2018 срок не были представлены скриншоты программы внутреннего учета, где осуществляется расчет всех сумм агентских вознаграждений, выплаченных Обществом в период с ноября 2017 года по декабрь 2018 года ИП ФИО3. ИП ФИО4 (за исключением 17 729,79 руб.), ИП ФИО5 и ИП ФИО6

Неисполнение Обществом Предписания от 26.12.2018 в полном объеме
послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об
административном правонарушении №ТУ-40-ЮЛ-19-10852 по части 9
статьи 15.29 КоАП РФ.

- от 07.03.2019 № Т4-26-7/6732, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 которого в срок до 21.03.2019 (включительно) Обществу необходимо было представить в Банк России следующие документы (информацию):

- сканированные копии подтверждений неттинга за период с 01.08.2017
по дату получения Обществом Предписания от 07.03.2019 (по форме
приложения № 3 к Генеральному соглашению, заключенному между
Обществом и ООО «Реновация») (пункт 4);

- отчеты клиентам Общества на брокерском обслуживании, которым приобретались опционы ООО «Реновация», за период с 01.08.2017 по дату получения Обществом предписания от 07.03.2019 (пункт 5).

Во исполнение Предписания Обществом в личном кабинете размещены
документы № 200319 от 20.03.2019 (вх. № 30019 от 21.03.2019), № 201319-1
от 20.03.2019 (вх. № 30024 от 21.03.2019), № 210319 от 21.03.2019 (вх. №
30696 от 22.03.2019).           ,

Вместе с тем, в составе представленных Обществом в Банк России документов отсутствуют копии подтверждений неттинга за период с 01.08.2017 по дату получения Обществом Предписания от 07.03.2019 (по форме приложения № 3 к Генеральному соглашению, заключенному между Обществом и ООО «Реновация»), указанных в пункте 4 Предписания от 07.03.2019.

Кроме того, документы во исполнение пункта 5 Предписания от 07.03.2019 представлены в Банк России не в полном объеме, а именно, Обществом не представлены в Банк России отчеты клиентам ФИО7, ФИО8 и 'ФИО9 за период с 01.12.2017 по 31.12.2017, в то время как в декабре 2017 года Обществом совершались следующие сделки с внебиржевыми опционами ООО «Реновация» в интересах указанных клиентов:

- от 19.12.2017 №ВБФ-171219-00001 (в интересах ФИО7);

- от 29.12.2017 №ВБФ-171229-00006 (в интересах ФИО9);

- от 29.12.2017 №ВБФ-171229-00005 (в интересах ФИО8).

Неисполнение Обществом Предписания от 07.03.2019 в полном объеме послужило основанием для возбуждения Банком России в отношении Общества дела об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-19- 12425 по части 9 статьи 15.29 КоАП РФ.

-           от 30.08.2019 № Т4-26-7/26849, в соответствии с требованиями пункта 5 которого Обществу надлежало в установленный Предписанием от 30.08.2019 срок (не позднее 05.09.2019) представить в Банк России инструкцию и иные внутренние документы Общества об организации внутреннего контроля в рамках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, действовавшие в период с 01.09.2018 по дату получения Предписания от 30.08.2019.

Письмом от 05.09.2019 № 1/050919 (вх. № 103149 от 06.09.2019)
Общество во исполнение Предписания от 30.08.2019 представило в Волго-
Вятское ГУ Банка России пояснения и документы, в том числе, неполную
копию Инструкции о внутреннем контроле в Инстант Инвест (ООО) (утв.
генеральным директором Общества 25.06.2018), в которой отсутствовали
приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью, а также фрагмент,
содержащий пункты 10-11.6 Инструкции о внутреннем контроле в Инстант
Инвест (ООО).        

Неисполнение Обществом Предписания от 30,08.2019 в полном объеме
послужило основанием для возбуждения Банком России в отношении
Общества дела об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-19-
26673 по части 9 статьи 15.29 КоАП РФ.

- от 13.09.2019 № Т4-26-7/28424, в соответствии с требованием пункта 3 которого в срок до 25.09.2019 (включительно) Обществу надлежало представить в Банк России внутренние документы Общества, регламентирующие брокерскую деятельность, в редакциях, действующих в период с 01.06.2018 по дату получения Предписания от 13.09.2019, в том числе регламент, определяющий порядок оказания Обществом брокерских услуг на рынке ценных бумаг.

Письмом от 25.09.2019 № 1/250919 Общество представило в Волго-Вятское ГУ Байка России во исполнение Предписания от  13.09.2019 запрошенные документы, в том числе Регламент брокерского обслуживания ООО «Иистант Инвест» (утв. генеральным директором Общества ФИО10), в котором отсутствовали приложения, являющиеся его неотъемлемой частью. 

Неисполнение Обществом Предписания от 13.09.2019 в полном объеме
послужило основанием для возбуждения Банком России в отношении
Общества дела об административном правонарушении № ТУ-40-ЮЛ-19-
27332 по части 9 статьи 15.29 КоАП РФ.

В целях проверки организации и осуществления Обществом внутреннего контроля Банком России были рассмотрены представленные Обществом отчеты контролера Общества, составленные за период с 01.09.2018 по 30.08.2019, по результатам рассмотрения которых было установлено следующее:

            - в представленных отчетах контролера ООО «Инстант Инвест» о проверке нарушения от 19.10.2018, от 22.04.2019 и от 16.08.2019 отсутствует информация об установленных причинах совершения нарушения, обязательное указание которых в отчете контролера о проверке нарушения предусмотрено абзацем 5 пункта 6.1 Приказа № 12-32/пз-н, а также пунктом 5.1 и приложением 1 Инструкции Общества.

- в отчете контролера ООО «Инстант Инвест» за 1 квартал 2019 года отражена информация о проведении 1 проверки, по результатам которой контролером выявлен факт нарушения срока представления Обществом отчетности профессионального участника за январь 2019 года (срок представления 30 дней).    

При этом в нарушение требований пункта 6.1 Приказа №12-32/пз-н отчет о проверке нарушения Обществом срока представления отчетности профессионального участника за январь 2019 года не составлялся, что подтверждается письмом Общества от 07.10.2019 № 1/071019, в котором Общество объяснило отсутствие составленного отдельного отчета о проверке данного нарушения указанием соответствующих сведений о проверке и выявленном нарушении в квартальном отчете Общества за 1 квартал 2019 года.

- в квартальном отчете контролера ООО «Инстант Инвест» за 2 квартал
2019 года отражена информация о проведении только 1 проверки (пункт 3
отчета за 2 квартал 2019 года), тогда как, во 2 квартале 2019 года Обществом
составлено 4 отчета о проверке нарушения, о чем свидетельствуют
представленные письмом Общества № 1/050919 от 05.09.2019 отчеты
контролера.  

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6.2 Приказа № 12-32/пз-н контролер представляет руководителю профессионального участника для рассмотрения квартальный отчет, который должен содержать обобщенные сведения, в частности, о проведенных за квартал проверках с указанием сведений о количестве проведенных проверок, выявленных при их проведении нарушениях требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального    участника,     причинах    допущения     выявленных нарушении.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении Обществом требований части 2 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ, пунктов 4.2, 5.2, 6.1 и 6.2 Приказа № 12-32/пз-н, положений п.п. 2.2.7, п. 3.1. и 5 Инструкции Общества, выразившемся в необеспечении Обществом организации и осуществления внутреннего контроля в соответствии с требованиями Приказа № 12-32/пз-н.

Постановлением от 21.02.2020 №19-30205/3110-1 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ.

Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.

Частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за иное нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, репозитарием, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 10.1-1 Закона №39-ФЗ профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан организовать и осуществлять внутренний контроль, а в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России, обязан организовать и осуществлять внутренний аудит в соответствии с требованиями Банка России.

Для организации и осуществления внутреннего контроля профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан назначить контролера или сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности исполнительным органом профессионального участника рынка ценных бумаг (часть 3 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ).

Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается документами профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России (часть 4 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ).

Согласно положениям частей 3 и 32 статьи 42 Федерального закона № 39-ФЗ Банк России разрабатывает и утверждает требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками рынка ценных бумаг внутреннего контроля.

Требования к организации и осуществлению профессиональным участником рынка ценных бумаг внутреннего контроля установлены приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н.

в соответствии с положениями пунктов 2.1 и 2.2 Приказа № 12-32/пз-н
осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера
профессионального участника, который, в свою очередь, должен
соответствовать установленным законодательством Российской Федерации о
ценных бумагах квалификационным требованиям по виду деятельности, в
отношении которого контролер осуществляет функции контролера,
указанные в разделе 4 Приказа № 12-32/пз-н, а также составлять и
представлять органам управления профессионального участника отчеты по
виду деятельности, в отношении которого контролер осуществляет функции
контролера.  

Контролер назначается уполномоченным органом профессионального участника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и учредительными документами профессионального участника, и является по должности заместителем руководителя профессионального участника. Работа в должности контролера должна быть основным местом работы контролера.

В силу требований пункта 2.5 Приказа № 12-32/пз-н профессиональный участник должен иметь инструкцию о внутреннем контроле (далее -Инструкция), утвержденную уполномоченным органом профессионального участника.

Инструкция должна содержать:

описание функций контролера, его прав и обязанностей;

порядок и сроки рассмотрения поступивших обращений;

порядок действий контролера в случае выявления им нарушений;

типовые формы и сроки представления контролером отчетных документов;

порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг);

ответственность контролера в случаях непредставления или
несвоевременного представления отчетов контролера совету директоров
(наблюдательному совету) и/или руководителю.          

Инструкция может содержать иные положения, регламентирующие
осуществление внутреннего контроля, не противоречащие законодательству
Российской Федерации.     

При осуществлении своей деятельности контролер в соответствии с положениями пункта 4.1 Приказа № 12-32/пз-и обеспечивает соблюдение требований Инструкции.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 4.2 Приказа № 12-32/пз-н контролер при осуществлении своей деятельности контролирует, в частности, соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, в том числе, исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.    

Контролер в силу требований пунктов 4.5 - 4.7 Приказа № 12-32/пз-н незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о возможном нарушении профессиональным участником законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, после чего проводит проверку на предмет установления события нарушения, причин его совершения и виновных в нем лиц. Контролирует устранение выявленных наруи1ений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника. Представляет руководителю профессионального участника отчеты в соответствии с требованиями Приказа  №12-32/пз-н.

В частности, согласно требованиям пункта 6.1 Приказа № 12-32/пз-н
контролер представляет руководителю профессионального участника отчет о
проверке выявленного нарушения профессиональным участником
требований законодательства Российской Федерации, в том числе
нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти
по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального
участника (далее - отчет о проверке нарушения).

При этом в силу требований абзаца 5 пункта 6.1 Приказа № 12-32/пз-н отчет о проверке нарушения должен в обязательном порядке содержать сведения об установленных причинах совершения нарушения и виновных в нем лицах.

Согласно положениям пункта 5.2 Приказа № 12-32/пз-н контролер обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих деятельность контролеров, и надлежащим образом выполнять свои функции.

Факт нарушения Обществом требований части 2 статьи 10.1-1 Федерального закона № 39-ФЗ, пунктов 4.2, 5.2, 6.1 и 6.2 Приказа № 12-32/пз-н, положений п.п. 2.2.7, п. 3.1. и 5 Инструкции Общества, выразившегося в необеспечении Обществом организации и осуществления внутреннего контроля в соответствии с требованиями Приказа № 12-32/пз-н подтверждается материалами настоящего дела.

в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия исключительных обстоятельств, не позволивших Обществу не допустить совершение административного правонарушения, наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, следует признать установленным.

Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.

Основания для признания допущенного нарушения малозначительным отсутствуют.

На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

          В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                           Катарыгина В.И.