Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
02 сентября 2020 года Дело № А56-26643/2020
Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года . Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляев С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Силантьевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Автономной некоммерческой организации высшего образования «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС»
кУправлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2020 по делу об административном правонарушении к протоколу №1760 от 28.01.2020
при участии
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 19.05.2020,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 14.01.2020,
установил:
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС» (далее – АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС», Университет) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга (далее - Управление) от 12.03.2020 по делу об административном правонарушении к протоколу №1760 от 28.01.2020.
Определением арбитражного суда от 19.06.2020 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-10799/2020.
В связи с наступлением обстоятельств, послуживших основанием для возобновления производства по делу, суд 17.09.2020 возобновил производство по делу.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Университета поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представитель Управления возражал против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, гражданин Исламской Республики Иран Шейхи Хоссейн, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в Университете с 14.10.2019 по 22.12.2019. Гражданин Исламской Республики Иран имел однократную визу, предоставляющую право нахождения на территории Российской Федерации, сроком до 23.12.2019.
В связи с уклонением гражданина Шейхи Хоссейна от выезда с территории Российской Федерации 14.01.2020 в отношении последнего должностным лицом Управления был составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
20.01.2020 должностным лицом Управления в отношении Университета было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.19 КоАП РФ.
28.01.2020 начальником 5-го отделения (иммиграционного контроля) отдела по вопросам миграции Управления составлен протокол АП-Юр № 1760 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, выразившегося в непринятии приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 18.9 КоАП РФ.
12.03.2020 Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении к протоколу №1760 от 28.01.2020, которым Университет привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 18.9 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 400 000 рублей.
Университет обжаловал данное постановление в арбитражный суд.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 2 статьи 18.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ходе проведенного административного расследования Заинтересованным лицом было установлено, что правонарушение, совершенное Университетом, выразилось в бездействии Заявителя по обеспечению выезда из РФ гражданина Исламской Республики Иран Шейхи Хоссейна и нарушению п. 6 ст. 16 и п.п. 1 п. 3 ст. 17 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 16 Закона № 115-ФЗ установлено, что приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его пребывания в Российской Федерации. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпункт 1 пункта 3 статьи 17 Закона № 115-ФЗ предписывает образовательной организации, пригласившей иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечивает его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, обращение с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения.
При этом перечень и порядок применения мер по обеспечению выезда приглашенного иностранного гражданина до настоящего времени Правительством Российской Федерации не установлен.
Как усматривается из материалов дела, Университетом принимались меры по обеспечению своевременного выезда гр. Шейхи Хоссейн с территории Российской Федерации по окончании действия визы.
Университет 14.10.2019 ознакомил гр. Шейхи Хоссейн с содержанием Закона №115-ФЗ, со статьями Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении о нарушении правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ, о чем он расписался в Анкете обучающегося.
21.11.2019 Университет направил ходатайство в Отдел по вопросам миграции УМВД России по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга о выдаче многократной учебной визы гр. Шейхи Хоссейн на срок обучения на курсах русского языка. 09.12.2019 гр. Шейхи Хоссейн было отказано в выдаче многократной визы, и он должен выехать по окончании действия однократной визы, т.е. до 23.12.2019, за пределы Российской Федерации.
10.12.2019 Университет уведомил гр. Шейхи Хоссейн о том, что ему не будет выдана многократная виза, и он не сможет продолжить обучение после окончания действия его однократной визы.
10.12.2019 Университет письменно ознакомил гр. Шейхи Хоссейн с содержанием пп. 1, 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ об обязанности выехать с территории Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также об ответственности, установленной ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение миграционного законодательства.
22.12.2019 представители Университета уведомили гр. Шейхи Хоссейн об отчислении и необходимости в срок до 24 часов 30.12.2019 покинуть территорию РФ. Гражданин Шейхи Хоссейн заявил представителям Университета о своем отказе от выезда с территории Российской Федерации по окончании действия визы, в связи с несогласием с отказом в продлении срока действия визы, а также о том, что он будет обжаловать данное решение.
Университет принял меры для доставления гр. Шейхи Хоссейн в Отдел по вопросам миграции, где 14.01.2020 в отношении гр. Шейхи Хоссейн был составлен протокол об административном правонарушении, в связи с уклонением от выезда.
Таким образом, Университетом были исполнены требования п.6 ст. 16 и п. 3 ст. 17 Закона №115-ФЗ.
Из материалов дела не усматривается, какими иными способами Университет должен был исполнить обязанность по обеспечению своевременного выезда гр. Шейхи Хоссейн. Перечень и порядок применения указанных мер по обеспечению выезда иностранного гражданина Правительством РФ не установлен.
Учитывая отсутствие исчерпывающего перечня мер по обеспечению выезда иностранного гражданина, организация, приглашающая иностранного гражданина вправе самостоятельно избирать и применять законные меры к обеспечению такого выезда. Университетом в качестве таких мер избраны уведомление и разъяснение соответствующих обязанностей иностранным гражданам как устно, так и письменно.
Таким образом, в действиях Университета отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 18.9 КоАП РФ. Университет принял необходимые меры по исполнению требования п.6 ст. 16 и п. 3 ст. 17 Закона №115-ФЗ. Университет в достаточной мере обеспечил меры по выезду гр. Шейхи Хоссейн с территории РФ по окончании действия визы, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ помимо наличия события административного правонарушения выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что Университетом была соблюдена та степень настойчивости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований миграционного законодательства по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что факт совершения Университетом вменяемого ему административного правонарушения, и вина Университета не подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Как следует из вышеизложенного, все, установленные законом меры по обеспечению убытия гр. Шейхи Хоссейн по окончании срока действия его визы Университетом были предприняты.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
В связи с изложенными обстоятельствами Постановление по делу об административном правонарушении № 1760 от 28.01.2020, вынесенное отделом по вопросам миграции УМВД России по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга, в отношении Университета, предусмотренном частью 2 статьи 18.9 КоАП РФ, подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что определением от 13.02.2020 об отложении рассмотрения дела, рассмотрение дела об административном правонарушении по протоколу от 28.01.2020 № 1760 отложено на 12.03.2020 на 14 час. 00 мин. Вместе с тем сведения о направлении данного определения в материалах дела об административном правонарушении не содержится. Следовательно, Отделом допущены существенные процессуальные нарушения при производстве дела об административном правонарушении, что также является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать незаконным постановление отдела по вопросам миграции Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга от 12.03.2020 по делу об административном правонарушении к протоколу №1760 от 28.01.2020.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.