Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
22 мая 2019 года Дело № А56-2677/2019
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Гуляев С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ждановой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Биовитрум»
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 20.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4200/2018
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.12.2018
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 03.04.2019, ФИО3 по доверенности от 29.10.2018
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Биовитрум» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможне (далее – Таможня) от 20.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4200/2018.
Определением суда от 15.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 15.01.2018 на Санкт-Петербургский таможенный пост (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни специалистом ОТО декларанта ООО «БИОВИТРУМ» подана декларация на товары № 10210200/150118/0000664 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления партии товаров пятнадцати наименований, в том числе, товара № 2 «принадлежности для проведения лабораторных исследований в области молекулярной биологии: 1. тетраоксид осмия в кристаллической форме, casn 20816-12-0, предназначен для контрастной окраски образцов при исследовании методом электронной микроскопии, всего 4 ампулы по 1 г, производитель: ELECTRONMICROSCOPYSCIENCES, товарный знак: ELECTRONMICROSCOPYSCIENCES, марка: без марки, артикул: 19100, модель: без модели, количество: 4 г», страна происхождения: Соединенные Штаты Америки, код по ТН ВЭД ЕАЭС: 2843909000, таможенная стоимость: 8124.29 руб. (далее - товар № 2, тетраоксид осмия).
Тетраоксид осмия перемещался на основании контракта № 1253 от 05.10.2017 (инвойс № 2263031 от 30.11.2017) по авианакладной № 020-86651412 от 04.01.2018 (воздушный транспорт № LH2564). Отправитель товаров – ELECTRONMICROSCOPYSCIENCES, Соединенные Штаты, 19440 РА, HATFIELD, 1560 INDUSTRYRD (ЭЛЕКТРОН МИКРОСКОПИ САЕНСИС, Соединенные Штаты, 19440 ПА, ХАТФИЛД, 1560, ИНДАСТРИ РД); получатель и декларант - ООО «БИОВИТРУМ».
16.01.2018 товар, заявленный в ДТ № 10210200/150118/0000664 (в том числе товар №2), выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таможней по результатам проверки 44 графы товара тетраоксид осмия, заявленного под № 2 в ДТ № 10210200/150118/0000664, выявлено, что сведений об акте государственного контроля (код вида документа «01143») не установлено. К комплекту электронных документов акт государственного контроля не приобщен.
По факту выявленного нарушения уполномоченным лицом Таможни составлен протокол об административном правонарушении от 09.11.2018 №10210000-4200/2018, в соответствии с которым действия Общества квалифицированы по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела в отношение Общества вынесено постановление от 20.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4200/2018, по которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Общество оспорило указанное постановление в арбитражный суд.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Тетраоксид осмия согласно заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС включен в таблицу 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС (Приложение № 2), утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21.04.2015 № 30 (далее – Единый перечень).
Таблица 3
Наименование товара | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
продукции и изделий | |
Перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, включенных в раздел 2.10 Единого перечня товаров, регулируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Приложение № 14), утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21.04.2015 № 30 (далее – Положение).
Согласно понятиям, определенным в п. 3 Положения, «драгоценные металлы» - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), указанные в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 Единого перечня.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Согласно п. 8 Положения помещение товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 Единого перечня, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, реимпорта, временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и реэкспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена акта государственного контроля.
Таможня по результатам проверки 44 графы товара тетраоксид осмия, заявленного под № 2 в ДТ № 10210200/150118/0000664, не установила сведений об акте государственного контроля (код вида документа «01143»). К комплекту электронных документов акт государственного контроля не приобщен.
Из письма ООО «БИОВИТРУМ» от 25.05.2018 № Н49/05 следует, что ООО «БИОВИТРУМ» обратилось в Северо-Западную государственную инспекцию пробирного надзора, которая сообщила, что на химические реагенты инспекция не выдает акты государственного контроля (документально ответ не подтвержден).
Из изложенного ООО «БИОВИТРУМ» сделало вывод, что химические соединения, которые имеют применение в медицине и электронной микроскопии, Северо-Западной государственной инспекцией пробирного надзора не контролируются, и выдача актов на такие товары не предусмотрена. В связи с вышеизложенным ООО «БИОВИТРУМ» акт государственного контроля не получало. Также ООО «БИОВИТРУМ» направило запрос в Министерство финансов РФ от 24.05.2018 б/н.
На запрос Санкт-Петербургской таможни в Северо-Западную государственную инспекцию пробирного надзора (далее - СЗ Инспекция) поступил ответ от 29.08.2018 № 30-14-05-06/964 об осуществлении СЗ Инспекцией государственного контроля при ввозе товаров, включенных в раздел 2.10 Единого перечня.
Из письма Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее - ФКУ «Пробирная палата России») от 23.07.2018 № 40-05-2-05/1217 следует, что товары, имеющие код ТН ВЭД ЕАЭС 2843 90, а именно соединения драгоценных металлов прочие, амальгамы, попадают под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования». В соответствии с Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1052, организации, использующие в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов, подлежат постановке на специальный учет.
Также согласно письму ФКУ «Пробирная палата России» от 29.08.2018 № 40-05-2-05/1457 отметило, что:
- перемещение тетраоксида осмия через границу Евразийского экономического союза и дальнейшая торговля этим товаром есть операции с драгоценными металлами;
- постановка на специальный учет не требуется организациям, которые непосредственно используют тетраоксид осмия для анализов (основным видом деятельности ОКВЭД ООО «БИОВИТРУМ» является 46.90 «торговля оптовая неспециализированная»);
- на товары, имеющие код ТН ВЭД ЕАЭС 2843 90, распространяется действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
В Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы в торговле с третьими странами является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).
Согласно пункту 19 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденному Указом Президент Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137, государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, осуществляет федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (ФКУ «Пробирная палата России») - в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов.
ФКУ «Пробирная палата России» подтвердило необходимость осуществления государственного контроля при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза тетраоксида осмия (представление акта государственного контроля). Соответственно, с учетом того, что тетраоксид осмия указан в разделе 2.10 Единого перечня товаров и заявлен обществом к ввозу в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления, то в силу прямого указания Положения в отношении товара № 2 по ДТ № 10210200/150118/0000664 установлен разрешительный порядок ввоза, заключающийся в предоставлении в таможенный орган разрешительного документа уполномоченного органа.
Статьей 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В соответствии со ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Таким образом, как правомерно указала Таможня, ООО «БИОВИТРУМ», осуществив подачу 15.01.2018 на Санкт-Петербургский таможенный пост (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни ДТ № 10210200/150118/0000664, не представило в таможенный орган разрешительный документ уполномоченного органа (акт государственного контроля), чем были нарушены требования статей 84, 106 ТК ЕАЭС.
08.11.2018 к материалам дела об административном правонарушении было приобщено письмо Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт прикладных проблем» (далее - ФГУП «ГосНИИПП») от 07.11.2018 № 240/116/5/18, согласно которому природный Осмий состоит из семи стабильных изотопов, а тетраоксид осмия является окислом 8-валентного осмия (бесцветный с желтоватым оттенком), для которого характерно образование осмиаматов Me[Os03N] - является высокотоксичным и поэтому должен храниться в запаянных ампулах. Тетраоксид осмия в кристаллической форме является стабильным изотопом Осмия и относится к платиновым металлам, высокотоксичен.
ООО «БИОВИТРУМ» в обоснование своей позиции ссылается на письмо ФГУП «ГосНИИПП» от 08.10.2018 № 197/116/5/18, в котором содержится информация о том, что тетраоксид осмия является изделием на основе стабильных изотопов осмия в их высшей степени окисления.
Между тем Таможня не приняла данные выводы ФГУП «ГосНИИПП».
Изотопами называются разновидности атомов одного элемента, обладающие одинаковыми зарядами ядер, но разными массовыми числами. Каждый изотоп характеризуется двумя величинами: массовым числом (проставляется вверху слева от химического знака) и порядковым номером (проставляется низу слева от химического знака) и обозначается символом соответствующего элемента (ФИО4, Химия для поступающих в вузы:-М., Высшая школа, 1986, с. 42) (лист дела 127).
Учитывая изложенное, а также исходя из письма Федерального государственного унитарного предприятия «Прикладная химия» от 29.11.2018 № 215-2079, Таможня посчитала, что тетраоксид осмия, состоящий из двух элементов (осмия и кислорода), изотопом не является. При этом природный осмий состоит из шести стабильных и одного радиоактивного изотопа. Тетраоксид (оксид) осмия является соединением (не является изделием на основе радиоактивных и стабильных изотопов), образуемым при взаимодействии осмия с кислородом.
Также ФГУП «ГосНИИПП» в письме от 07.11.2018 № 240/116/5/18 сообщило, что на основании свидетельства ФСТЭК России регистрационный № 034 от 04.12.2017 о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля в отношении продукции по всей номенклатуре действующих контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ, ФГУП «ГосНИИПП» проведен анализ объекта Осмий (тетраоксид Осмия в кристаллической форме) с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2843 90 900 0. По результатам анализа ФГУП «ГосНИИПП» на основании Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 №183 и действующих редакций (по состоянию на 01.11.2018) контрольных списков, утвержденных указами Президента Российской Федерации, в целях экспортного контроля сделан вывод о том, что для осуществления ввоза/вывоза тетраоксида Осмия в кристаллической форме нет соответствия контролируемым товарам (технологиям).
Между тем ФГУП «ГосНИИПП» на основании свидетельства ФСТЭК России № 034 от 04.12.2017 получило специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля в отношении Продукции по всей номенклатуре действующих контрольных списков, утвержденных указами Президента РФ. Однако тетраоксид осмия согласно заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС, включен в таблицу 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, единого перечня товаров, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21.04.2015 № 30. Пунктом 3 ст. 101 Договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» установлено, что к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования. Меры экспортного контроля и меры нетарифного регулирования - разные виды запретов и ограничений. Соответственно ФГУП «ГосНИИПП», получив на основании свидетельства ФСТЭК России разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, не уполномочен на выдачу разъяснений в отношении товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования. Согласно п. 8 Положения, помещение товаров, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 Единого перечня, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, отказа в пользу государства, реимпорта, временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и реэкспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена акта государственного контроля. Согласно пункту 19 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденному Указом Президент Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137, государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, осуществляет федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (ФКУ «Пробирная палата России») - в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов. (Служебная записка отдела торговых ограничений и экспортного контроля Санкт-Петербургской таможни от 08.11.2018 №22-13/1200).
В то же время ФКУ «Пробирная палата России», являющееся государственным контролирующим органом при ввозе в Российскую Федерацию государства драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 и таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня, письмами подтверждает необходимость осуществления государственного контроля при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза тетраоксида осмия (представление акта государственного контроля).
Кроме того, согласно ГОСТу 26335-84 «Соединения и изделия со стабильными изотопами. Марки, термины и определения» изделие со стабильными изотопами -изделие, использование которого основано на специфических ядерно-физических свойствах содержащихся в нем стабильных изотопов. Подтверждением того, что рассматриваемый товар - тетраоксид осмия не является изделием со стабильным изотопом, а, соответственно, не подпадает под исключения, установленные пп. б п. 2 разд. I Положения, является отсутствие упоминания в данном ГОСТе как тетраоксида осмия, так и осмия.
В связи с этим, как правильно указала Таможня, выводы о том, что тетраоксид осмия относится к стабильным изотопам, сделанные неуполномоченным на выдачу подобных заключений организацией (имеющей компетенцию только в области экспортного контроля), не применим по отношению к рассматриваемой ситуации.
Кроме того, при проведении анализа специалистами ФГУП «ГосНИИПП» исследовались характеристики природного осмия, который является стабильным изотопом. Однако, по ДТ под № 2 задекларирован товар тетраоксид осмия (соединение осмия и кислорода).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, является порядок ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.
Пунктом 3 ст. 101 Договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе» установлено, что к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Подпунктом 10 п. 1 ст.2 ТК ЕАЭС установлено, что «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии со ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Субъектом административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных ограничений. Таким лицом является декларант - лицо, которое декларирует товары. Таким образом, ООО «БИОВИТРУМ» является надлежащим субъектом административного правонарушения.
Характеризуя субъективную сторону данного административного правонарушения, необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение для строгого соблюдения требований закона.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.
Как следует из положений ст. 2.1 КоАП РФ, законодатель не ставит привлечение юридического лица к административной ответственности в зависимость от формы вины. В силу положений п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие реальной возможности у ООО «БИОВИТРУМ» для соблюдения требований таможенного законодательства и представления в таможенный орган в установленный срок отчетности подтверждено доказательствами, собранными в ходе осуществления административного производства по делу об административном правонарушении. ООО «БИОВИТРУМ», располагая необходимыми документами, содержащими сведения об описании товара, имело возможность перед помещением товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления установить, что согласно заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС, тетраоксид осмия включен в таблицу 3 раздела 2.10 «Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы» Единого перечня товаров, в отношении которых установлено требование о предоставлении акта государственного контроля и предпринять действия, направленные на получение необходимого разрешительного документа (обратиться в уполномоченный орган (ФКУ «Пробирная палата России») до подачи декларации на товары), однако не проявило должную степень заботливости и осмотрительности к возложенным обязанностям, чем допустило совершение правонарушения. Вредные последствия правонарушения выразились в виде несоблюдения установленных запретов и ограничений при ввозе товаров.
Перечисленные обстоятельства указывают на противоправный и виновный характер действий ООО «БИОВИТРУМ».
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «БИОВИТРУМ» установленных законом обязанностей в процессе административного расследования не выявлено.
В связи с этим в деянии ООО «БИОВИТРУМ» содержатся событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
У суда отсутствуют сведения, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющие применить наказание в виде предупреждения.
При принятии спорного постановления Управлением учтено наличие отягчающих обстоятельств.
Таким образом, Таможня правомерно и обоснованно привлекло Общество к ответственности в пределах санкции, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ в размере 60 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.