ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-26936/09 от 16.10.2009 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

23 октября 2009 года Дело № А56-26936/2009

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Даценко А.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Даценко А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ООО «Трансмастерс»

ответчик: ООО «Си Джи М»

о взыскании 585626 рублей 47 копеек

встречный иск о взыскании 283317 рублей 55 копеек

при участии

- от истца: представитель ФИО1 (доверенность № 5 от 20.04.2009),

- от ответчика: представитель ФИО2 (доверенность № 1/090609 от 09.06.2009),

установил:

ООО «Трансмастерс» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «Си Джи М» о взыскании 485100 рублей - задолженность за оказанные услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов, 100526 рублей 47 копеек - пени, 12357 рублей 08 копеек - расходы по уплате госпошлины.

Ответчик исковые требования не признал, представил встречный иск о взыскании с истца по первоначальному иску 283317 рублей 55 копеек - задолженность и 7167 рублей - расходы по уплате госпошлины.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и оценив приведенные ими доводы в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами, суд установил следующее.

10.01.2008 между ООО «Трансмастерс» и ООО «Си Джи М» подписан договор № 007/2007 на оказание услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов, по условиям которого истец по первоначальному иску, выступающий в качестве экспедитора, принял на себя обязательства за счет ответчика по первоначальному иску, выступающему в качестве заказчика, и за вознаграждение выполнить или организовать выполнение работ и услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию, оформлению внутри-таможенного транзита, организации морской перевозки, перетарки, таможенного оформления грузов заказчика, то есть выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Соглашением сторон не предусмотрено особых правил подтверждения оказанных услуг. По отдельному виду договор относится к транспортной экспедиции (глава 41 Гражданского кодекса РФ).

21.02.2008 между ООО «Трансмастерс» и ООО «Икар» подписан договор о перевозке грузов автомобильным транспортом, по условиям которого ООО «Трансмастерс», именуемое заказчиком, предоставляет ООО «Икар», именуемому исполнителем, заказы на перевозку грузов автотранспортом, а исполнитель предоставляет заказчику автотранспорт в исправном состоянии для перевозки грузов.

30.07.2008 между ООО «Икар» и ООО «АФТ» подписан договор № 69 о перевозке грузов автомобильным транспортом, по условиям которого ООО «Икар» именуемое заказчиком, предоставляет ООО «АФТ», именуемому исполнителем, заказы на перевозку грузов автотранспортом, а исполнитель предоставляет заказчику автотранспорт в исправном состоянии для перевозки грузов.

В дело представлено 4 заявки ООО «Трансмастерс» в адрес ООО «Икар» от 29.07.2008, 20.09.2008, 11.10.2008, 12.10.2008 на автоперевозку массажных кроватей и 4 заявки ООО «Икар» в адрес ООО «АФТ» от тех же дат на перевозку этого же груза.

В дело также представлены 18 международных товарно-транспортных накладных (CMR) и 1 товарно-транспортная накладная (т.1, л.д. 70-88), согласно которым ООО «Трансмастерс» по поручению Серагем Ко Лтд, 177, Шунгам, Сеонгер-Еуп, 14, Корея, указано в качестве отправителя, а ООО «Си Джи М» - получателя кроватей массажных. Только в 10 указанных накладных в соответствующих графах представитель ООО «Си Джи М» расписался в получении груза как грузополучатель и поставил печать организации. В остальных накладных в качестве получателя груза выступило ООО «Золотая середина». Графы 17 накладных имеют незаполненные поля о перевозчиках, в 1 СМRв качестве перевозчика указано ООО «АФТ».

Согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, предусмотренной соответствующим транспортным уставом или кодексом. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.

В соответствии со статьей 4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (Женева, 19.05.1956) договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции. Накладные CMRимеются, в них в качестве стороны договора перевозки ООО «Си Джи М» не указано. Поэтому, несмотря на то обстоятельство, что ООО «Си Джи М» имеет прямой договор об организации перевозки с ООО «Трансмастерс», оно, если считать его грузовладельцем, к перевозке имеет косвенное отношение. В этой связи вопрос об ответственности по договору перевозки может быть обоснованным только в отношении грузоотправителя или перевозчика, однако из представленных в дело документов не следует, что ООО «Си Джи М» является таковым.

Оценка представленных истцом в материалы дела доказательств показывает, что с учетом существа отношений между сторонами настоящего дела их воля в действительности была направлена на совершение сделки по транспортной экспедиции.

В соответствии с пунктами 5-7 постановления Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», разработанными согласно положению статьи 2 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедиторскими документами являются:

- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 Правил. Однако из представленного в дело договора от 10.01.2008 это не следует.

В соответствии с пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности Министерством транспорта РФ издан приказ № 23 от 11.02.2008 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов», являющийся обязательным для исполнения экспедиторами и клиентами. Данным приказом разработаны формы экспедиторских документов, а также порядок их заполнения.

Для возникновения обязательства по экспедиции необходимо, чтобы экспедитор выдал клиенту или указанному им грузоотправителю экспедиторскую расписку, которая в соответствии со статьей 801 ГК РФ и пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности является неотъемлемой частью договора.

Такая расписка, а также поручение экспедитору, оформленные в соответствии с требованиями указанных Правил транспортно-экспедиционной деятельности и Порядка оформления и форм экспедиторских документов, никем из участвующих в деле лиц не представлены. Однако само по себе несоблюдение простой письменной формы сделки согласно пункту 1 статьи 162 ГК РФ не лишает стороны права в случае настоящего спора приводить письменные и другие доказательства.

В частности, в дело представлены акты № 766 от 02.10.2008, № 777 от 06.10.2008, № 799 от 14.10.2008, № 806 от 16.10.2008, № 809 от 16.10.2008, подписанные представителями сторон настоящего дела, согласно которым ООО «Си Джи М» приняло без претензий по объему, качеству и срокам оказанные ему услуги транспортно-экспедиторского характера от ООО «Трансмастерс» на общую сумму 548744 рубля 26 копеек. Между тем в материалах дела имеется представленная истцом копия платежного поручения № 396 от 20.11.2008, согласно которой ООО «Си Джи М» произвело ООО «Трансмастерс» оплату на сумму 691891 рубль 45 копеек. Доказательств оказания ответчику - ООО «Си Джи М» каких-либо иных транспортно-экспедиторских услуг, кроме тех, которые объективно подтверждены указанными актами, истцом - ООО «Трансмастерс» в дело не представлено.

Во встречном иске не указаны правовые основания для его заявления, не представлены и доказательства, которые бы подтверждали доводы, изложенные в нем. Ссылки истца по встречному иску на наличие перед ним со стороны истца по первоначальному иску дебиторской задолженности не подкреплены соответствующими доказательствами, равно как и доводы об утрате в процессе перевозки принадлежащего ООО «Си Джи М» груза.

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор согласно статье 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ) несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом № 87-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 названного Кодекса.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

Пунктом 1 статьи 7 Закона № 87-ФЗ предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В соответствии со статьей 8 Закона № 87-ФЗ в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

В соответствии со статьей 157 УАТ РСФСР обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей при автомобильных перевозках, удостоверяются записями в товарно-транспортных документах, а в случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем) - актами установленной формы.

В соответствии с параграфом 5 раздела 10 «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, при составлении акта о недостаче, порче или повреждении груза должна быть сделана отметка в товарно-транспортных документах.

Из представленных в дело CMR только 1 из них (т.1, л.д. 84) имеет односторонне выполненную запись о нехватке мест. Из содержания данной надписи невозможно достоверно определить утрату по наименованию и количеству груза. Точная дата учинения указанной надписи неизвестна. Акты установленной формы по поводу утраты груза составлены не были, что сторонами не оспаривается. Доказательств того, что ООО «Трансмастерс» или непосредственный перевозчик уклонялись от составления такого акта, в материалы дела не представлены.

Статьей 161 Устава автомобильного транспорта право на предъявление претензий и исков к перевозчику наделены грузоотправитель, грузополучатель или транспортно-экспедиционная организация. ООО «Трансмастерс» не является перевозчиком.

Нет оснований считать ООО «Трансмастерс» и экспедитором, поскольку нет экспедиторской расписки в получении груза для перевозки, которая в соответствии с пунктом 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

При указанных обстоятельствах первоначальный и встречные иски не доказаны по праву относимыми и допустимыми с точки зрения закона доказательствами, а потому оснований для их удовлетворения нет.

Руководствуясь статьями 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

По первоначальному иску в иске отказать.

По встречному иску в иске отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Даценко А.С.