Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 января 2008 года Дело № А56-27231/2007
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2008 года. Полный текст решения изготовлен января 2008 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Астрицкой С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Льяновой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
ответчик: Санкт-Петербургское государственное учреждение "Государственный музей городской скульптуры"
о понуждении заключить охранное обязательство
при участии:
- от истца: представитель ФИО1, доверенность от 14.11.2007 № 7/2676
- от ответчика: представитель ФИО2, доверенность от 14.11.2006 № 422
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием об обязании ответчика заключить с истцом охранное обязательство (с актом технического состояния) по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Александровская колонна» (Санкт-Петербург, Дворцовая площадь) на условиях проекта, предоставленного истцом.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 21).
В частности, указал на то, что спорный объект с 1939 года учтен в инвентарных книгах музейного собрания Санкт-Петербургского государственного учреждения "Государственный музей городской скульптуры" и является музейным предметом. Заключение охранных обязательств в отношении принятых на учет музейных предметов законодательством не предусмотрено. Действия КГИОП, направленные на регулирование особенностей правового положения музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, считает неправомерными, выходящими за пределы компетенции истца. Александровская колонна, входящая в состав Музейного фонда Российской Федерации, по вопросам учета и хранения, обеспечения сохранности подпадает под регулирование Федерального закона Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.98 №179, Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.85 №290 и, в свою очередь, не подпадает под регулирование Федерального закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 30.08.60 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Александровская колонна, расположенная на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, была включена в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
На основании Указа Президента РФ от 20.02.95 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Александровская колонная отнесена к числу объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге» Александровская колонная указана в Перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге (л.д. 15).
Александровская колонна, являясь недвижимым памятником истории и культуры (объектом недвижимого имущества), представляет собой произведение монументального искусства, которое:
- согласно классификации, установленной п. 3 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.86 № 203, может быть отнесено к таким видам памятников, как «памятники градостроительства и архитектуры» и «памятники искусства»;
- согласно классификации, установленной ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», относится к такому виду недвижимых объектов культурного наследия, как «памятники».
Доводы ответчика о том, что правоотношения по государственной охране Александровской колонны регулируются законодательством о музейном фонде, опровергаются следующим.
Согласно ст. 1 и 2 Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда РФ, который образуют музейные предметы, представляющие собой культурные ценности, относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Из ст. 6, 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» следует, что:
- произведения монументального искусства не относятся к категориям культурных
ценностей, которые могут являться музейными предметами;
- к музейным предметам относятся только движимые предметы.
Из содержания п. 76 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 17.07.85 № 290, следует, что:
- к музейным предметам не относятся произведения монументального искусства;
- музейными предметами являются только движимые предметы (движимое имущество).
Доказательством того, что к музейным предметам может относиться только движимое имущество, являются положения п. 2, 83, 86-99 указанной Инструкции, согласно которым музейные предметы могут выдаваться во временное и постоянное пользование, что не применимо в отношении произведения монументального искусства, являющегося объектом недвижимого имущества.
На основании изложенного, следует признать требования истца обоснованными по праву и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Обязать Санкт-Петербургское государственное учреждение "Государственный музей городской скульптуры" заключить с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры охранное обязательство (с актом технического состояния) по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Александровская колонна» (Санкт-Петербург, Дворцовая площадь) на условиях проекта, предоставленного истцом.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного учреждения "Государственный музей городской скульптуры" 2 000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Астрицкая С.Т.