Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 февраля 2022 года. Дело № А56-27459/2021
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Золотаревой Я.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Объедковой Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: жилищно-строительный кооператив № 235 (адрес: Россия 195067, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ул.М.Тухачевского 37 ; ОГРН: 1037816041350, дата регистрации: 25.10.1990, ИНН: 7806032184 );
ответчики:
1. некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (191023, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 15.11.2013, ИНН: <***>),
2. Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (195027, <...>, лит.А; ОГРН: <***>, дата регистрации: 24.12.2002, ИНН: <***>).
3. Жилищный комитет (191011, <...>; ОГРН: <***>, дата регистрации: 26.03.2004, ИНН: <***>).
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность от 01.03.2021, паспорт,
от ответчиков –
1. ФИО2, доверенность от 10.01.2022, паспорт,
2. ФИО3, доверенность от 11.01.2021, паспорт,
3. ФИО4, доверенность от 27.12.2021, служебное удостоверение,
установил:
Жилищно-строительный кооператив № 235 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании Администрации Санкт-Петербурга и некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Фонд) произвести капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> (далее – многоквартирный дом) в течение трех месяцев со дня принятия судом решения, о взыскании с ответчиков причиненных убытков в размере 243 641 рубля, возместить в расходы по уплате государственной пошлины.
Определением от 14.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет и Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Определением от 14.12.2021 суд, удовлетворив ходатайство истца, заменил ненадлежащего ответчика, Администрацию Санкт-Петербурга, надлежащим – Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация), а также привлек к участию в деле Жилищный комитет (далее – Комитет) в качестве соответчика.
Истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил исковые требования к каждому из ответчиков, просил:
- обязать Администрацию внести в региональную программу изменения в части проведения капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме и включить проведение капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме в течение шести месяцев после вынесения судом решения;
- обязать Администрацию проконтролировать проведение региональным оператором капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме;
- обязать Комитет внести работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в течение трех месяцев со дня вынесения судом решения;
- обязать Фонд произвести капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме и произвести его финансирование в течение шести месяцев со дня вынесения судом решения;
- взыскать солидарно с Администрации, Комитета и Фонда в пользу истца причиненные убытки в размере 243 641 рубля, возместив за счет ответчиков также солидарно судебные расходы истца по уплате государственной пошлины.
Уточненные исковые требования приняты к рассмотрению арбитражным судом и поддержаны представителем истца.
Фонд поддержал свои возражения, изложенные в имеющемся в материалах дела отзыве на исковое заявление, указав, что краткосрочные планы на 2017, 2018, 2019 годы (утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2016 № 1127) и на 2020, 2021, 2022 годы (утверждены распоряжением Жилищного комитета от 31.12.2019 № 2421-р) сформированы на весь объем предусмотренного финансирования и не предусматривают выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме, в связи с чем у Фонда отсутствуют основания для их выполнения. В отношении требования о взыскании убытков Фонд указал, что истец не представил доказательств того, что не проведение Фондом капитального ремонта внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме было противоправным действием (бездействием) Фонда, а между действиями (бездействием) Фонда и убытками истца отсутствует причинно-следственная связь.
Администрация в отзыве на исковое заявление возражала против удовлетворения заявленных к ней исковых требований, считая себя ненадлежащим ответчиком и ссылаясь на то, что Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, проведение капитального ремонта, хранение денежных средств для проведения капитального ремонта не отнесено к полномочиям Администрации.
Комитет представил письменные возражения против иска, считая, что в отношении Комитета производство по делу следует прекратить, поскольку спор о внесении изменения в региональную программу (оспаривание нормативного акта) неподведомственен арбитражному суду.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что управление многоквартирным домом осуществляет истец.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Региональная программа) определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 168 ЖК РФ).
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Региональной программе исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 ЖК РФ).
При этом частью 6 статьи 168 ЖК РФ установлено, что порядок подготовки, утверждения Региональных программ, требования к Региональным программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки Региональных программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом.
Таким образом, Региональная программа утверждается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» Региональная программа в Санкт-Петербурге разрабатывается и утверждается правительством Санкт-Петербурга на срок 25 лет; очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в Региональной программе в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов согласно приложению 1 к названному Закону; ежегодная актуализация Региональной программы осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным правительством Санкт-Петербурга.
Региональная программа утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» и в строке 12290 включает сведения о многоквартирном доме истца (тип многоквартирного дома «хрущевки» панельные, постройки 1957-1970 г.г., Красногвардейский район, год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию – 1966 г., общая площадь многоквартирного дома – 16 730 кв.м».
Региональной программой предусмотрено, наряду с другими работами, проведение ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения в период 2018-2020 г.г.
Порядок ежегодной актуализации сведений, указанных в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 86 «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге».
В соответствии с пунктом 2 приложения № 2 к указанному постановлению, в целях ежегодной актуализации сведений, указанных в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, Жилищный комитет по результатам обобщении и анализа сведений, представленных и соответствии с пунктом 1 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014№ 86, а также сведений, полученных по результатам мониторинга технического состояния многоквартирных домой, в том числе сведений о многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, разрабатывает и ежегодно до 20 мая обеспечивает внесение на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в региональную программу.
Таким образом, для внесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в региональную программу необходимо предоставить в Жилищный комитет с целью проведения обобщения и анализа, сведения, предусмотренные пунктом 1 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 86.
Следовательно, внесение изменений в Региональную программу не относится к компетенции Администрации и в указанной части исковые требования к Администрации удовлетворению не подлежат.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются ежегодно до начала финансового года в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, и подлежат опубликованию на официальном сайте Правительства Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем за 3 месяца до начала капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в указанные краткосрочные планы.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге и порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 86.
Многоквартирные дома включаются в проект краткосрочного плана в соответствии с региональной программой, начиная с первого года периода, предусмотренного региональной программой, а также с учетом многоквартирных домов с более ранним периодом в случае, если капитальный ремонт такого многоквартирного дома не проведен, в порядке очередности исходя из критериев, усыновленных Законом Санкт-Петербурга от 04.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге».
Поскольку спорные работы в многоквартирном доме не включены в краткосрочный план реализации Региональной программы, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований к Фонду об обязании произвести капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения многоквартирного дома, а также исковых требований к Администрации об обязании проконтролировать проведение Фондом спорных работ.
В Положение о Комитете, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2019 № 1020 введен пункт 3.2.48, которым к полномочиям Комитета по обеспечению проведения государственной политики Санкт-Петербурга в жилищной сфере и сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства отнесено утверждение краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге по согласованию с Комитетом финансов Санкт-Петербурга, а также порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.
В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм права следует, что основными критериями отнесения того или иного спора к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и экономический характер спора, применяемые в совокупности.
Требование обязать Комитет реализовать в интересах истца свои полномочия в области проведения государственной политики Санкт-Петербурга в жилищной сфере не является требованием, подведомственным арбитражному суду, который не вправе принимать управленческие решения за орган государственной власти. Принятие указанных решений или отказ в их принятии относится к компетенции соответствующего органа государственной власти, действия которого могут быть обжалованы в установленном порядке
Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также – суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Подпунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ установлено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
С учетом характера предъявленных истцом к Комитету требований и упомянутых выше норм законодательства рассмотрение требования об обязании внести работы с краткосрочный план реализации Региональной программы не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда; спор в указанной части неподведомственен арбитражному суду, и в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в части требований, заявленных к Комитету о внесении спорных работ в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, следует прекратить.
В обоснование требований о солидарном взыскании с Администрации, Фонда и Комитета убытков в сумме 243 641 рубля истец представил договор подряда от 01.02.2018 № 01/02-18-10, заключенный им с индивидуальным предпринимателем ФИО5 (подрядчиком) на выполнение работ по замене стояков в многоквартирном доме, счета подрядчика от 07.03.2018 № 155 на 15 000 рублей, от 18.06.2018 № 437 на 47 700 рублей, от 23.01.2019 № 30 от 24.05.2019 № 643, от 30.11.2020 № 2028 по 21 000 рублей каждый с доказательствами оплаты счетов, что суммарно составило 125 700 рублей, а также счета и платежные поручения на 117 941 рубль для приобретения материалов для аварийного ремонта указанных инженерных систем многоквартирного дома.
В силу пункта 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность)или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Пунктом 1 статьи 323 ГК РФ установлено, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Вместе с тем, истцом не указаны установленные законом (в отсутствие договора с ответчиками) основания для возложения на них солидарной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные таким неисполнением (ненадлежащим исполнением). Убытки определяются в соответствии с правилами, установленными в статье 15 названного Кодекса (пункт 2 статьи 393 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено, если доказаны в совокупности факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
Истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что убытки причинены в связи с незаконными действиями (бездействием) ответчиков, а также наличие причинно-следственной связи с расходами истца, обязанного при управлении многоквартирным домом обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При указанных обстоятельствах требования истца о солидарном возмещении ответчиками его убытков удовлетворению не подлежат.
При принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина.
Платежными поручениями от 25.03.2021 № 90 и от 29.04.2021 № 137 истцом уплачена государственная пошлина в размерах соответственно 7843 рубля и 6000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в иске понесенные истцом судебные расходы остаются на истце.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Прекратить производство по делу в части исковых требований, заявленных к Жилищному комитету об обязании внести в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга и некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», и в оставшейся части исковых требований к Жилищному комитету, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Золотарева Я.В.