ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-27461/14 от 05.08.2014 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 августа 2014 года                                                                        Дело № А56-27461/2014

Резолютивная часть решения объявлена   августа 2014 года .

Полный текст решения изготовлен   августа 2014 года .

Судья  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области
С.П. Рыбаков

при ведении протокола судебного заседания Сурмилевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт телевидения"

заинтересованное лицо  - Межрайонная ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу

об отмене решения от 05.02.2014 №1386

при участии

от заявителя: Ростков Ю. В., по доверенности от 28.04.2014 №050/7-034-14;

от заинтересованного лица: Кравцова А.В., по доверенности от 04.12.2013; Бородулина О.И., по доверенности от 04.08.2014;

установил:

Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт телевидения" (далее- общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения  Межрайонной ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу (далее- инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) №1386 от 05.02.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представитель общества заявленные требования поддержал.

Представители налоговой инспекции просили в удовлетворении заявления общества отказать по основаниям изложенным в отзыве и в оспариваемом решении.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил:

Обществом 10.01.2013 по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет составила 9756756,00 руб.

Заявителем 10.09.2013 по телекоммуникационным каналам связи представлена в Межрайонную ИФНС России № 17 по Санкт-Петербургу уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой сумма указанного налога была уменьшена на 9756756,00 руб. в связи с тем, что в связи с тем, что принадлежащий обществу на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Политехническая, д. 22, лит.А, в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации(в редакции, действовавшей до 2013 года) (далее- НК РФ), не является объектом налогообложения по земельному налогу.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год инспекцией был составлен акт от 23.12.2013 № 19922 и вынесено решение от 05.02.2014 № 1386 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику был доначислен земельный налог в сумме 9756756,00 руб.

Основанием для вынесения данного решения, послужил вывод Инспекции о том, что общество неправомерно воспользовалось льготой, установленной пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, поскольку налогоплательщик является коммерческой организацией, а спорный земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 22, лит.А, принадлежит обществу на праве частной собственности и используется в деятельности, не связанной с обеспечением обороны и безопасности.

Решение налогового органа №1386 от 05.02.2014  г., было обжаловано заявителем в Управление ФНС по Санкт-Петербургу, которое своим решением № 16-13-25/14435 оставило решение инспекции №1386 от 05.02.2014 г.   без изменения, апелляционную общества  без удовлетворения.

Налогоплательщик считает решение инспекции необоснованным и подлежащим отмене, по мнению заявителя, выводы, изложенные инспекцией, не соответствуют нормам налогового законодательства. Поскольку, по мнению налогоплательщика при расчете земельного налога за 2012 год он правомерно воспользовалось льготой, установленной пп, 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2013 года).

Заявитель указывает о том, что общество относится к организации, осуществляющей функции по разработке, производству, ремонту и утилизации вооружения, военной и специальной техники, что следует из уставных видов деятельности заявителя, обладает соответствующими лицензиями на осуществление данных видов деятельности, кроме того, более 80% заказов приходится на заказы в области обеспечения обороны и безопасности РФ. В связи с чем, в силу пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, принадлежащий обществу спорный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.

Суд находит заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14.03.2012 обществу принадлежит на нраве частной собственности земельный участок с кадастровым номером 78:36:5365:11, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Политехническая, д. 22, лит.А (вид разрешенного использования «Для размещения объектов науки») с категорией земель «земли населенных пунктов».

Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В соответствии с п. п. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 настоящей статьи.

Пунктом 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ определено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации.

Суд считает, что земельный участок заявителя не признаются объектом налогообложения земельным налогом, поскольку заявитель является предприятием оборонной промышленности, предприятие оборонной промышленности выполняет функции по обеспечению обороны.

Данные обстоятельства подтверждаются следующим.

ОАО «НИИТ» внесено в Перечень стратегических организаций, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 г. №122-р.

Заявитель является оборонным предприятием и выполняет функции по обеспечению обороны.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" организация обороны включает, в том числе: разработку, производство и совершенствование вооружения и военной техники; мобилизационную подготовку организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; осуществление мероприятий по гражданской обороне; развитие науки в интересах обороны.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов.

Как следует из Определения ВАС РФ от 19.10.2011 № ВАС-5489/11, для отнесения земельных участков к категории земель обороны, в случае отсутствии правоустанавливающих документов, необходимо наличие сведений о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документов, подтверждающих фактическое использование земельных участков для указанных целей.

Фактическое осуществление предприятием функций по обеспечению обороны для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов, подтверждается следующим.

Так, согласно Уставу открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт телевидения" учреждено государством для осуществления научно и научно-технической деятельности, а также разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации в том числе:

-проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований по созданию телевизионной, оптико-электронной, информационно-измерительной, контрольно-измерительной, вычислительной и организационной техники, автоматизированных систем управления, средств связи специального, гражданского и двойного назначения;

-разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения, военной и специальной техники;

-космическая деятельность, в том числе создание, производство и техническое обслуживание бортовых и наземных телевизионных и оптико-электронных комплексов и систем космической связи, использование космической техники, космических технологий и информации, получаемой с космических средств, прием, обработка и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли;

-разработка, производство, авторский и гарантийный надзор, испытание, техническое обслуживание и ремонт телевизионной, оптико-электронной, информационно-измерительной, контрольно-измерительной, вычислительной и организационной техники, автоматизированных систем управления, средств связи специального, гражданского и двойного назначения;

- образовательная деятельность, в том числе подготовка научных кадров через аспирантуру Общества и деятельность специализированных советов по защите докторских (кандидатских) диссертаций;

-деятельность, связанная с защитой государственной тайны, в том числе проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, осуществление мероприятий и оказание услуг по защите государственной тайны;

- эксплуатация шифровальных средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

- разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

-деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, по технической защите конфиденциальной информации; и др.

Согласно пп. 3.5 Устава общество осуществляет мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке.

Таким образом, общество является оборонным предприятием, выполняет функции по обеспечению обороны и наделено имущественным комплексом, в том числе земельным участком, для ведения деятельности по обеспечению обороны.

Как пояснил заявитель, общество представляет собой единый имущественный комплекс, используемый для обеспечения обороны и оборонной промышленности.

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки.

Понятие "имущественный комплекс" в соответствии с п. 1 ст. 132 ГК РФ тождественно понятию "предприятие". Следовательно, оборонное предприятие является единым имущественным комплексом, в состав которого входит земельный участок, и который функционально предназначен для производства, ремонта и утилизации оборонной продукции.

При этом пп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не ставит признание (непризнание) земельного участка объектом налогообложения в зависимость от его принадлежности к той или иной категории земель, указанных в ст. 7 Земельного кодекса РФ, а обуславливает его предоставлением для обеспечения обороны.

В свою очередь п. 5 ст. 27 ЗК РФ также не связывает ограничение оборотоспособности земельного участка с его принадлежностью к определенной категории земель, а устанавливает такое ограничение в зависимости от характера использования земельного участка. Так, согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограниченную оборотоспособность имеют земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и оборонной промышленности.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ установлены два условия для непризнания земельных участков объектом налогообложения ограничение их в обороте и предоставление для обеспечения обороны.

При этом в законе не содержится понятия "непосредственного" обеспечения обороны, как условия для невключения земель в налогооблагаемую базу, а напротив, предполагается опосредованное их использование для этих целей, через создание условий для обеспечения соответствующей деятельности.

Согласно п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены, в том числе, для обеспечения деятельности предприятий, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Таким образом, общество, являющееся оборонным предприятием, в силу статьи 132 ГК РФ, представляет собой, единый имущественный комплекс, предназначенный для ведения производственной деятельности по обеспечению обороны.

В оспариваемом решении инспекция, сославшись на Письмо Минфина РФ от 28.03.08 N 03-05-04-02/22 (л.д. 13), признала ограниченными в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно выписи из Приказа о решениях внеочередного общего собрания акционеров ОАО «НИИТ» от 17.07.2012 №297 на основании статьи 18.1 Федерального закона от 23.11.2007 №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 №831 «Об осуществлении Государственной корпорацией «Ростехнологии» от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций», в соответствии с которыми Государственная корпорация «Ростехнологии» осуществляет от имени Российской Федерации права акционера открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт телевидения», сто процентов акций которого находится в федеральной собственности и подлежат передаче Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций.

Таким образом, довод налогового органа о том, что земельный участок не находится в государственной или муниципальной собственности, не состоятелен ввиду того, что собственником 100% акций ОАО «НИИТ» является Российская Федерация.

Кроме того, как следует из анализа хозяйственной деятельности общества, более 80% заказов приходится на заказы в области обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (заказчиками ОАО «НИИТ» являются ОАО «Рособоронэкспорт», Министерство обороны РФ и т.д.). ОАО «НИИТ» обладает несколькими лицензиями, выданными Федеральной службой  по  оборонному  заказу  Российской  Федерации  на  осуществление деятельности но разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Объем выручки оборонной продукции за 2012 год составил 80,1 % (515930,3 т.руб. от общего  объема выручки 643966,6 тыс. руб.

Из письма Минэкономразвития России от 19.10.2011 N Д23-4376 следует, что для признания соответствующего земельного участка ограниченным в обороте необходимо наличие таких условий, как его нахождение в государственной или муниципальной собственности, так и представление документов, подтверждающих юридическое и фактическое использование для целей, предусмотренных Федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности".

Таким образом, отнесение спорного участка к землям населенных пунктов и отсутствие указания на его целевое использование - "для нужд обороны", в рассматриваемом случае не изменяет его фактического использования и не исключает права на применение налогоплательщиком положений подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Кодекса, так как данная норма такого ограничения не содержит.

Согласно данным справки, представленной обществом (вх. № 100505 от 29.10.2013г.) производственные площади в зданиях, расположенных на земельном участке по указанному адресу, в 2012г. сдаются в аренду юридическим лицам.

Анализ представленных договоров аренды показал, что в большинстве случаев предметом договоров является предоставление арендаторам во временное пользование нелимых помещений для размещения в них офисов и складов, а также пункта питания (договор аренды № 66-а от 01.05.2012г.), учебного центра (договор аренды № 71-А от 01.05.2012г.) производственных пищевых добавок (договор аренды № 18-а от 01.06.2011г.), сборочного участка производства беспилотных летательных аппаратов  (договор аренды № 65-А от 01.05.2012г.) и т.д.

В рамках камеральной проверки уточненной декларации по земельному налогу обществом в инспекцию был предоставлен расчет площади участка, занимаемой арендаторами в 2012 году. В соответствии с указанным документом, в 2012 году арендаторы занимали площадь менее 8,6% от общей площади земельного участка.

В оспариваемом решении налоговый орган указал на невозможность раздела земельного участка в целях выделения участков, на которых находятся исключительного объекты, дающие основание считать земельные участки ограниченными в обороте и земельные участки, на которых осуществляется иная деятельность, ввиду отсутствия у налогового органа таких полномочий.

Однако, обществом был предоставлен расчет суммы налога,  рассчитанного из процентного соотношения общей площади земельного участка и его площадей сдающимися обществом в аренду под нежилые помещения.

Таким образом, исходя из положения п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельный участок, принадлежащий ОАО «НИИТ» на праве собственности, может рассматриваться как ограниченный в обороте и, следовательно, не признается объектом налогообложения земельным налогом.

При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд считает, что требования общества подлежат удовлетворению и принятые МИФНС России №17 по Санкт-Петербургу оспариваемое решение подлежат признанию недействительным.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы, понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в сумме 2000,00 руб., подлежат взысканию в пользу общества с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу №1386 от 05.02.2014 г.  об отказе в  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу в пользу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт телевидения"  расходы по уплате госпошлины в сумме 2000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                                        Рыбаков С.П.