Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 июня 2020 года Дело № А56-27563/2020
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Лебедевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова"
заинтересованное лицо – Управление по Василеостровскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления от 20.03.2020 №27-1-62 о назначении административного наказания
при участии
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО1, по доверенности от 14.01.2020;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научный центр "Государственный оптический институт имени С.И. Вавилова" (далее – заявитель, Предприятие, ФГУП «ГОИ им. С.И. Вавилова») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления по Василеостровскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 20.03.2020 № 27-1-62 о назначении административного наказания, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 02.03.2020 при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения ОНДПР Василеостровского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 23.01.2020 №27-1-38 на имущественном комплексе Предприятия, расположенном по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург. В.О., Биржевая линия, дом 8-10, дом 12, Предприятием, допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст.ст. 58, 59, 88 таб. 23, 24 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям», приложение А п.А10 табл. А.1 A3, приложение Б, СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», п. 14 табл. 2 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 7, табл. 2 СП 3.13130.2009 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», п. 7.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям», п.п. 4.1.3, 4.3.2, 4.2.1, 4.2.6, 4.2.8. 4.3.4. 4.4.1 4.4.6, 4.4.7, 8.1.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 7.2 СП 7.13.130 «Отопление вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п.8.2 подп. в СНиП 41-01-2003, п.4.18 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», п. 20, 23, 35, 57 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
По факту выявленных нарушений в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 27-1-62 от 06.03.2020.
Постановлением от 20.03.2020 № 27-1-62 о назначении административного наказания, Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Предприятие является правообладателем объекта защиты по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, В.О., Биржевая линия, дом 8-10, дом 12, а значит лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты по указанному адресу и соответственно, надлежащим субъектом административного правонарушения.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О Техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
При этом, частью 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона № 123-ФЗ.
Частью 6 статьи 6 Закона № 123-ФЗ предусмотрено, что расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Таким образом, в отсутствие декларации пожарной безопасности, содержащей расчеты по оценке пожарного риска, и подтверждающей не превышение допустимых значений пожарного риска, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной не только при соблюдении технических регламентов, но и при соблюдении иных нормативных документов по пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в отношении Предприятия введена процедура банкротства – конкурсное производство.
Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) не предусмотрен особый порядок проведения проверок в отношении организаций, признанных банкротами.
В соответствии с подпунктом 17 части 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор отнесён к надзорным органам, в отношении которых особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, устанавливаются другими федеральными законами, а именно Законом № 69-ФЗ.
Статьей 6.1 Закона № 69-ФЗ установлены особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, согласно которым предметом проверки является соблюдение в зданиях, сооружениях, территориях или земельных участках (далее – объект защиты), используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности требований пожарной безопасности.
Статьей 6.1 Закона № 69-ФЗ также установлено, что периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение о ФГПН) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определённой категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.
Согласно пункту 21 Положения о ФГПН основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты ввода объекта защиты в эксплуатацию или окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Кроме этого, во исполнение пункта 6 статьи 9 Закона № 294-ФЗ ежегодный план проведения проверок Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу на 2020 год (далее – Ежегодный план) на предмет законности включения в него объектов защиты и правообладателей был направлен в прокуратуру Санкт-Петербурга. Замечания по включению в Ежегодный план объектов защиты, правообладателем которых является ФГУП «ГОИ им. С.И. Вавилова», не поступали.
Заявитель также указывает на то, что в п.5 постановления № 27-1-62 от 20.03.2020 года не указан адрес здания, в котором зазоры между маршами лестничных клеток менее 75 мм.
Распоряжение о проведении плановой выездной проверки №27-1-38 от 23 января 2020 года выписано в отношении объекта защиты – зданий института со встроенными помещениями, расположенными по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, В.О., Биржевая линия, дом 8-10, дом 12.
В акте проверки №27-1-38 от 02 марта 2020 года также отражен адрес проверенного объекта защиты.
Тем самым следует, что выявленное нарушение в п.5 постановления относится к вышеуказанному адресу объекта защиты.
Вместе с тем, акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вручено представителю ФГУП "ГОИ им. С.И. Вавилова" по доверенности ФИО2, а также направлено почтовым отправлением на юридический адрес ФГУП "ГОИ им. С.И. Вавилова", а именно: 199034, г. Санкт-Петербург, В.О., Биржевая линия, дом 12, которые в свою очередь обжалованы не были.
Также Предприятие указывает, что здание по адресу: <...>, лит. А, введено в эксплуатацию в 1917 году.
В соответствии со ст.6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Вместе с тем, орган государственного надзора не может настаивать на выполнении какого либо одного из этих условий. Одновременно с тем, ст.2 Закона №123-ФЗ установлены положения для обеспечения пожарной безопасности на всех без исключения объектах защиты, которые обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.
Заявитель также указывает, что производственных помещений в зданиях по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, В.О., Биржевая линия, дом 8-10, дом 12 не предусмотрено, назначение объектов – лабораторный корпус.
В ст.32 Закона №123-ФЗ определена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, в которой указано, что здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой), в зависимости от их назначения, подразделяются на классы функциональной пожарной опасности. Соответственно лабораторный корпус определен к классу функциональной пожарной опасности Ф5.1, в который также включает в себя и производственные здания, сооружения, производственные помещения и мастерские.
Следовательно, в соответствии ст.27 Закона №123-ФЗ необходимо определить категорию зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности независимо от функционального назначения знания, а именно для всего класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, и лабораторных помещений в том числе.
Проверка проведена совместно с представителем ФГУП "ГОИ им. С.И. Вавилова" по доверенности ФИО2 и сам факт наличия выявленного нарушения требований пожарной безопасности представитель не отрицал.
В заявлении ФГУП «ГОИ им. С.И. Вавилова» указывают, что здания являются объектом культурного наследия регионального назначения.
При проведении проверки должностному лицу государственного пожарного надзора не представлены документы, подтверждающие отнесение данного объекта защиты к данной категории, что также отражено в акте проверки №27-1-38 от 02 марта 2020 года.
Согласно части 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 1 Закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Нарушения требований пожарной безопасности, а также иные правонарушения в области пожарной безопасности влекут за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 38 Закона № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации несут в числе прочего, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 Закона № 69 следует, что для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Наряду с этим, для зданий, сооружений, на которых невозможно безусловное выполнение всех требований пожарной безопасности, в связи с ограничениями, накладываемыми законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, Законом № 123-ФЗ предусмотрена возможность выполнения требований пожарной безопасности, путем реализации на данных объектах комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий, содержащихся в специальных технических условиях.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Факт совершения Предприятием вмененного ему правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Предприятием установленных законодательством требований пожарной безопасности, в силу чрезвычайных событий, которые оно не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Предприятия во вмененном ему правонарушении.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что назначенный заявителю административный штраф, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, не отвечает признакам разумности и справедливости, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1. КоАП РФ.
Приняв во внимание обстоятельства рассматриваемого дела, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление, заменив штраф на предупреждение.
Избранная судом мера ответственности предусмотрена санкцией инкриминируемой статьи, соответствует характеру правонарушения, отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
изменить постановление Управления по Василеостровскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу от 20.03.2020 № 27-1-62 о назначении административного наказания, в части административного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Лебедева И.В.