ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-27704/19 от 01.08.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

13 августа 2019 года                                                                        Дело № А56-27704/2019

Резолютивная часть решения объявлена   августа 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   августа 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Новиковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Швыдковой С.Д.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "НАРОДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ" (адрес:   Россия 191124, Санкт-Петербург, ул. Новгородская д. 23 корп. литера А офис 250 , ОГРН: 2167800173066 );

ответчик: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ     САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРОМЕТЕЙ (адрес:   Россия 195276, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул ТИМУРОВСКАЯ 8/1 , ОГРН:   7847160787 );

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью  "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг" (адрес:   Россия 192007, Санкт-Петербург, ул. Камчатская д. 5, лит. А)

опризнании незаконным отказа от заключения муниципального контракта между Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей и Общественным движением Санкт-Петербурга «Народные эксперты» оформленного протоколом отказа от заключения контракта от 22.01.2019 № 18988 по закупке № 0172300002818000035 и обязании Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей заключить муниципальный контракт с Общественным движением Санкт-Петербурга «Народные эксперты» по закупке № 0172300002818000035

при участии

- от истца: представитель Зайцев И.Н. по доверенности 02.04.2019

- от ответчика: представитель Мостовой С.М. по доверенности 04.02.2019

- от третьего лица: не явились (извещены)

установил:

общественное движение Санкт-Петербурга «Народные эксперты» (далее ОД «Народные эксперты», истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа от заключения муниципального контракта между Местной администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей (далее - ответчик, Администрация) и общественным движением Санкт-Петербурга «Народные эксперты» оформленного протоколом отказа от заключения контракта от 22.01.2019 № 18988 по закупке № 0172300002818000035 и обязании Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей заключить муниципальный контракт с общественным движением Санкт-Петербурга «Народные эксперты» по закупке № 0172300002818000035.

К участию в деле, в качестве третьего лица, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг" (далее ООО "Инвестиции.Менеджмент.Консалтинг", третье лицо).

В ходе рассмотрения спора истец поддержал заявленные требования.

Ответчик против удовлетворения иска возражал по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Третье лицо надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, письменную позицию по делу, либо, заявление о рассмотрении иска в его отсутствие не представило, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассматривается по имеющимся материалам в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании, состоявшемся 25.07.2019 был объявлен перерыв до 01.08.2019 до 09-35. После перерыва заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Местной Администрацией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей (далее - заказчик) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении определения исполнителя, в форме электронного аукциона № 0172300002818000035 на «Оказание услуг по организации и проведению мероприятий для жителей округа» (далее - извещение) и документация об электронном аукционе на «Оказание услуг по организации и проведению мероприятий для жителей округа» (далее -Документация) в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

По результатам проведения определения исполнителя был сформирован протокол подведения итогов электронного аукциона от 11.01.2019 № 0172300002818000035-3 согласно которому победителем электронного аукциона было признано общественное движение Санкт-Петербурга «Народные эксперты».

Впоследствии на основании части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчиком было принято решение об отказе от заключения контракта с победителем аукциона в связи с несоответствием участника закупки установленным заказчиком требованиям к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, в частности пункту 11 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ - «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».

Полагая данный отказ незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.

Возражая по иску, ответчик указывал, что ОД «Народные эксперты» в соответствии с информацией, указанной в Уставе является некоммерческой организацией, организованной в форме общественного объединения, следовательно не имеет право заниматься возмездным оказанием услуг по организации праздничных уличных мероприятий.

Изучив позиции сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава ОД «Народные эксперты» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях), Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях), иными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом.

В соответствии со статьей 37 Закона об общественных объединениях общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Так же в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оговорено следующее: «согласно пункту 6 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации правила этого кодекса не применяются к

отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное».

В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации)».

Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об общественных объединениях, Закона о некоммерческих организациях для общественных объединений и для некоммерческих организаций существует ограничение для участия в закупках, установленное законодательством Российской Федерации, а именно: такие юридические лица имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Предметом оспариваемой закупки является определение исполнителя на оказание услуг по организации и проведению мероприятий для жителей округа. Определенный по результатам электронного аукциона исполнитель обязан организовать и провести следующие мероприятия:

уличные праздничные гуляния, посвященные Масленице для жителей округа;

уличное мероприятие «А у нас во дворе....!».

В процессе оказания услуг по соответствующим мероприятиям исполнитель, с которым заключается контракт, обязан в соответствии с техническим заданием (часть III Техническое задание Документации) и проектом муниципального контракта (часть IV Документации) оказать следующие услуги:

1)           При проведении уличного праздничного гуляния, посвященного Масленице для жителей округа:

-      разработать сценарий мероприятия;

- предоставить сценаристов, инструкторов-аниматоров, организовать аттракционы;

- предоставить жителям муниципального образования интерактивно-развлекательную программу;

-      вручить призы, памятные подарки, организовать питание.

2)           При проведении уличного мероприятия «А у нас во дворе…!»:

- организовать развлекательную программу с шоу-группой, шоу с дрессированными животными и конкурсами;

- обеспечить присутствие художников по аква-гриму, которые должны обслуживать всех пришедших на мероприятие;

- вручить призы, памятные подарки, организовать питание.

В части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, ели иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, предметом закупки является осуществление предпринимательской деятельности (возмездное оказание услуг) по организации и проведению на средства заказчика праздничных уличных мероприятий.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава целями ОД «Народные эксперты» является:

- формирование, экспертиза и продвижение общественных инициатив, направленных на формирование комфортной городской среды на территории г. Санкт-Петербурга;

- повышение уровня доверия в обществе и доверия общества к государственной и муниципальной власти, путем продвижения общественных инициатив, прошедших народную экспертизу;

- содействие формированию комфортной городской среды на территории г. Санкт-Петербурга, в том числе общественных пространств, предоставляющих жителям возможности общения, основанной на экспертизе общественных предложений;

- содействие эффективному взаимодействию малого и среднего предпринимательства на территории г. Санкт-Петербурга и жителей г. Санкт-Петербурга с органами государственной власти и с органами муниципального самоуправления по направлениям: создание совместных рабочих групп, комиссий с привлечением экспертов и представителей профессиональных сообществ, для решения вопросов поддержки малого и среднего предпринимательства, сокращения административных барьеров, выработки предложений по совершенствованию государственного управления на территории г. Санкт-Петербурга, законодательного регулирования предпринимательской деятельности на территории Санкт-Петербурга, предложений по формам поддержки мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы и сокращению безработицы, а также на участие в совместной реализации социально ориентированных проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

- экспертиза и содействие мероприятиям, направленным на улучшение качества жизни жителей г. Санкт-Петербурга.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты российской федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (статья 1) под содействием понимается безвозмездная помощь, следовательно, все предусмотренные Уставом ОД «Народные эксперты» цели деятельности предусматривают исключительно безвозмездную помощь (содействие).

Таким образом, ни одна из заявленных целей деятельности ОД «Народные эксперты» не относится к проведению праздничных уличных мероприятий на платной основе.

Кроме того, согласно пункту 2.2 Устава истца, в котором указано, что для достижения уставных целей ОД «Народные эксперты» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет деятельность по:

- участию в разработке и проведении общественной экспертизы наиболее значимых для г. Санкт-Петербурга проектов законов Санкт-Петербурга, правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, планов и программ Правительства Санкт-Петербурга;

- формированию мнений и пожеланий жителей г. Санкт-Петербурга, посредством прохождения экспертной оценки в профильных рабочих группах, состоящих из компетентных представителей различных профессиональных сообществ, в конкретные проекты для их дальнейшей реализации;

- привлечению экспертов для реновации методики сбора статистических данных для городской отчетности;

- содействию внедрению инвестиционных стандартов на территории г. Санкт-Петербурга, разработанных с помощью экспертов;

- созданию центра мониторинга общественного мнения для дальнейшей экспертизы;

- созданию и экспертизе программы для наглядного отслеживания и информирования населения о преобразованиях на территории г. Санкт-Петербурга;

- участию в общественном аудите и экспертизе программ г. Санкт-Петербурга по работе с населением;

- участию в общественном аудите и экспертизе программ г. Санкт-Петербурга по достижению целевых показателей в сфере здравоохранения;

- участию в подготовке и экспертизе программ по развитию физической культуры жителей г. Санкт-Петербурга;

- участию в конкурсах на получение средств государственной поддержки, в том числе социально ориентированных проектов, прошедших экспертизу, организовывает их реализацию;

- проведение форумов, конференций, конгрессов, круглых столов, выставок, семинаров, как самостоятельно, так и совместно с органами государственной власти, коммерческими и некоммерческими организациями по тематике ОД «Народные эксперты» с привлечением экспертов.

Указанные виды деятельности для достижения уставных целей не подразумевают ведение коммерческой деятельности и оказания услуг на возмездной основе.

Ссылки ОД «Народные эксперты» на положения пункта 7.3 устава не могут быть признаны состоятельными, так как в указанным пункте установлено, что одним из источников формирования имущества общественного движения является поступления от мероприятий, проводимых ОД «Народные эксперты», в том числе, лекций, выставок, лотерей, аукционов (перечень не является закрытым).

То есть организатором и как следствие лицом осуществляющим финансирование проводимых мероприятий, должно быть именно ОД «Народные эксперты».

Организатором мероприятий, провидимых согласно муниципальному контракту, на исполнение которого претендует истец является Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей, за счет которого и осуществляется финансирование данных мероприятий, в виде оплаты по контракту, являющемуся договором возмездного оказание услуг.

Таким образом, ОД «Народные эксперты» в целях его деятельности не имеет право заниматься возмездным оказанием услуг по организации праздничных уличных мероприятий.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, от 24.03.2016 № 7), в котором указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Так как принятый Заказчиком протокол от 22.01.2019г. об отказе от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) основан на положениях Закона № 44-ФЗ и нормах гражданского законодательства, доказательств обратного со стороны истца не представлено, в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказ от заключения муниципального контракта между Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей и Общественным движением Санкт-Петербурга «Народные эксперты» оформленного протоколом отказа от заключения контракта от 22.01.2019 № 18988 по закупке № 0172300002818000035 следует отказать.

Так же не подлежит удовлетворению требование истца об обязании Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Прометей заключить муниципальный контракт с Общественным движением Санкт-Петербурга «Народные эксперты» по закупке № 0172300002818000035 в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приведены в части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ. Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) приведены в статье 93 Закона № 44-ФЗ.

Исходя из предписаний Закона № 44-ФЗ, Заказчик имеет право заключать муниципальные контракты исключительно в порядке определенном Законом № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур закупок.

Случаи заключения контрактов (договоров) без проведения конкурентных процедур закупок, то есть с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) приведены в статье 93 Закона № 44-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим, при этом такого основания как заключение контракта (договора) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) как: «на основании решения суда», «признание контракта судом ничтожным или недействительным» не содержится.

В силу изложенного законные основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Новикова Е.В.