ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-28117/2022 от 15.09.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 октября 2022 года                                                       Дело № А56-28117/2022

Резолютивная часть решения объявлена   сентября 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   октября 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Шелемы З.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ануфриевой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Северо-западного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес:  Россия 191014, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН: 1099847008546)

 к обществу с ограниченной ответственностью "Стеклопакеты и Стекло-Северо-Запад" (адрес:  Россия 195027, г. Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская , д. 23,, корп. 1, лит. А, пом. 11Н, оф. 530; ОГРН: 1157847416858)

о  взыскании 5.844.994 руб. 91 коп.

при участии

- от истца: Шилова А.И. по доверенности от 18.10.2021 № 01/19/25426;

- от ответчика: Захарьев А.В. по доверенности от 30.05.2022

установил:

Северо-западное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Северо-западное межрегиональное управление  Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стеклопакеты и Стекло-Северо-Запад" (далее – ответчик, Общество) о взыскании 5.844.994 руб. 91 коп. экологического сбора за 2018 год.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

            Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

В силу пункта 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран и ввоз товаров из государств -  членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту. 3 названной статьи производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно. На основании п.7 рассматриваемой статьи производители, импортеры  товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размере и в порядке, которые установлены ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ.

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным  периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации ( п.8 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила).

Согласно п. 3 названных Правил взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзор в сфере природопользования и ее территориями органами (администратор экологического сбора).

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу во исполнение приказа № 284 от 10.06.2019 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был реорганизован и переименован от 15.10.2019  в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Полномочия Управления определены Положением о Северо-Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 29.03.2021 № 148 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 7.64 Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора, выполняет функции администратора доходов бюджетов системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Правил экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращении на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду ( на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращении на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

Согласно пункту 10 Правил в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации  товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: а) копии платежных документов об уплате экологического сбора; б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

28.03.2019 Общество  сопроводительным письмом направило в адрес Управления декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки за 2018 год, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год и расчет суммы экологического сбора за 2018 год.

На основании пункта 15 Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 (ред. от 23.08.2018), Управлением  Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу осуществлена процедура контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью ее внесения в отношении документации по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2018 год, составлен акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения от 04.07.2019 № АЭС -94.

В соответствии с пунктом 15(1) Правил взимания экологического сбора проведена проверка полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате чего было установлено следующее: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2018 год представлена в установленный срок; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2018 год представлена в установленный срок; расчет суммы экологического сбора за 2018 год представлен; экологический сбор за 2018 год  внесен в размере 17.811 руб. 22 коп.  

 В результате произведенного контроля выявлено, как полагает Управление, наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления.

В обоснование данного утверждения Управление ссылается на следующее.

В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2018 № 986 «О внесении изменений в Правила взимания экологического сбора», вступившими в силу 04.09.2018, экологический сбор рассчитывается на основе данных о массе выпущенных  в обращении на территории Российской Федерации товаров и упаковки за календарный год, предшествующий отчетному периоду,  информации о нормативе утилизации, установленном на отчетный период.

Таким образом, в отчетности о выполнении нормативов утилизации и расчете экологического сбора за период 2018 года должны быть указаны количество выпущенных товаров и упаковки по данным декларации за 2017 год и норматив утилизации установленный на 2018 год.

 Учитывая изложенное, Управлением был произведен перерасчет суммы экологического сбора, которая по результатам перерасчёта сума к доплате составила 5 844 994 руб. 91 коп.

25.10.2019 Управлением в адрес Общества был направлен акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения № АЭС-94 от 04.07.2019 и требование о предоставлении в течение 10-ти рабочих дней со дня получения требования копий актов утилизации отходов; об устранении выявленных ошибок путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора  и отчетность и выполнении нормативов утилизации и направления скорректированной документации в адрес Управления, а также об оплате экологического сбора в размере 5.844.994 руб. 91 коп.

Поскольку вышеперечисленные требования Управления Обществом выполнены не были, Управление обратилось в суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), юридические лица, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, обязаны  обеспечивать  выполнение  установленных  Правительством   Российской  Федерации нормативов утилизации.

Согласно п. 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ, производители товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Пунктом 7 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ установлено,  что в случае недостижения нормативов утилизации производителем, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от
использования товаров, предусматривается уплата экологического сбора.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, на 2018 год утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 года № 2970-р «Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 год утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р «О нормативах утилизации отходов от использования товаров».

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, на 2018 год установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2016 № 284 «Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».

Согласно п. 3 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 868 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417» установлено, что в случае реализации производителями товаров (в том числе товаров в упаковке), не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, включённых в перечень), в графе отражается информация о товарах, которые исключаются из декларируемого количества.

Таким образом, в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, а реализуемых в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, обязанность по оплате и подаче отчётности по экологическому сбору лежит на производителе товаров, для которых данный товар является готовым к употреблению изделием.

Такую  же позицию отразило и Управление  в своём письме № АА 06-02-32/24517 от 12.11.2018 (ответ на запрос Союза Стекольных предприятий от 27.09.2018 №03-09), указав, что в соответствии с п. 3 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ, экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки, дополнительно пояснив при этом, что в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, а реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, обязанность по оплате и подаче отчётности по экологическому сбору лежит на производителе товаров, для которых данный товар является готовым к употреблению изделием.

Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность по уплате экологического сбора за 2018 год в отношении товара, не являющегося готовым к употреблению изделием (стекло безопасное многослойное), подаче декларации и осуществлению утилизации указанного товара не может быть отнесена на ООО "Стеклопакеты и Стекло-Северо-Запад".

Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

решил:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                     Шелема З.А.