ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-28301/2018 от 24.04.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 мая 2018 года Дело № А56-28301/2018

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 05 мая 2018 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелая Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

заинтересованное лицо - Государственная административно-техническая инспекция

о признании незаконным и отмене постановления №857 от 28.02.2018

при участии

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 29.12.2017;

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 26.12.2017;

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, учреждение, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, ГАТИ) от 28.02.2018 №857 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94066 от 16.02.2018, в соответствии с которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 273-70), с назначением административного штрафа в размере 300 000 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

В судебном заседании учреждение заявленные требования поддержало.

ГАТИ против удовлетворения заявленных требований возражало.

Дело рассмотрено в порядке, установленном статьями 210, 211 АПК РФ.

Материалами дела установлено следующее.

Согласно материалам дела специалистом ГАТИ 05.02.2018, 13.02.2018, 16.02.2018 по адресам: <...> лит. З; д. 63, лит. Л, ул. Кирочная д.55, лит.А, выявлены административные правонарушения, выразившиеся в невыполнении работ по уборке территории Санкт-Петербурга от снега и наледи, а именно: на кровлях зданий зафиксированы сосульки и снежные массы, размер и количество которых создают угрозу их падения и причинения вреда, кровли нависают над пешеходной зоной, остановкой ожидания пассажирского транспорта. Опасная зона не ограждена (протокол осмотра с приложением фототаблицы, схемы фотофиксации от 05.02.2018, 13.02.2018).

В отношении учреждения 16.02.2018 составлены протоколы об административных правонарушениях №94067, №94068, №94066.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, протоколы от 16.02.2018, ГАТИ вынесло постановление от 28.02.2018 №857, в соответствии с которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Посчитав вынесенное постановление не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, учреждение оспорило его в судебном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 нарушение установленных правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства, элементов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с п.п. 4.2, 4.13, 2.3.1.1 Приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила) целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи.

Для предотвращения падения сосулек и наледей с кровель и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая элементы благоустройства. Сброшенные с кровель и иных поверхностей объектов недвижимости снег и наледь формируются в снежные валы в прилотковой зоне. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов. В течение трех часов после сброса снега требуется обеспечить зачистку территорий, на которые сбрасывается снег.

В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, здания по вышеуказанным адресам закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ Северо-западное ТУИО Минобороны России.

Представитель ФГКУ Северо-западное ТУИО Минобороны России пояснил, что не несет ответственность по содержанию указанных зданий с учетом того, что пользователем зданий является ФГКУ "442 ВКГ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ", а обязанность по содержанию возложена на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод подтвержден также судебной практикой (дело №А56-67448/2017).

Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 11.01.2017 №132 прекращено право оперативного управления ФГКУ Северо­западное ТУИОН Минобороны России на здания по указанным адресам и закреплено право оперативного управления ФГКУ "442 ВКГ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ" .

Государственная регистрация перехода права оперативного управления не произведена, акт приема-передачи не представлен.

Кроме того, согласно письму ФГКУ "442 ВКГ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ" от 23.01.2018 в адрес директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в приказах и актах имеются многочисленные ошибки, на многие здания отсутствует техническая и правоустанавливающая документация.

Следует отметить, что объекты находятся в пользовании ФГКУ "442 ВКГ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ" в соответствии с договором о безвозмездном пользовании от 10.04.2012 №14, что также подтверждено письмом ФГКУ "442 ВКГ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ" в адрес ГАТИ от 12.02.2018 № 348.

ФГКУ "442 ВКГ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ" в адрес Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации, управления (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа направлено письмо от 06.02.2018 о невыполнении обязанностей ФГКУ "ЦЖКУ" по очистке объектов от снега и наледи.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ №155 от 02.03.2017, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ создано с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах вооруженных сил РФ.

На основании акта приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 № ЗВО/ЖКО №21/ЖКС№21/1/1 здание по адресу Суворовский, д.63 лит. З, на основании акта приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 № ЗВО/ЖКО №21/ЖКС№21/1/3 здание по адресу Суворовский, д.63 лит.Л, на основании акта приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017№ ЗВО/ЖКО №21/ЖКС№21/1/5 здание по адресу ул. Кирочная, д.55 передано учреждению. Что также подтверждается реестром актов приема-передачи объектов в эксплуатацию.

Следовательно, лицом, ответственным за очистку кровель зданий, расположенных по вышеуказанному адресу является ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.

Материалами дела подтверждены событие и состав вменяемого учреждению правонарушения, а также вина учреждения в его совершении.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Дополнительных обстоятельств, отягчающих или смягчающих такую ответственность (кроме указанных в постановлении), а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела судом, не выявлено.

Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения признаков малозначительности допущенного им нарушения, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер штрафа, подлежащего взысканию с учреждения по факту совершения рассматриваемого правонарушения, руководствуясь постановлением Конституционного Суда РФ от 24.02.2014 № 4-П, частями 3 - 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Санкция п.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.

С учетом объема и тяжести допущенного правонарушения, отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств, совершением правонарушения впервые, суд считает, что наложение на учреждение штрафа в размере 300 000 руб. в данном случае является чрезмерным и подлежит уменьшению в два раза от минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией п.2 ст.23 Закона Санкт-Петербурга №273-70, до 125 000 руб. Данную сумму суд считает справедливой и соразмерной характеру совершенного учреждением правонарушения, что способствует достижению целей административного наказания согласно статье 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Изменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 28.02.2018 №857 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94066 от 16.02.2018, в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 125 000 руб.

В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Лебедева И.В.