Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 декабря 2012 года Дело № А56-2834/2012
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2012 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Товарищество собственников жилья "Северное сияние " (адрес: 194354, Россия, Санкт-Петербург, Северный пр., д. 4,корп. 1,лит А,пом 1Н, ОГРН: <***>);
заинтересованное лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (адрес: 191011, Россия, Санкт-Петербург, пл.Ломоносова, д.2, ОГРН: <***>);
третьи лица: 1. ФИО2 (адрес: 188764, Россия, дерь Сярьги-2, дом 86)
2. ФИО3 (адрес: 195220, Россия, Санкт-Петербург, Гражданский <...>)
3. ФИО4 (адрес: 194356, Россия, СПб, ул. Хошимина, дом 11, корп. 2, кв. 179
4. ФИО3 (адрес: 197373, Россия, СПб, Комендантский <...>)
о признании действий незаконными
при участии:
- от заявителя: ФИО5 (доверенность 12.0.32012)
- от заинтересованного лица: ФИО6 (доверенность 03.11.2011)
- от третьих лиц: 1. не явился (извещен)
2. ФИО7 (доверенность 21.02.2012)
установил:
Товарищество собственников жилья «Северное сияние» (далее – Товарищество, ТСЖ «Северное Сияние») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просило признать действия Управления ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее – КГА, Комитет) в виде согласования проекта № 34/08-Н по устройству отдельного входа и остеклению террасы в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Северный проспект, дом 4, корпус 1, незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя и собственников помещений жилого дома; отменить согласование КГА указанного проекта; взыскать с КГА в пользу заявителя 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Определением арбитражного суда от 15.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмете спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4.
В судебном заседании 03.05.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.
Определением суда от 31.07.2012 назначена строительно-техническая экспертиза, производство по делу приостановлено до 27.09.2012.
14.09.2012 от ООО «Бюро технической экспертизы» поступило письмо № 01/14/16, в котором экспертное учреждение просит предоставить эксперту для проведения исследования по 4-му вопросу дополнительно следующие документы: разделы проекта 34/08-Н, выполненного ООО «Перепланировка», марки КМ, КЖ, ОВ, ВК, Электроснабжение.
Протокольным определением от 27.09.2012 суд возобновил производство по делу для выяснения возможности предоставления запрашиваемых документов.
Истец в судебном заседании 04.10.2012 представил необходимые документы.
Для дальнейшего проведения экспертизы в соответствии с пунктом 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд производство по делу приостановил, судебное разбирательство назначено на 22.11.2012.
В судебном заседании 22.11.2012 суд определил производство по делу возобновить в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суд из ООО «Бюро технической экспертизы» поступило экспертное заключение № 78-12/46-ЭС.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Северное сияние» поддержал исковые требования в полном объеме, просил приобщить к материалам дела письменную позицию.
Суд для ознакомления сторон с экспертным заключением объявил перерыв в судебном заседании на 29.11.2012.
В судебном заседании после перерыва представитель ТСЖ поддержал исковые требования.
Представитель КГА возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд установил, что 17.08.2011 Управлением ландшафтной архитектуры Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее - КГА) согласован проект № 34/08-Н по устройству отдельного входа и остеклению террасы в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. Данный проект подготовлен по заказу и подан в КГА для согласования гражданами ФИО2, ФИО3, ФИО3, являющимися совместно с ФИО4 Владимиром Ивановичем долевыми собственниками нежилого помещения № 11-Н (кадастровый номер 78:36:5533А:0:38:8), расположенного на 1-2 этажах указанного жилого дома. Планируемая к остеклению открытая терраса относится к нежилому помещению 11-Н в соответствии с кадастровым паспортом от 09.03.2010 (отмечена в паспорте за № а10), фактическая площадь террасы равна 76,8 кв.м, ограждена каменным парапетом и прилегает к частям №№ 6 и 7 нежилого помещения № 11 -Н, расположенных на первом этаже жилого дома.
24.10.2011 один из долевых собственников нежилого помещения № 11-Н ФИО3 передал председателю правления ТСЖ «Северное сияние» ФИО8 указанный проект с визами согласования начальника Управления ландшафтной архитектуры КГА ФИО9 от 17.08.2011 следующих его листов: «Фасад Д-Ж остекленной террасы», «Фасад 11 -8 остекленной террасы», «Фрагмент лицевого фасада с остекленной террасой и устройством отдельного входа в осях 1-11», «Лицевой фасад с остекленной террасой», «Боковой фасад с остекленной террасой». Письмом от 11.11.2011 г. за исх. № 1-4-68621/юр КГА проинформировало ТСЖ о согласовании Комитетом 17.08.2011 проекта № 34/08-Н по устройству отдельного входа и остекления террасы жилого дома.
В своем письме от 15.02.2011 № 1-4-8940/э КГА разрешает ФИО2 и ФИО10 разработать проект устройства отдельного входа и остекления открытой террасы со стороны лицевого фасада жилого дома при условии выполнения следующих требований: получение согласия автора проекта дома до начала проектирования; проектирование должно проводиться с учетом технического состояния несущих конструкций здания; получение согласия собственников помещений жилого дома. На момент согласования КГА проекта № 34/08-Н, то есть на 17.08.2011 указанные требования не были выполнены ФИО2, ФИО3, ФИО3
Товарищество, считая действия Управления ландшафтной архитектуры КГА по согласованию проекта 34/08-Н по устройству отдельного входа и остеклению террасы в жилом многоквартирном доме незаконными, поскольку они не соответствуют нормативным правовым актам Российской Федерации и Санкт-Петербурга и нарушают права и законные интересы собственников помещений жилого дома, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенной нормы права следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемых действий Комитета незаконными в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статьи 247 ГК РФ).
По правилам части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В других случаях согласия собственников при проведении перепланировки и переустройства помещений не требуется.
Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирного дома является общее собрание собственников помещений. Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относятся к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласованный КГА проект предусматривает уменьшение общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома: возведенная пристройка на площадке террасы а10 закроет часть внешней стены дома, присоединив ее к внутренним стенам помещения пристройки, устройство дополнительного входа на месте окна будет связано с разрушением части внешней стены дома под данным окном.
При этом в доме не проводилось общее собрание собственников помещений по вопросу уменьшения общего имущества в связи с остеклением террасы и устройством дополнительного входа.
КГА не проверило наличие согласия собственников помещений дома на указанное уменьшение общего имущества.
Назначенной судом экспертизой установлено, что остекление террасы а10 является реконструкцией многоквартирного дома, для которой, в свою очередь, требуется разработать проектную документацию (статья 48 и пункт 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» проектная документация на строительство и реконструкцию объектов недвижимости должна выполняться в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (АПЗ).
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о КГА, утвержденного постановлением Правительства СПб от 19.10.2004 № 1679, последнее выдает АПЗ для предпроектных исследований, проектирования и строительства.
Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства (абзац 2 пункт 3 статьи 3 Закона «Об архитектурной деятельности»).
В связи с чем КГА не имело права согласовывать проект, которым предусмотрено уменьшение размера общего имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома, без согласия последних. КГА должно было проинформировать обратившихся к нему трех собственников помещения 11-Н о необходимости предварительно согласовать предусмотренное проектом уменьшение общего имущества с собственниками всех остальных помещений многоквартирного дома.
Таким образом, действия КГА по согласованию проекта не соответствуют действующему законодательству - в совокупности нормам жилищного и гражданского законодательства, которыми предусмотрена необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае уменьшения общего имущества собственников помещений дома.
Кроме того, три долевых собственника помещения одного из помещений многоквартирного дома, обратившиеся в КГА для согласования проекта, не имели доверенности и права представлять в КГА собственников иных помещений жилого дома в связи с согласованием проекта.
Оспариваемые Товариществом действия Комитета по согласованию проекта осуществлены с существенным нарушением требований нормативных правовых актов.
Деятельность КГА осуществляется на основании положения, утвержденного постановлением Правительства СПб от 19.10.2004 № 1679 (далее - Положение о КГА).
В соответствии с пунктом 3.16 названного Положения о КГА осуществляет градостроительный, архитектурно-строительный и инженерно-технический контроль за: разработкой и реализацией градостроительной документации; правильностью использования земельных участков, предоставленных для строительства; производством инженерных изысканий; качеством внешнего благоустройства и архитектурно-художественного оформления территории Санкт-Петербурга.
Согласно иным нормам Положения о КГА последнее выдает следующую исходно-разрешительную документацию для предпроектных проработок и разработки проектной документации для строительства и реконструкции объектов недвижимости: подготавливает и выдает архитектурно-планировочные задания (АПЗ), иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства (пункт 3.8 Положения о КГА), подготавливает и выдает в установленном порядке разрешения на застройку земельного участка, строительство, снос, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, строений, сооружений, благоустройство территории гражданам и юридическим лицам (пункт 3.10 Положения о КГА), выдает в установленном порядке заинтересованным лицам разрешения на осуществление предпроектных и проектно-изыскательских работ для всех видов строительства, а также рекомендации по размещению объектов различного назначения, не предусмотренных проектно-планировочной документацией (пункт 3.13 Положения о КГА), выдает градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) (пункт 3.39-1 положения о КГА).
Назначенной судом экспертизой установлено, что остекление открытой площадки террасы а10 является реконструкцией многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 48, пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) и статьями 2,3, пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об архитектурной деятельности в РФ) реконструкция объекта недвижимости осуществляется на основании проектной документации.
Общий порядок создания и согласования проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости установлен ГрК РФ (статьями 47-50) и в соответствии с ним регулируется иными нормативными правовыми актами.
Для разработки проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости необходимо получение первичных (исходных) данных: градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) (ст.44, 48, 51 ГрК РФ), архитектурно-планировочного задания (АПЗ) (ст. 2 и 3 закона об архитектурной деятельности в РФ), технические условия на подключение объекта к инженерным сетям (ст. 48 ГрК РФ).
Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдается КГА на основании
распоряжения КГА от 17.02.2010 № 435 «Об утверждении административного регламента Комитета по градостроительству и архитектуре предоставления государственной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков».
Согласно статье 2 и части 1 статьи 3 Закона об архитектурной деятельности в РФ проектная документация на строительство и реконструкцию объектов недвижимости должна выполняться в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (АПЗ).
Согласно пункту 3.8 Положения о КГА последнее выдает АПЗ для предпроектных исследований, проектирования и строительства. А затем согласно пункту 6 статьи 3 закона об архитектурной деятельности в РФ проверяет архитектурную часть проекта на соответствие выданного ранее АПЗ.
Исходя из изложенного следует, что для реконструкции объекта недвижимости требуется составления отдельной проектной документации, разработка и согласование которой осуществляется в особом порядке, для разработки проектной документации для реконструкции объекта недвижимости требуется исходная документация, которая предоставляется КГА.
Кроме того, согласованные листы архитектурной части проекта не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, а именно: документы, согласованные КГА, не соответствуют составу и перечню документов, включаемых в архитектурную часть проектной документации, установленному названным постановлением в соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК.
Таким образом, согласованный КГА проект, предусматривающий реконструкцию жилого дома, разработан без получения установленных законом исходных данных (без разрешения на реконструкцию, градостроительного плана земельного участка, архитектурно-планировочного задания, технических условий на подключение к инженерным сетям и иных данных), в отсутствие проведения инженерных изысканий в нарушение нормы пункта 1 статьи 47 ГрК РФ, в том числе, без обследования состояния грунтов жилого дома, его строительных конструкций как это требует постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства», без учета прямого запрета о недопустимости прохождении деформационного шва внутри помещения здания, установленного пунктом 3.8 Ведомственных строительных норм 61-89 (р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 26.12.89 № 250.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Признать действия Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга по согласованию проекта устройства отдельного входа и остекления террасы по адресу: Северный проспект, дом 4, корпус 1, помещение 11Н, незаконными.
Обязать Комитетпо градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга отменить согласование указанного проекта.
Взыскать с Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в пользу Товарищества с ограниченной ответственностью «Северное Сияние» 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Савина Е.В.