Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
31 августа 2020 года Дело № А56-28420/2020
Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года . Полный текст решения изготовлен августа 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саржевской В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области
о признании недействительными п.п. 3, 7, 8, 11, 12, 24, 25 представления от 07.02.2020 № 45-09-05/18-528
при участии
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 18.06.2020)
от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 29.05.2020)
ФИО3 (по доверенности от 17.08.2020)
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заявитель, УФАС) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительными п.п. 3, 7, 8, 11, 12, 24, 25 представление от 07.02.2020 № 45-09-05/18-528.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от 31 октября 2019 г. №404 «О назначении плановой выездной ревизии в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области», в соответствии с пунктом 21 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ленинградской области в финансово-бюджетной сфере на 2019 год, Управлением проведена выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области.
По результатам проведённой выездной ревизии 24.12.2019 г. составлен акт выездной ревизии, в котором зафиксированы нарушения.
На основании акта в адрес УФАС по Ленинградской области внесено представление 07.02.2020 № 45-09-05/18-528, в соответствии с которым УФАС обязано в срок до 10.04.2020 принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений.
Не согласившись с п.п. 3,7,8,9,11,12,24,25 представления, УФАС обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в п.З представления, в нарушение требований, установленных подпунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктом 3 Инструкции 157н Ленинградским УФАС России, получателем средств федерального бюджета, приняты к учету документы при отсутствии обязательных реквизитов первичного учетного документа (содержание факта хозяйственной жизни).
Заявитель в судебном заседании уточнил, что соглашается с позицией УФК по данному пункту и не оспаривает представление в указанной части.
В соответствии с пунктом 7 представления УФК по ЛО выявило неправомерное возмещение расходов за проезд гражданских служащих к месту командирования и обратно железнодорожным транспортом в вагонах первого класса и вагонах бизнес-класса за 2018 г. в общей сумме 103 781,20 рублей.
В связи с изложенным в пункте 1 резолютивной части представления содержится требование о возмещении в доход федерального бюджета неправомерно произведенных расходов.
Ленинградское УФАС России считает оспариваемый пункт представления недействительным, поскольку данный пункт не соответствует подпункту «в» пункта 21 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813.
На страницах 32-33 акта выездной ревизии приведены факты проезда гражданских служащих Ленинградского УФАС России в вагоне 1С в количестве 21 раза, в вагоне 1В в количестве 1 раза.
Согласно подпункту «в» пункта 21 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, для гражданских служащих, замещающим главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы, по следующим нормам: железнодорожным транспортом - в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории "К" или в вагоне категории "С" с местами для сидения.
Таким образом, указанный выше порядок не только предусматривает несколько альтернативных вариантов проезда железнодорожным транспортом, но и позволяет возмещать затраты на проезд в вагоне категории «С» без каких-либо условий, оговорок и исключений. Актом установлено, что в 21 случае сотрудниками Ленинградского
УФ АС России в качестве проезда выбран железнодорожный транспорт и вагон класса «С», что полностью соответствует Указу Президента РФ от 18.07.2005 N813.
Согласно пункту 47 Правил перевозок пассажиров, багажи и грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, перевозка пассажиров осуществляется в вагонах, предназначенных для перевозки пассажиров, которые в зависимости от конструктивных особенностей делятся на типы и классы.
Приказом МПС России от 01.10.2001 № 32 была установлена классификация вагонов повышенной комфортности, согласно которой к категории «С» отнесены вагоны с местами для сидения.
Таким образом, неправомерного расходования денежных средств сотрудниками Ленинградского УФАС России при проезде в вагонах класса «С» допущено не было.
Расходы, произведенные УФАС при оплате проезда сотрудников в вагоне первого класса «1В» - необоснованны, так как оплата проездных железнодорожных билетов при проезде в вагоне класса «1В» Указом Президента не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 8 представления УФК по ЛО выявило неправомернее возмещение расходов ФИО4 (руководителю управления) за наем жилых помещений в командировках по нормам, не соответствующим стоимости однокомнатного (одноместного) номера по трем авансовым отчетам на сумму 9 900 рублей. В резолютивной части представления содержится требование о возмещении в доход федерального бюджета неправомерно произведенных расходов в сумме 9 900 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813, расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:
а)гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории "руководители", - не более стоимости двухкомнатного номера;
б)остальным гражданским служащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
Согласно акту выездной ревизии (стр. 34) для участия в Международном мероприятии «Неделя конкуренции в России» в г. Сочи командирован руководитель управления ФИО4, который проживал в гостинице Park Inn by Radisson Rosa Khutor в номере «улучшенный одноместный», за проживание в котором выставлен счет, а впоследствии оплачен.
Как видно из акта, в качестве нарушения вменяется факт оплаты за наем жилого помещения, не соответствующего стоимости одноместного.
Вместе с тем из акта прямо усматривается, что руководитель управления проживал и оплатил именно одноместный номер.
Как видно из материалов проверки, расходы за наем жилого помещения оплачены по стоимости однокомнатного (одноместного) номера. Таким образом, выводы контрольного органа противоречат материалам проверки.
Актом также установлено, что в г. Волгограде при участии в региональном семинаре-совещании ФИО4 проживал в помещении без указания типа номера. При этом из справки гостиницы усматривается, что размещение было одноместным, что соответствует нормам проживания, предусмотренным Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813.
Вместе с тем, вменяя в качестве нарушения неправомерное расходование средств, контрольный орган исходит из оценки стоимости двухместного дома, что противоречит нормам, установленным в Указе Президента РФ от 18.07.2005 N 813. Таким образом, неправомерного расходования средств в указанном случае также допущено не было.
Актом установлено, что в отеле Маяк в ноябре 2018 г. ФИО4 размещался в однокомнатном одноместном номере.
Таким образом, оплата за наем жилых помещений в командировках не противоречит Указу Президента № 813, выводы контрольного органа о превышении норм возмещения расходов за наем жилых помещений необоснованны.
В соответствии с пунктом 9 представления в нарушение постановления Правительства РФ от 02.07.2013 № 563 «О порядке выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием» необоснованно приняты к учету и оплачены расходы, не предусмотренные вышеназванным постановлением, по компенсации затрат на оплату проезда по скоростной автомобильной дороге Москва-Санкт-Петербург личным автомобильным транспортом по авансовому отчету от 01.10.2018 № 00000049 заместителя руководителя Ленинградского УФ АС России ФИО5 на сумму 2000,00 руб.
Оспаривая данным пункт, заявитель не приводит каких-либо доводов о неправомерности выводов УФК.
Согласно постановлению № 563 осуществляются выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием. Постановлением установлены предельные размеры компенсации и предусмотрено возмещение расходов на приобретение горючесмазочных материалов по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).
Выплата компенсации и возмещение расходов гражданскому служащему производятся 1 раз в текущем месяце за истекший месяц на основании акта федерального государственного органа, в котором определены размеры компенсации и возмещения расходов.
Таким образом, постановлением не предусмотрена компенсация затрат на оплату проезда по скоростной автомобильной дороге, указанный пункт 9 представления правомерен.
В соответствии с п. 11 представления в нарушение п.35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813, пункта 4.6 приложения № 7 к Учетной политике от 19.12.2017 № 339 допущено нарушение порядка ведения и учета кассовых операций, выразившееся в том, что не был произведен окончательный расчет по выданному денежному авансу и не возвращен остаток подотчетной суммы на командировочные расходы на лицевой счет УФАС (не удержан из заработной платы работника) в течение всего 2018 года в размере 2700,00 руб. заместителем руководителя ФИО6 в период с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Согласно пункту 4.6. Приложения № 7 к Учетной политике от 19.12.2017 №339 «В случае неполного использования подотчетных сумм (наличия остатка по авансовому отчету), а также в случае непредоставления авансового отчета в установленные сроки, подотчетные суммы подлежат удержанию из заработной платы или добровольному внесению на расчетный счет УФАС с приложенным платежным документом и заявлением, начиная с месяца возникновения задолженности».
Проверкой соблюдения пунктов 4.6. Приложения № 7 к Учетной политике от 19.12.2017 № 339 установлено следующее:
Согласно данным бухгалтерского учета по счету 208 за 2018 год (оборотно-сальдовой ведомости и карточки счета) по состоянию на 01.01.2018 и 31.12.2018 за заместителем руководителя ФИО6 числится дебиторская задолженность по командировочным расходам на сумму 2700, 00 руб.
В нарушение пункта 35 «Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2005 № 813, пункта 4.6. Приложения № 7 к Учетной политике от 19.12.2017 № 339 допущено нарушение порядка ведения и учета кассовых операций, выразившееся в том, что не был произведен окончательный расчет по выданному денежному авансу и не возвращен остаток подотчетной суммы на командировочные расходы на лицевой счет УФ АС (не удержан из заработной платы работника) в течение всего 2018 года в размере 2 700 рублей заместителем руководителя ФИО6 в период 01.01.2018 по 31.12.2018.
Согласно пункту 12 представления в нарушение п.4 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, с учетом положений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными бюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений. Утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н, допущено неперечисление на единый счет бюджета неиспользованных получателем бюджетных средств остатков бюджетных средств, находящихся не на едином счете бюджета на сумму 70710,94 руб.
Согласно п. 4 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ неиспользованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежит перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Казначейством было установлено, что в проверяемый период 2018 года остатки неиспользованных бюджетных средств на сумму 70 710,94 рублей, в том числе на 01.01.2018 -54 825,60 рублей и на 01.01.2019 - 15 885,34 рублей, не перечислены на единый счет бюджета, а использованы на выплаты командировочных расходов следующего финансового года.
В 2018 году финансовый год в УФК по Ленинградской области был закрыт
29.12.2018 года. Таким образом, в нарушение 4 статьи 242 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, с учетом положений Инструкции по применению Единого
плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти
(государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления
государственными бюджетными фондами, государственных академий наук,
государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, Инструкции о порядке
составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об
исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н
допущено неперечисление на единый счет бюджета неиспользованных получателем
бюджетных средств остатков бюджетных средств, находящихся на едином счете
бюджета на сумму 70 710,94 рублей, в том числе на 01.01.2018 - 54 825,60 рублей, на
01.01.2019 - 15 885,34 рублей.
По пункту 24 Представления: установлено отсутствие документов о закреплении за ответственными лицами основных средств, автотранспортных средств с 10 материально-ответственными лицами, а также договоры о полной материальной ответственности с указанными лицами.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается единая методология бюджетного учета и, бюджетной отчетности, установленная Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Кроме того, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о постоянны финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Аналитический учет основных средств осуществляется лицами, ответственными за хранение основных средств, в соответствиями с положениями, определенными Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Кроме того, лица, ответственные за хранение основных средств, ведут Инвентарные списки нефинансовых активов. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам основных средств, формируемых материально ответственными лицами, данным на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов учреждения составляется Оборотная ведомость по нефинансовым активам.
В соответствии со статьёй 244 Трудового Кодекса Российской Федерации и учитывая Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, с учетом Перечня должностей, работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 № 85 в котором определено, что работодателем назначаются материально ответственные лица, на которых будут возложены функции по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностными регламентами. Вместе с тем, статьей 244 Трудового Кодекса Российской Федерации определено, что договоры о полной материальной ответственности материально-ответственными, лицами могут заключаться с работниками, непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.
Таким образом, пункт 24 представления правомерен.
По пункту 25 Представления.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленная Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Кроме того, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Таким образом, учетная политика в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета формируется один раз - при создании учреждения. Допускается изменение учетной политики только в соответствии с п. 6 ч. 8 Закона о бухгалтерском учете.
При таких обстоятельствах выводы Казначейства о нарушении руководителем УФАС по Ленинградской области ФИО4 требований по оформлению учетной политики, выразившемся в том, что Учетная политика УФАС разрабатывалась и утверждалась ежегодно, обоснованны и соответствуют нормам Бюджетного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что пункт 7 (частично) и пункт 8 спорного представления незаконны и подлежат признанию недействительными. В остальной части оспариваемое представление обоснованно и правомерно.
Следовательно, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Признать недействительным пункт 7 представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области от 07.02.2020 № 45-09-05/18-528 (в части возмещения расходов по авансовым отчетам на проезд гражданских служащих к месту командированию и обратно в вагонах бизнес - класса 1с за период 2018 г.); и пункт 8.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.