ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-28840/20 от 04.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

05 июня 2020 года                                                              Дело № А56-28840/2020

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Муниципальное бюджетное учреждение "Управление благоустройства и дорожного хозяйства"

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области

третье лицо: 1) Общество с ограниченной ответственностью "ГЛОНАСС-СЕРВИС";

2) Общество с ограниченной ответственностью "АВТОТАХОГРАФ"

об оспаривании решения № 047/06/64-436/2020 от 18.03.2020, предписания № 047/06/64-436/2020 от 18.03.2020

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.01.2020;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 30.12.2019;

от третьих лиц – не явились, извещены

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» (далее – заявитель, Учреждение, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, УФАС) № 047/06/64-436/2020 от 18.03.2020, предписания № 047/06/64-436/2020 от 18.03.2020.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

На официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 04.03.2020 размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по установке, активации, калибровке и опломбированию тахографов (далее – аукцион), начальная (максимальная) цена контракта – 298 966,67 руб.

Комиссия УФАС по Ленинградской области, рассмотрев жалобу ООО «АвтоТахограф» на действия заказчика при проведении электронного аукциона, установила нарушение в действиях Заказчика ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ ), о чем 18.03.2020 вынесла решение по делу № 047/06/64-436/2020, выдано предписание.

Не  согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 14 Технического задания, в том числе, установлено следующее требование - «Перед оказанием услуг Исполнитель должен предоставить следующие лицензии и сертификаты соответствия требованиям ГОСТ Р, согласно законодательства России на поставляемое бортовое оборудование: сертификат соответствия «регистра проверенных организаций» требованиям стандарта ГОСТ РПО 2016:2019 (VCS RAO 2016:2019)».

Наличие вышеуказанного сертификата подтверждает соответствие сертифицируемых требований лица, то есть участника закупки, обратившегося за такой услугой в орган сертификации, но никак не оказываемой услуги в рамках настоящего электронного аукциона.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Комиссия правомерно пришла к выводу, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки в нарушение Закона о контрактной системе.

Ссылка заявителя на пропуск ООО «АвтоТахограф» срока подачи жалобы в УФАС не принимается по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона №44-ФЗ жалоба на положения документации и (или извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок  на участие в таких процедурах.

Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает срок именно подачи жалобы, а не поступления жалобы в УФАС.

В соответствии с п. 3.19 Приказа ФАС России от 19.11.2014 №727/14 в случае если жалоба передана в контрольный орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день поступления жалобы в контрольный орган, в который такая жалоба была подана участником закупки первоначально.

В рассматриваемой ситуации ООО «АвтоТахограф» жалоба подана в УФАС  по СПб 11.03.2020, то есть до истечения срока подачи заявок (12.03.2020), впоследствии жалоба была перенаправлена в УФАС по ЛО.

Таким образом, нарушение ч. 4 ст. 105 Закона №44-ФЗ отсутствует.

Ссылка Заявителя на отсутствие у ООО «АвтоТахограф», как лица не подавшего заявку, права подачи жалобы в УФАС не принимается по следующим основаниям.

Участник закупки, согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе, любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон о контрактной системе различает понятия "участник закупки" и "участник закупки, подавший заявку", предоставляя последнему дополнительно право обжаловать действия (бездействие) заказчика, совершенные после начала рассмотрения заявок.

Соответственно, участник закупки, считающий незаконными положения аукционной документации, вправе обжаловать их без подачи заявки на участие в электронном аукционе (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 6274/11).

В рассматриваемом случае обществом «АвтоТахограф» фактически обжаловались в УФАС действия заказчика при проведении закупки, выразившиеся во включении в аукционную документацию положений, ограничивающих, по его мнению, конкуренцию, препятствующих его участию в данной закупке.

На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  со дня принятия решения.

Судья                                                                           Синицына Е.В.