Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 августа 2022 года Дело № А56-29019/2022
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Н.А. Мильгевской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Норко А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании заявлениеобщества с ограниченной ответственностью «Содействие малому предпринимательству» (190068, г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Коломна вн.тер.г., ФИО1 пр-кт, д. 49, лит. А, помещ. 5н, оф. 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (191060, <...>, лит. Б, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре (191023, г. Санкт-Петербург, ФИО2 площадь, д. 2, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
об оспаривании отказ в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещении информации от 17.12.2021 № 177814,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 21.09.2021,
от третьего лица: не явился, извещен,
установил:
Обществ с ограниченной ответственностью «Содействие малому предпринимательству» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации об оспаривании отказ в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещении информации от 17.12.2021 № 177814.
Определением суда от 29.03.2022 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Определением суда от 14.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре (далее – КГА).
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы заявления, представитель третьего лица возражал против его удовлетворения по доводам отзыва.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации – настенной вывески «WILDBERRIES» по адресу: Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 13, к. 1, лит. А (цоколь во дворе).
Комитет отказал в выдаче разрешения (отказ от 17.12.2021 № 177814), сославшись на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки.
Считая отказ в выдаче разрешения недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге (далее - Положение).
В соответствии с Положением разрешение на установку (перемещение) объектов для размещения информации выдает Комитет.
Разрешение выдается на основании заявления, подаваемого в Комитет по печати заявителями по форме согласно приложению № 1 к Положению (пункт 3 Положения).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее - Правила № 961).
Пунктом 2.6 Приложения № 2 к Правилам № 961 определено, что наружная информация (также - объекты для размещения информации), включает в себя вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации.
Согласно пункту 2.3.5.8.1 Приложения № 3 к Правилам № 961 разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге" и требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.2 - 2.3.5.8.11 настоящего приложения, за исключением знаков адресации, в отношении которых требуется разработка листа согласования в соответствии с требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.12.1 - 2.3.5.8.12.6 настоящего приложения.
В силу пункта 6 Порядка в целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления, направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Положения, с приложением копии заявления в следующие органы государственной власти для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации (далее - согласование).
Согласно абзацу 3 пункта 7 Порядка исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Абзацем пятым пункта 7 Порядка предусмотрено, что Комитет по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете по градостроительству и архитектуре, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679 «О Комитете по градостроительству и архитектуре» основными задачами Комитета являются: разработка и реализация мероприятий, направленных на проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления в области градостроительства и архитектуры, формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
В рассматриваемом случае, в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на установку вывески Комитетом указано на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки на основании абзаца 4 пункта 7 постановления № 1002 (отказ содержит техническую ошибку в части указания номера абзаца пункта 7 Положения, фактически отказ произведен на основании абзаца пятого пункта 7 Положения).
Также в качестве основания для отказа Комитетом было указано на нарушение абз. 3 пункта 1.1.6, пунктов 1.2.2.1, 1.3.6 приложения № 6 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 №40 (далее - Эстетические регламенты), а также пункта 2.3.5.8.3 приложения №3 к Правилам № 961.
Из абзаца 3 пункта 1.1.6 Приложения № 6 к Эстетическим регламентам следует, что не допускается размещения вывесок, указателей, меню без соблюдения архитектурных членений фасада.
В соответствии с пунктом 1.2.2.1 приложения № 6 к эстетическим регламентам внешний вид вывесок, указателей, меню должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения; иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
В случае если занимаемое помещение располагается в подвальных или цокольных этажах здания, сооружения и отсутствует возможность размещения настенной вывески в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, настоящего приложения, настенная вывеска может быть размещена над окнами подвального или цокольного этажа, но не ниже 0,6 м от уровня земли до нижнего края настенной вывески (пункт 1.3.6 приложения № 6).
Согласно пункту 2.3.5.8.3 Приложения № 3 к Правилам № 961 при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения.
Согласно абзаца 4 пункта 1.5 Эстетических регламентов архитектурно-градостроительный облик здания представляет собой совокупность комозиционных приемов (формируемых взаимосвязанным и последовательным расположением частей и элементов здания) и фасадных решений здания (решения, определяющие высотные характеристики, материалы фасада, его членение и стилевые характеристики).
Размещение элементов наружной информации оказывает влияние на визуальное восприятие архитектурно-градостроительного облика здания, в связи с чем, приложением №6 к Эстетическим регламентам установлены требования к внешнему виду и размещению, в том числе настенных вывесок.
В соответствии с пунктом 1.5 Эстетических регламентов членение фасада здания представляет собой сочетание вертикальных и горизонтальных элементов фасада, соотношение проемов и простенков, влияющие на визуальное восприятие фасада.
В эскизном проекте рассматриваемая настенная вывеска размещена без учета горизонтальных границ архитектурных проёмов 1-го этажа и без учета границ цокольного этажа, а именно - посередине высоты оконного проема первого этажа. Согласно пункту 1.1.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам, определяющем общие требования к размещению вывесок, настенные вывески размещаются параллельно фасаду здания, сооружения в границах занимаемого заинтересованным лицом помещения.
Таким образом, рассматриваемая вывеска предлагается к размещению в границах помещений 1-го этажа, а не непосредственно в границах занимаемых помещений цокольного этажа.
Заявляемое размещение вывески в границах помещений первого этажа, справа от входа в помещения 1-го этажа, вводит в заблуждение потребителя, так как логически и композиционно не связано с занимаемыми Заявителем помещениями цокольного этажа.
Также в соответствии с пунктом 1.3.4 приложения №6 к Эстетическим регламентам ширина каждого бокового поля настенной вывески должна составлять не менее чем сумма ширины прописной буквы «О» в начертании шрифта, используемого в настенной вывеске, и ширины одного межбуквенного интервала, используемого в данной настенной вывеске.
Длина настенной вывески в указанном месте фасада не обеспечивает необходимую ширину боковых визуальных полей.
Настенная вывеска размещена в простенке между окнами первого этажа, по длине не соответствует требованиям Эстетических регламентов в части ширины обязательных боковых визуальных полей, в связи с чем является нарушающей положения пункта 1.2.2.1 приложения №6 к Эстетическим регламентам, указанным в решении Комитета об отказе в согласовании.
В рассматриваемом случае окно цокольного помещения находится существенно ниже уровня земли и нижняя граница окон первого этажа размещена практически на границе цоколя.
Таким образом, отсутствует возможность размещения вывески в соответствии с требованиями пункта 1.3.6 Приложения № 6 к Эстетическим регламентам. На указанном фасаде с помощью каменной отделки ярко выражена граница цоколя, непосредственно над ней сформирована горизонтальная граница окон первого этажа.
Исходя из изложенного не представляется возможным размещение настенной вывески в соответствии с архитектурными членениями фасада, так как отсутствует выделенное поле над окнами цокольного помещения в уровне не ниже 0,6м от уровня земли.
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.3 приложения №3 к Правилам № 961 при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения.
Вывески арендаторов первого этажа размещаются в единой горизонтальной оси над окнами первого этажа, при размещении арендаторов цокольных помещений такая возможность отсутствует в связи с архитектурными особенностями фасада.
Кроме того, в результате установки козырьков нарушен архитектурно -градостроительный облик здания, в связи с чем существенно снизилась визуальная доступность мест возможного размещения информации для арендаторов цокольного и первого этажей здания.
Исходя из имеющихся поэтажных планов на подвальные помещения здания по указанному адресу помещение 3-Н состоит из нескольких торговых залов, таким образом, с целью выработки комплексного решения Комитет рекомендует размещение информации арендаторов, расположенных в цокольном этаже, в формате блочных консольных указателей в уровне между окнами первого и второго этажей.
При таких обстоятельствах, отказ Комитета в согласовании размещения указанного элемента наружной информации соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Н.А. Мильгевская