Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 июля 2022 года Дело № А56-29116/2022
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Яковлевым Р.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью «Петропродторг»
заинтересованное лицо Балтийская таможня
об оспаривании,
при участии
от заявителя: Ефимова Е.С. (по доверенности от 09.03.2022)
от заинтересованного лица: Хасина А.С. (по доверенности от 10.01.2022)
Крючкова К.В. (по доверенности от 18.01.2022)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Петропродторг» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене Решения Балтийской таможни № РКТ-10216000-21/000872 от 09.12.2021 о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕЭС; о признании незаконным и отмене решения от 25.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10216170/200921/0281048.
Определением от 28.03.2022 заявление принято к производству.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме; заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве; против назначения судебной экспертизы также возражал.
По смыслу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) назначение по делу судебной экспертизы является правом суда, а не его обязанностью, за исключением предусмотренных законом случаев (назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства). Это право в каждом случае реализуется исходя из обстоятельств конкретного дела, с учетом объема представленных сторонами в материалы дела доказательств и возможности устранения имеющихся несоответствий, в том числе, с применением иных предусмотренных процессуальным законом возможностей.
На основании части 2 статьи 64 и части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами. Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
В настоящем случае суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу об отсутствии необходимости проведения судебной экспертизы с учетом представленных в дело документов.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «Петропродторг» (ИНН 7820055553) (далее - общество, заявитель) во исполнение внешнеэкономического контракта от 25.01.2017 № РРТ/5, заключенного с компанией «FGVIFFCOSDNBHD» (Малайзия), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Балтийском таможенном посту (Центре электронного декларирования) Балтийской таможни по декларации на товары (далее - ДТ) №10216170/200921/0281048 товар: «пальмовое масло рафинированное, дезодорированное, в твердом виде, применяемое в пищевой промышленности для производства маргарина, не содержит ГМО, не является биологически активной добавкой...», производитель «FGVIFFCOSDN.BHD», марка KS35, модель IFFCO (далее - рассматриваемый товар).
В графе 33 указанной ДТ обществом заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 1511 90 990 2: «Масло пальмовое и его фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического состава: - прочие: — прочие:
— прочие: — в таре нетто-массой 20 000 кг или менее» (ставка ввозной таможенной пошлины 3%).
В ходе осуществления таможенного контроля заявленных сведений о классификационном коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС Балтийским таможенным постом (Центром электронного декларирования) Балтийской таможни принято решение от 22.09.2021 № 10216170/220921/ДВ/000732 о назначении таможенной экспертизы в отношении рассматриваемого товара.
27.09.2021 рассматриваемый товар выпущен таможенным органом в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребление при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплат- таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
22.10.2021 на Балтийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Балтийской таможни поступило заключение таможенного эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Санкт-Петербург от 22.10.2021 № 12402002/0029056 (далее - заключение таможенного эксперта от 22.10.2021 №12402002/0029056).
После выпуска товара Балтийской таможней по результатам таможенного контроля и на основании заключения таможенного эксперта от 22.10.2021 №12402002/0029056 принято решение от 09.12.2021 № РКТ-10216000-21/000872 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 310 ТК ЕАЭС формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.
В соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС к формам таможенного контроля относится, в том числе проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая может проводиться как до, так и после выпуска товаров.
Таможенный контроль после товаров проводится таможенным органом в рамках Приказа ФТС России от 25.08.2009 №1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств» (далее - Приказ ФТС России от 25.08.2009 №1560).
09.12.2021 Балтийской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств в соответствии с Приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560.
Согласно акту проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 09.12.2021 № 10216000/019/091221/А0974, Балтийской таможней инициирована в установленном порядке процедура внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ № 10216170/200921/0281048.
Согласно решению Балтийской таможни от 09.12.2021 № РКТ-10216000-21/000872 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, рассматриваемый товар классифицирован в подсубпозиций 1517 90 990 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: маргарин; пригодные для употребления в пищу смеси или готовые продукты из животных или растительных жиров или масел или фракций различных жиров или масел данной группы, кроме пищевых жиров или масел или фракций товарной позиции 1516:
прочие: — прочие: — прочие». Ставка ввозной таможенной пошлины -15%, но не менее 0,12 евро за 1 кг.
На основании вышеуказанного решения от 09.12.2021 № РКТ-10216000-21/000872 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС Балтийской таможней принято решение от 25.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10216170/200921/0281048.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании положений статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о классификационном коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица 3 осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
Как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании, таможенный орган принимает решение о классификации.
Частью 2 Статьи 15 Закона о таможенном регулировании установлено, что при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, неотъемлемой частью которой являются Основные правила интерпретации та ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 № 112 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54» установлено, что для целей применение решений Комиссии Таможенного союза, решений и рекомендаций Евразийском экономической комиссии, принятых до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, под используемым в них понятием «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» понимается «единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».
В соответствии с пунктом 1 3 статьи 444 ТК ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС,
Пунктами 2, 3 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Евразийской экономической комиссией и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирно" таможенной организации (далее - Гармонизированная система) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключённой в г. Брюсселе 14.06.1983 (далее - Конвенция), участницей которой является, в том числе и Российская Федерация.
Согласно пункту а) статьи 1 Конвенции Гармонизированная система представляет собой номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также ОПИ, приведенные в приложении к настоящей Конвенции.
Исходя из обязательств, приведённых в статье 3 Конвенции, договаривающаяся сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифным и статистическим номенклатурам применять ОПИ, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям Гармонизированной системы, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы и соблюдать порядок кодирования, принятый в Гармонизированной системе.
В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В силу пункта 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2, ОГШ 3 или ОПИ 4; ОНИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиций).
Согласно пункту 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ .1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения; определение субпозиций (подсубцозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина «товарная позиция» термином «субпозйция» («подсубпозиция») в' соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
ОПИ 1 определяет, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное. Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС в первую очередь определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 №21 «О Пояснениях к Единой Товарной 1 номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» государствам-членам ЕАЭС рекомендовано применять Пояснения к единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности: Евразийского экономического союза (Тома I - VI, в редакции, действующей на дату декларирования рассматриваемых товаров) (далее -Пояснения).
Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых их тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД ЕАЭС. Пояснения представляют собой один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Общими положениями Пояснений к группе 15 ТН ВЭД ЕАЭС (Том I, Раздел III) в данную группу включаются:
1) жиры и масла животного происхождения, сырые, частично или полностью рафинированные или после обработки другими способами (кипячением, сульфурированием, гидрогенизацией);
2) некоторые продукты, получаемые из жиров или масел, в частности продукты их расщепления (например, сырой глицерин);
3) комбинированные пищевые жиры и масла (например, маргарин);
4) воски животного или растительного происхождения;
5) остатки обработки жировых веществ или восков животного или восков животного и растительного происхождения.
Согласно Общим положениям Пояснений к товарной позиции 1511 ТН ВЭД ЕАЭС пальмовое масло является растительным жиром, получаемым из мякоти плодов масличных пальм. Основным источником является африканская масличная пальма (Elaeis guineensis), произрастающая в тропической Африке, но встречающаяся также в Центральной Америке, Малайзии и Индонезии. Другие источники пальмового масла: Elaeis melanococca (известная также как пальма noli) и различные виды пальм Acrocomia, в том числе парагвайская пальма (coco mbocaya), происходящие из Южной Америки.
Масла получают с помощью экстрагирования или прессования, они могут быть различного цвета в зависимости от их состояния и от того, были ли они рафинированы. Их можно отличить от пальмоядровых масел (товарная позиция 1513), которые получают из тех же самых масличных пальм, по очень высокому содержанию пальмитиновой и олеиновой кислот.
Пальмовое масло используется для производства мыла, свечей, косметических или туалетных средств, в качестве смазочного материала, при нанесении покрытий на жесть методом горячего погружения, в производстве пальмитиновой кислоты и т.д. Рафинированное пальмовое масло используется как пищевой продукт, например, в качестве фритюрного жира, и для производства маргарина.
В соответствии с текстом Пояснений к подсубпозициям 1511 90 9100 - 1511 90 990 8 ТН ВЭД ЕАЭС (Том VI, Раздел III) в данные подсубпозиции включаются: рафинированное пальмовое масло; жидкая фракция пальмового масла, полученная отделением твердой фазы при охлаждении или с помощью органических растворителей или поверхностно-активных веществ. Данную фракцию (пальмовый олеин), которая может состоять из жирных кислот (в некоторых случаях очень схожа с составом нефракционированного пальмового масла), обычно можно отличить путем сравнения суммарного содержания в его составе триглицеридов с типичным нефракционированным пальмовым маслом. Триглицериды, содержащие более высокое число атомов углерода (С52 и С54), можно обнаружить в жидкой фракции в большем количестве в отличие от нефракционированного пальмового масла, в то время как триглицериды, содержащие относительно низкое число атомов углерода (G50 и С48), преобладают в твердой фракции.
Таким образом, для классификации товара в подсубпозициях 1511 90 910 0 - 1511 90 990 8 ТН ВЭД ЕАЭС товар должен быть рафинированным пальмовым маслом, без изменения химического состава, не подверженным физическому изменению структуры.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 1517 ТН ВЭД ЕАЭС продукты данной товарной позиций, жиры или масла которых могли быть предварительно гидрогенизированы, могут быть подвергнуты эмульгированию, сбиванию, текстурйрованию (изменению текстуры или кристаллической структуры) и могут содержать в небольших количествах добавки лецитина, крахмала, пищевых красителей, вкусовых веществ, витаминов, сливочного масла или других молочных жиров (при условии соблюдения ограничений, изложенных в примечании 1 (в) к данной группе).
Для включения в товарную позицию 1517 ТН ВЭД ЕАЭС товар должен быть подвергнут физической обработке - изменению текстуры или кристаллической структуры (эмульгированию, сбиванию, текстурированию).
Согласно заключению таможенного эксперта от 22.10.2021 №12402002/0029056 рассматриваемый товар идентифицирован как рафинированное пальмовое масло, подвергнутое пластификации (управляемой кристаллизации).
В ходе проведения таможенной экспертизы установлено следующее;
1) пробы рассматриваемого товара представляют собой масложирови, продукт в виде гладкой массы однородного светло-желтого цвета с блеском/глянцем поверхности, без мраморности, без запаха, с нейтральным вкусом. Пробы товара при температуре 23-25 градусов Цельсия имеют мягкую, пластичную, однородную консистенцию;
2) консистенция проб не соответствует требованиям ГОСТ 31647-2012 «Межгосударственный стандарт. Масло пальмовое рафинированное дезодорированное дня пищевой промышленности. Технические условия» (далее - ГОСТ 31647-2012) - консистенция пробы товара должна быть полутвердой и неоднородной;
3) массовая доля жира составляет - 99,9 мас.%, массовая доля влаги и летучих веществ менее 0,1 мас.%;
4) при нагревании пробы рассматриваемого товара плавятся и переходят в жидкое состояние - становятся однородными жидкостями светло-желтого цвета. После остывания до комнатной температуры пробы приобретают неоднородную зернистую консистенцию;
5) рассматриваемый товар был подвергнут дополнительной обработке -пластификации (так как после расплавления и неуправляемой кристаллизации пробы рассматриваемого товара приобретают консистенцию, характерную для необработанного пальмового масла в соответствии с ГОСТ 31657-2012).
Согласно заключению таможенного эксперта от 22.10.2021 № 12402002/0029056 оценка функциональных свойств продуктов, получаемых путем пластификации, проводится также путем исследования оценки консистенции, пластичности и взбиваемости.
В ходе проведения испытания на взбиваемость установлено:
1) пробы рассматриваемого товара при температуре 23-25 градуса Цельсия представляют собой пластичные продукты, без дефектов цвета, не выделяющие жидкую фракцию масла, консистенция однородная;
2) объем взбитых масс через плотность составил после 15 минут взбивания -0,760 г/смЗ, 0,793 г/смЗ, 0,778 г/см3.
Для подтверждения того, что способность к взбиваемости и однородная консистенция товара являются результатом специальной технологической операции (пластификации), проведено исследование разрушения кристаллической структуры (нагрев и самопроизвольное охлаждение).
По результатам исследования выявлено;
1) пробы при температуре 23-25 градусов Цельсия представляют собой продукт с полутвердой, неоднородной, зернистой консистенцией, без дефектов цвета, не имеют глянца поверхности, не выделяют жидкую фракцию масла;
2) объем взбитых масс через плотность составил после 15 минут взбивания -0,855 г/см3, 0,883 г/см3, 0,872 г/см3, что свидетельствует о низкой способности проб рассматриваемого товара после перекристаллизации к аэрированию, о малой устойчивости консистенции масложирового продукта.
Таким образом, выводы, изложенные в заключении таможенного эксперта от 22.10.2021 № 12402002/0029056, свидетельствуют о том, что рассматриваемый товар был подвержен физическому изменению структуры (пластификации);
Согласно данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте компании производителя «FGV IFFCO SDN.BHD», рассматриваемый товар применяется в хлебопечении и производстве кондитерских изделий и относится к категории шортенингов.
Термин «шортенинг», кроме того, описывается в отечественной литературе. Например, в статье Духу Т.А, к.т.н., «Применение шортенингов в производстве кондитерских и хлебобулочных изделий», издательство «Хлебопродукты», 2014 г.: «термин shortening/шортенинг первоначально обозначал жиры, которые использовались для придания выпеченным изделиям рассыпчатой или мягкой текстуры. Наряду с формированием мягкой текстуры шортенинг также влиял на вкус, пищевые характеристики и внешнюю привлекательность кондитерских изделий. На сегодняшний момент «шортенингом» называют продукт, полученный в результате переработки масел или жиров, оказывающий влияние на стабильность, сохранение качества при хранении, вкус и запах, текстуру и внешний вид готовых пищевых продуктов».
В книге «Жиры и масла. Производство, состав и свойства, применение» P.O. Брайена (издательство «Профессия», 2007 г.) говорится о том, что «пластификация используется в процессе изготовления шортенингов и маргаринов, предназначенных для фасовки или последующего использования в качестве ингредиентов, или спредов. Достижение необходимых органолептических качеств, внешнего вида, стабильности, текстуры, функциональности; однородности и воспроизводимости продуктов, состоящих из затвердевающих жиров и масел, является целью пластификации, представляющей собой управляемую кристаллизацию.
Значительное влияние на консистенцию, кристаллическую структуру и функциональные характеристики шортенинга оказывает его состав, но помимо него важную роль играют и методы пластификации и темперирования. Пластификацию шортенинга осуществляют перед его фасованием, что обеспечивает однородность продукта по всему объему, более привлекательный внешний вид, лучшие функциональные характеристики. После фасовки большинство шортенингов темперируют в течение 24 - 72 ч, что обеспечивает оптимальную консистенцию и способность к взбиванию».
Таким образом, в процессе изготовления шортенингов применяется технологическая операция пластификация.
На основании вышеизложенного, с учетом выводов заключена таможенного эксперта от 22.10.2021 № 12402002/0029056 рассматриваемый TOBI является масложировым продуктом - рафинированным пальмовым маслом, подвергнутым пластификации и в соответствии с ОПИ 1 и 6 подлежит классификации в подсубпозиции 1517 90 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, решение Балтийской таможни от 09.12.2021 № РКТ-10216000-21/000872 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС является правомерным.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 395 ТК ЕАЭС закрепляет право декларанта заявлять мотивированное ходатайство о проведении повторной таможенной экспертизы. Согласно пункту 2 статьи 392 ТК ЕАЭС, в случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.
Поскольку общество не выражало несогласия с заключением таможенного эксперта и не заявляло ходатайство о проведении повторной таможенной экспертизы, довод заявителя об отсутствии исследования таможенным экспертом типа кристаллической структуры рассматриваемого товара является несостоятельным.
Вместе с тем, заключение таможенного эксперта представляет собой совокупность выводов по поставленным вопросам, сделанных на основании результатов проведенных исследований. Таможенный эксперт дает заключение и проводит исследование исходя из имеющихся специальных знаний, наличие которых подтверждается соответствующими. сертификатами, свидетельствами и удостоверениями, выданными уполномоченными органами, и, соответственно, правильность применения таможенным экспертом имеющихся профессиональных навыков и специальных знаний не может являться предметом правовой оценки вышестоящего таможенного органа в ходе рассмотрения жалобы на решение, действие, бездействие таможенного органа или его должностного лица. Согласно указанным в заключении сведениям о квалификации таможенного эксперта вопросы, поставленные на разрешение таможенного эксперта, относились к его компетенции.
Кроме того, необходимо отметить, что таможенный эксперт самостоятельно выбирает методы и средства (методики) экспертного исследования, необходимые для изучения конкретных объектов, исходя из поставленных таможенным органом вопросов. При выборе методов проведения исследования таможенный эксперт руководствуется принципом необходимости и достаточности примененных методов испытаний для полного, всестороннего и объективного исследования представленных образцов.
При этом в обязательном порядке таможенным экспертом для целей идентификации товара подлежат применению методы (методики), указанные в примечаниях и (или) Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС.
Результаты исследования, изложенные в заключении таможенного эксперта от 22.10.2021 № 12402002/0029056, свидетельствуют о том, что пробы рассматриваемого товара способны образовывать взбитое тесто: они обладают устойчивой консистенцией масложировых продуктов и не высвобождают воздух из теста.
Также таможенным экспертом проведен опыт по расплавлению образцов, доказывающий, что пробы рассматриваемого товара приобрели вышеуказанные свойства после специальной технологической операции - пластификации.
Таким образом, в. заключении таможенного эксперта от 22.10.2021 № 12402002/0029056 указано на наличие признаков и показателей, которые позволяют отнести рассматриваемый товар к масложировому продукту, полученному в результате технологической обработки - пластификации.
Общество в исковом заявлении указывает, что «однородная консистенция товара связана не со специальной пластификацией, а с традиционной фасовкой пальмового масла в картонные ящики, предусмотренные пунктом 4.4.1 ГОСТ 31647-2012.
Довод общества является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4.4.1 ГОСТ 31647-2012 «пальмовое масло фасуют в ящики из гофрированного картона.., ящики из тарного картона.. Допускается использование других ящиков, обеспечивающих сохранность пальмового масла при транспортировании и хранении, изготовленных из материалов, разрешённых для контакта с растительными маслами в установленном порядке. Допускается фасовка в емкости из полимерных материалов, ведра и бочки из пищевой нержавеющей стали..».
С учетом изложенного, в пункте 4.4.1 ГОСТ 31647-2012 указываются варианты упаковки для сохранности пальмового масла при транспортировании и хранении. Соответственно, в ГОСТ 31647-2012 не указано, что консистенция товара зависит от вида упаковки.
Вместе с тем, поскольку в заключении таможенного эксперта от 22.10.2021 № 12402002/0029056 отмечено, что консистенция рассматриваемого товара не соответствует ГОСТ 31647-2012, указанный довод общества не соответствует фактическим обстоятельствам.
Учитывая приведенные обстоятельства, таможенным органом обоснованно сделан вывод о классификации товаров в подсубпозицию 1517 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, решения Балтийской таможни от решения Балтийской таможни от 09.12.2021 № РКТ-10216000-21/000872 и от 25.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10216170/200921/0281048, является правомерным.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований надлежит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 64 и частью 1 статьи 66 АПК РФ, лицами, участвующими в деле, самостоятельно представляются доказательства по делу, к которым относятся полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио и видеозаписи, иные документы и материалы (части 2 статьи 64 АПК РФ).
В силу статьи 89 АПК РФ, в качестве доказательств допускаются и иные документы и материалы, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото и киносъемки, аудио и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 2 статьи 89 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 197,200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Устинкина О.Е.