Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
09 июня 2015 года Дело № А56-2911/2015
Резолютивная часть решения объявлена июня 2015 года . Полный текст решения изготовлен июня 2015 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лужковой И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Жилищно-строительный кооператив №232,
заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга,
о признании незаконным предписания от 22.10.2014 № 10/714-р
при участии
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 20.05.2015,
от заинтересованного лица: представитель ФИО2 по доверенности от 12.01.2015,
установил:
Жилищно-строительный кооператив № 232 (далее – ЖСК, Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция, ГЖИ) от 22.10.2014 № 10/714-р.
В судебном заседании представитель ЖСК поддержал заявленные требования. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения требований заявителя, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 27.05.2015 объявлен перерыв до 14 час. 05 мин. 03.06.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд рассмотрел дело по представленным в нем материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственника помещения в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, пр. Славы, д. 16 (вх. № 4931/14-10-0-1 от 29.08.2014) на основании распоряжения от 18.09.2014 №10/714-р Инспекция провела внеплановую документарную проверку, в том числе, соответствия устава ЖСК (далее – Устав) требованиям законодательства Российской Федерации, в результате которой выявлены и зафиксированы в акте проверки от 22.09.2014 №10/714-р нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации в Уставе.
По итогам проверки Инспекция 22.10.2014 выдала Кооперативу предписание № 10-714/р, согласно которого ЖСК в срок до 25.05.2015 должен устранить следующие нарушения и привести Устав в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации:
1. Понятие «домовладение», «домовладельцы» и «уполномоченные», используемые в Уставе, не соответствуют действующему Жилищному кодексу Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
2. Пункт 7 Устава ссылается на взаимодействие с государственными органами (Фрунзенский Совет народных депутатов и Исполнительный комитет Фрунзенского Совета народных депутатов), которые в настоящее время упразднены;
3. Положения пункта 9 Устава ссылаются на постановления Совета Министров РСФСР от 26.02.1975 № 140 и от 04.06.1976 № 251, которые утратили силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 21.08.1989 № 260;
4. Пункт 19 Устава: «Жилое помещение в доме может быть включено в число служебных только с согласия большинства членов кооператива» – противоречит положениям части 1 статьи 92 ЖК РФ, согласно которой служебное помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и части 2 названной статьи, согласно которой использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом;
5. Пункт 26 Устава: «В члены кооператива могут быть приняты граждане, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие в данном населенном пункте, нуждающиеся на улучшении жилищных условий и имеющие самостоятельный трудовой доход» – противоречит части 1 статьи 111 ЖК РФ, согласно которой членом жилищного кооператива может быть: 1) гражданин, достигший возраста шестнадцати лет; 2) юридическое лицо в случае, установленном законодательством Российской Федерации; 3) юридическое лицо, являющееся собственником помещения в многоквартирном доме, в случае, если жилищный кооператив осуществляет управление общим имуществом в этом многоквартирном доме. Иные ограничения действующим законодательством не предусмотрены;
6. Пункт 28 Устава, в части: «Член жилищного кооператива не может одновременно состоять членом другого жилищного кооператива, кроме случая, когда он крайне нуждается в улучшении жилищных условий...» не соответствует действующему законодательству, так как данные условия ЖК РФ не предусмотрены;
7. Пункт 29 Устава не соответствует действующему законодательству, поскольку ссылается на положения Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ);
8. Пункт 30 Устава ссылается на взаимодействие с государственными органами (Исполнительный комитет Ленинградского городского исполнительного комитета иИсполнительный комитет Фрунзенского Совета народных депутатов), которые в настоящее время упразднены;
9. Пункт 31.5 Устава в части: «Член ЖСК-232 имеет право на временное вселение жильцов (гости, знакомые и др.) с разрешения правления ЖСК-232, на срок до одного месяца» – противоречит части 2 статьи 80 ЖК РФ, согласно которой срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд;
10. Пункт 31.5 Устава в части «при использовании своих прав член ЖСК-232 не может использовать жилое помещение в целях личной наживы и других корыстных целях» – противоречит части 4 статьи 17 ЖК РФ, в соответствии с которой ограничение на использование помещений не осуществляется на основании Устава ЖСК, а согласно пункту 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением – иных ограничений не предусмотрено;
11. Пункт 31.6 Устава не соответствует действующему законодательству, так как ссылается на положения Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Закона № 189-ФЗ;
12. Пункт 32 Устава не соответствует действующему законодательству, так как ссылается на положения Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Закона № 189-ФЗ;
13. Пункт 33 Устава: «Обмен кооперативной жилой площади в доме кооператива разрешается лишь в тех случаях, когда число въезжающих в дом кооператива по обмену лиц не превышает числа выезжающих из дома, в связи с обменом, лиц» – не соответствует действующемузаконодательству, так как данные условия ЖК РФ не предусмотрены;
14. Пункт 34 Устава: «При обмене квартиры с выбывающего члена ЖСК-232 удерживается задолженность по взносам амортизации, предназначенным на капитальный ремонт дома, а причитающееся к выплате паенакопление уменьшается также на сумму износа квартиры, за жил все время пользования ею. Износ квартиры исчисляется в размере 0,7% годовых от балансовой стоимости квартиры» – не соответствует действующему законодательству, так как данные условия ЖК РФ не предусмотрены;
15. Пункт 39 Устава: «Общее собрание (собрание уполномоченных) вправе принять в члены кооператива нескольких наследников при условии наличия в квартире для каждого из них изолированного жилого помещения и соблюдения требований, установленных настоящим уставом» – право на вступление в члены жилищного кооператива в случае наследования пая регламентируется статьей 131 ЖК РФ, однако ограничения, установленные Уставом ЖСК, не соответствует ЖК РФ;
16. Пункт 44 Устава не соответствует действующему законодательству, так как ссылается на положения Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Закона № 189-ФЗ;
17. Пункт 51.8 Устава, в части: «Член ЖСК-232 подлежит исключению из членов кооператива в случаях: в случае получения, в порядке улучшения жилищных условий, жилого помещения в доме государственного, ведомственного или кооперативного жилищного фонда или переезда с семьей на другое постоянное место жительства» - согласно части 3 статьи 130 ЖК РФ член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК РФ или уставом жилищного кооператива. Таким образом, улучшение жилищных условий членом кооператива не является грубым неисполнением этим членом ЖСК своих обязанностей;
18. Пункт 57 Устава, в части: «Уполномоченные, в пропорции 1 от 4-х членов кооператива, избираются по парадным (по этажам) сроком на 3 – 5 лет» и пункт 58 Устава не соответствуют ЖК РФ, так как понятие «уполномоченные» не предусмотрено ЖК РФ. Решения по вопросам деятельности ЖСК принимаются на общих собраниях членов ЖСК, в рамках которых может быть создана конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива;
19. Пункт 66 Устава, в части: «Ревизор или ревизионная комиссия в составе не менее трехчленов, избирается... сроком на 3 – 5 лет...» – противоречит части 1 статьи 120 ЖК РФ, так как избирается ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива на срок не более чем три года.
Кооператив не согласился с выданным предписанием, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 113 ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива (часть 1). В уставе жилищного кооператива может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в жилищном кооперативе, с учетом функций указанных систем (часть 1.1). Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие названному Кодексу, другим федеральным законам положения (часть 2).
В данном случае Устав ЖСК принят 14.02.1990 на общем собрании членов ЖСК и зарегистрирован Исполкомом Фрунзенского районного Совета народных депутатов 06.09.1990. С указанной даты регистрации Кооператив не вносил изменений в свой Устав.
В связи с этим является обоснованным вывод Инспекции о том, что перечисленные ею в обжалуемом предписании положения Устава ЖСК противоречат действующему законодательству, утратили силу, ссылаются на недействующие нормативные акты, а также не предусмотрены законом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Инспекция провела в рамках своей компетенции проверку на основании обращения члена ЖСК о нарушении Кооперативом жилищного законодательства. В данном обращении, помимо прочего, было указано и на несоответствие Устава ЖСК действующему законодательству Российской Федерации.
Предписание Инспекции об устранении в шестимесячный срок со дня направления предписания несоответствия Устава ЖСК требованиям действующего законодательства Российской Федерации является обязательным для исполнения Кооперативом в силу подпункта 3 пункта 5 статьи 20 ЖК РФ.
В связи с изложенным суд отклоняет, как основанный на ошибочном толковании норм права, единственный довод Кооператива в обоснование заявленных требований, что поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено исключение ЖСК из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с неприведением Устава Кооператива в соответствие с действующим законодательством, то данный Устав будет действовать в части, не противоречащей новым требованиям законодательства, а предписание о приведении Устава в соответствие с законодательством является, по мнению ЖСК, незаконным.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, предписание Инспекции от 22.10.2014 № 10/714-р является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных жилищно-строительным кооперативом № 232 требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Анисимова О.В.