Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 сентября 2006 года Дело № А56-29366/2006
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 05 октября 2006 года.
Судья Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Савинова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисовой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению КУГИ
о признании незаконным отказа в регистрации права собственности на нежилое здание и обязании произвести регистрацию
заинтересованное лицо: Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 30.12.2005 № 101119-42)
от ГУ ФРС по Санкт-Петербурга и ЛО: не явился
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее – КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербург и Ленинградской области (далее – ГУ ФРС) от 31.03.2006 № 4154604 (К1-1525) в государственной регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, литера А, кадастровый номер 78:7021А:5:26, и об обязании ГУ ФРС произвести государственную регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на указанное нежилое здание.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал исковые требования в полном объеме.
ГУ ФРС о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание и отзыв на заявление не направил.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ГУ ФРС,
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителя КУГИ, суд установил, что 31.03.2006 ГУ ФРС письмом № 4154604 (К1-1525) отказано в государственной регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, литера А, кадастровый номер 78:7021А:5:26.
В обоснование отказа ГУ ФРС на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) сослалось на то, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимости свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
По мнению регистрирующего органа, спорное здание относится к федеральной собственности на основании пункта 3 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в России на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление от 27.12.91 № 3020-1), поскольку включено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527 в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
Считая, что данный отказ в государственной регистрации противоречит закону и нарушает право собственности Санкт-Петербурга, КУГИ обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно архивной справке государственного учреждения «городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, учтено по фонду местных Советов на основании карточки технической инвентаризации форма № 2 (С) по состоянию на 27.10.51.
В силу части 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление ВС РФ № 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению № 3 нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, отнесен к объектам муниципальной собственности. В силу специфики правового регулирования местного самоуправления в Санкт-Петербурге объекты муниципальной собственности в Санкт-Петербурге определялись законами указанного субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Таким образом, с момента вступления в силу Постановления ВС РФ № 3020-1 на здание по адресу: <...>, возникло право собственности Санкт-Петербурга.
Довод ГУ ФРС о том, что указанное здание относится к федеральной собственности на основании приложения № 1 к Постановлению ВС РФ № 3020-1, поскольку включено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527 в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, суд находит необоснованным.
Спорное здание отнесено к памятникам общероссийского (федерального) значения только постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527, то есть уже после разграничения государственной собственности, осуществленного на основании Постановления ВС РФ № 3020-1. Данное обстоятельство не влечет автоматического перехода спорного объекта из состава собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность.
КУГИ на государственную регистрацию представлена выписка из реестра собственности Санкт-Петербурга в отношении спорного здания (постройки до 1917 года).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2265 «О гарантиях местного управления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ № 3020-1. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Таким образом, Указом предусмотрено самостоятельное отнесение органами местного самоуправления тех или иных объектов недвижимости, ранее составляющих единую собственность государства к муниципальной собственности. С учетом специфики правового регулирования местного самоуправления в Санкт-Петербурге, нормы федерального законодательства, касающиеся органов местного самоуправления, в равной степени относятся к Санкт-Петербургу (пункты 1, 3 Положения «О структуре органов управления города Ленинграда», утвержденного постановлением Президиума ВС РСФСР от 20.05.91 № 1260, пункты 1, 3 постановления Президиума РСФСР от 08.07.91 № 11562-1 «О структуре и функциях органов представительной и исполнительной власти в Ленинграде», пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 и пункта 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 № 15 документом, подтверждающим право муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр. При этом согласно пункту 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 № 15 объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению ВС РФ № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Постановление ВС РФ № 3020-1 само по себе является предусмотренным гражданским законодательством основанием возникновения права собственности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Таким образом, решение уполномоченного органа Санкт-Петербурга о включении объекта недвижимости в реестр собственности Санкт-Петербурга, изданное в соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.01 № 2882-39 «О реестре собственности Санкт-Петербурга» и постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 24.09,01 № 14 «О реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга» является необходимым и достаточным для подтверждения возникновения права собственности на объект. Кроме того, само право возникло у Санкт-Петербурга в силу Постановления ВС РФ № 3020-1.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования КУГИ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать отказ Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербург и Ленинградской области от 31.03.2006 № 4154604 (К1-1525) в государственной регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, литера А, кадастровый номер 78:7021А:5:26, незаконным.
Обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербург и Ленинградской области произвести государственную регистрацию права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, литера А, кадастровый номер 78:7021А:5:26.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Савинова Е.В.