Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 марта 2019 года Дело № А56-2937/2019
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года . Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Натсак В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КОНДИТЕРСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ
заинтересованное лицо СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
о признании недействительным предписания
при участии
от заявителя ФИО1 довер. от 11.01.19
от заинтересованного лица не явился, извещен
установил:
Акционерное общество «Кондитерское объединение «Любимый край» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного Управления Федерального агентства по рыболовству от 07.12.2018 № 058251-у/2 (продление сроков действия предписания № 058251-у от 10.04.2018).
В судебном заседании представитель Общества требования поддержал.
Управление представителя в заседание не направило, отзыв не представило, извещено.
Считая дело подготовленным к судебному разбирательству, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, заслушав доводы представителя, суд установил следующие обстоятельства.
В ходе проведения плановой выездной проверки, согласно Приказу заместителя руководителя СЗТУ Росрыболовства ФИО2 от 28.02.2018 №86, Акционерного общества «Кондитерское объединение «Любимый край» (далее - АО «КО «Любимый край»)установлено:
- Отведение сточных вод АО «КО «Любимый край» осуществляется в водный объект рыбохозяйственного значения реку Малая Койровка по адресу: ЛО, Ломоносовский р-н, ПЗ Горелово на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 04.04.2017;
- Согласно данным протокола анализов сточных вод АЛ ООО «Эколаб» от01Л1.2017 №08-241017-005-006 в сточных водах, отведенных АО «КО «Любимый край» в реку Малая Койровка 24.10.2017, зафиксированы превышения ПДК вредных веществ, утвержденных приказом МинСельФИО3от 13.12.2016 №552. Превышения ПДК железа общего в 13 раз. Превышения ПДК вредных веществ в сточных водах АО «КО «Любимый край» зафиксированы в течение всего 2017 года, о чем свидетельствуют протоколы анализов сточных вод АЛ ООО «Эколаб» за 2017 год.
Сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностный водный объект рыбохозяйственного значения реку Малая Койровкас превышением утвержденных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения влечет негативное изменение гидрохимического состава воды в водном объекте, приводит к загрязнению среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшению условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции водных биологических ресурсов.
По результатам проверки Управлением был составлен акт от 10.04.2018 № 086/2018 и выдано предписание от 10.04.2018 № 058251-у.
Обществу предписано: в соответствии с требованием статьи 77 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обеспечить проведение комплекса мероприятий, результатом которых станет устранение последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания в результате ее загрязнения при отведении сточных вод АО «КО «Любимый край» в поверхностный водный объект рыбохозяйственного значения реку Малая Койровка в 2017 году по адресу: ЛО, Ломоносовский р-н, ПЗ Горелово.
Срок исполнения предписания установлен до 01.12.2018.
Заявитель в Письме (исх. от 09.11.2018 № 349/18) в адрес заинтересованного лица изложил свое несогласие с предписанием № 058251-у, как не отвечающим контрольным полномочиям Управления, а равно критериям исполнимости, правовой определенности и как следствие не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
03.12.2018 в адрес Заявителя поступило уведомление (исх. от 03.12.2018 № 507), в котором сообщается, что заявителем не исполнено законное предписание № 058251-у, выданное должностным лицом Северо-Западного ТУ Росрыболовства. За данные действия (бездействие) предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с чем организация приглашалась для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении. Кроме этого, должностное лицо Северо-Западного ТУ Росрыболовства потребовало предоставить протоколы анализов сточных вод за 2018 год.
Ознакомившись с содержанием протоколов анализов сточных вод за 2018 год, заместитель начальника отдела государственного контроля надзора и рыбоохраны по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО4 внес изменения в содержание Предписания № 058251-у в части дополнения текста со ссылкой на протоколы анализов сточных вод за 2018, а также в части изменения сведений о нормативном правовом акте в предписывающей части предписания и изменил срок исполнения - вместо 01 декабря 2018 - - 01 июля 2019 года и выдал предписание от 07.12.2018 № 058251-у/2.
Постановлением о назначении административного наказания от 12.12.2018 № 09-01/2018/110/064403 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.33 КоАП РФ (наложен штраф 10 000 рублей) за превышение ПДК вредных веществ в сточных водах с учетом погрешности измерения «железо общее» - в 3 раза; «нефтепродукты» - 1,6 раза (протокол от 06.08.2018 № 08-240718-053-054).
Согласно предписанию № 058251-у/2 Обществу предписано в срок до 01.07.2019, в соответствии с пунктом 7 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, обеспечить проведение комплекса мероприятий, результатом которых станет устранение последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания в результате ее загрязнения при отведении сточных вод АО «КО «Любимый край» в поверхностный водный объект рыбохозяйственного значения реку Малая Койровка в 2017-2018 годах по адресу: ЛО, Ломоносовский р-н, ПЗ Горелово.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) «проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами».
Согласно статье 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Акт проверки от 10.04.2018 № 086/2018 оформлен в соответствии с Типовой формой Акта проверки,утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания.
Согласно части 3 статьи 16 Закона № 294-ФЗ к Акту проверки прилагается, в том числе, и предписания об устранении выявленных нарушений. Предписание от 10.04.2018 № 058251-у выдано по результатам составления Акта проверки от 10.04.2018 № 086/2018, оформившего завершение плановой выездной проверки, проводимой в период с 04.04.2018 по 10.04.2018.
Согласно подпункту 3 части 2 статьи 4 Закона № 294-ФЗ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относится, в том числе, разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.
Приказом Минсельхоза России от 18 февраля 2015 г. № 58 утвержден Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 18 февраля 2015 г. № 58 (далее - Административный регламент).
Пунктом 4 Административного регламента определено, что исполнение государственной функции осуществляется, в том числе, в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Порядок проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплен в разделе III Административного регламента.
Согласно положениям пункта 48 Административного регламента должностные лица территориальных управлений Росрыболовства, в случае выявления в ходе плановой проверки нарушений обязательных требований, фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки, а также выдают предписания об устранении выявленных нарушений. При этом указанные документы в силу пунктов 50.60 Административного регламента, фактически являются результатом административной процедуры.
Согласно пункту 3 статьи 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ, за исключением отношений, связанных с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов. Исключение из данного правила установлены также, в том числе, пунктами 3,8 части 5 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, согласно которым положения настоящего ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования, а также к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.
Соответственно, предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано административным органом по результатам проверки, проведенной в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ. Внесение в предписание каких-либо изменений и дополнений после проведения проверки также не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, Управление, в отсутствие для органов Росрыболовства нормативного правового регулирования вопроса о процедуре продлении срока исполнения предписания, приняло решение о продлении срока исполнения предписания от 10.04.2018 № 058251-у, выданного по результатам составления акта проверки от 10.04.2018 № 086/2018, после проведения плановой выездной проверки, проводимой в период с 04.04.2018 по 10.04.2018 на основании приказа Северо-Западного ТУ Росрыболовства от 28.02.2018 № 86, выразившееся во внесении изменений в предписание от 10.04.2018 № 058251-у и выдаче предписания от 07.12.2018 № 058251 -у/2.
Как указано в пункте 7 Положения № 380, мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов. Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке,
устанавливаемом в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона № 166-ФЗ. Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством акклиматизации биоресурсов осуществляются в соответствии с частью 2 статьи 46 Закона № 166-ФЗ. Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством рыбохозяйственной мелиорации водных объектов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона № 166-ФЗ
Согласно пункту 2 Положения № 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
а)отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж)определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Предписание от 07.12.2018 № 058251-у/2 предполагает комплекс восстановительных мероприятий, при этом не фиксируется размер причиненного ущерба и состояние окружающей среды.
Поэтому до проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «з» пункта 2 Положения) определиться с последствиями негативного воздействия планируемой деятельности и разработать мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «ж» пункта 2 Положения).
С учетом вышеизложенного формулировка, содержащаяся в предписании от 07.12.2018 № 058251-у/2, по существу обязывает заявителя возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам. Выдача предписаний с таким содержанием, не предусмотрена пунктом 3 части 1 статьи 43.3 Закона № 166-ФЗ, подпунктом 3 пункта 6 Административного регламента.
Заявителем в материалы дела представлены документы, согласно которым по вопросу установления причин, повлиявших на превышение ПДК вредных веществ (железо общее) в сточных водах, впадающих в реку Малая Койровка, обратился в ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (далее - ФГБУ «ПЛАТИ по Северо-Западному ФО»).
Согласно Экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» от 22.10.2018 № 159-Э-18:
1)В пробах почвы, отобранной на территории, производственной деятельности АО «КО «Любимый Край» обнаружено железо, в том числе и в водорастворимой форме (выпавшая с атмосферными осадками вода, просачивается в почву, растворяет часть соединений железа, которые с инфильтрационным стоком могут через существующие неплотности в стыках труб и канализационных колодцев попасть в систему дождевой канализации; выпадающие осадки смывают частицы почвы в систему дождевой канализации).
2)Существующие очистные сооружения не предназначены для очистки поверхностного стока от загрязняющего вещества «железо». По данным исследований, проведенных в августе-октябре 2018 года, на выпуске с локальных очистных сооружений (ЛОС) содержание растворимых форм железа не превышает установленный Обществу норматив.
3)Содержание железа в пробах сточных вод на выпуске с ЛОС Общества в 8,7 раза меньше, чем в пробах природной воды, отобранных в водном объекте река Малая Койровка в 50 м выше впадения дренажной канавы, отводящей сточные воды с ЛОС Общества.
4)По результатам исследований, проведенных в августе-октябре 2018 года, обнаружено загрязняющее вещество - «железо» (все растворимые в воде формы), обнаруженное в сточных водах на выпуске с ЛОС АО «КО «Любимый Край», которое не может ухудшить качество природной воды в реке Малая Койровка, а наблюдаемый рост концентрации железа в природной воде после впадения дренажной канавы обусловлен другими причинами, не связанными со сбросом очищенных поверхностных стоков с территории, на которой осуществляется производственная деятельность АО «КО «Любимый Край».
При таких обстоятельствах предписание от 07.12.2018 № 058251-у/2 не соответствует требованиям действующего законодательства, не отвечает критериям исполнимости и правовой определенности, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления взыскиваются понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Признать недействительным предписание Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству от 07.12.2018 № 058251-у/2 (продление сроков предписания № 058251-у от 10.04.2018).
Взыскать с Северо-Западного территориального Управления Федерального агентства по рыболовству в пользу Акционерного общества «Кондитерское объединение Любимый Край» 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.