Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
01 июля 2019 года Дело № А56-29468/2019
Резолютивная часть решения объявлена июня 2019 года . Полный текст решения изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Тулит"
Заинтересованное лицо: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановление от 07.02.2019 № 17
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 20.03.2019)
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 23.04.2019)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тулит" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным и отмене постановление от 07.02.2019 № 17
Определением от 22.03.2019 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением от 15.05.2019 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 26.06.2019.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Общества на заявленных требованиях настаивал в полном объёме, представитель Комитета возражал против удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 07.05.2015 № 78 РПА0006503, бланк лицензии серия 78 АА № 004358, сроком действия с 07.05.2015 до 07.05.2020, выданной на основании распоряжения Комитета от 07.05.2015 № 1602-р.
Должностным лицом Комитета при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, проведен анализ информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, с целью выявления нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в день проведения праздника выпускников петербургских школ «Алые паруса» (далее - праздник выпускников), установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12.10.2005 № 555-78 «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге».
В результате анализа выявлен факт осуществления Обществом розничной продажи алкогольной продукции в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <...> лит. А, пом. 14, в режиме магазина, 23.06.2018 в период с 11 часов 00 минут по 21 час 53 минуты, то есть с нарушением запрета на розничную продажу алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, установленный пунктом 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 № 50-5 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 50-5).
В связи с чем уполномоченным должностным лицом Комитета составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.201 №7, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Постановлением от 07.02.2019 №17 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 17/19 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).
В силу пункта статьи 16 Закона № 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Такие дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции установлены в статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 05.02.2014 № 50-5 "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 50-5).
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга № 50-5 запрещается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания: на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года № 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Указанный запрет введен в действие с 01.02.2018 Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 816-147 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге". Подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 названного Закона № 816-147 пункт 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга № 50-5 дополнен абзацем седьмым следующего содержания: "на территории Санкт-Петербурга в день проведения установленного в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2005 года N 555-78 "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге" праздника выпускников петербургских школ "Алые паруса".
Таким образом, вопреки доводам заявителя, указанный запрет установлен не только на территории непосредственного проведения мероприятий, связанных с праздником «Алые паруса», а на всей территории Санкт-Петербурга.
Фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о нарушении Обществом данного запрета, подтверждены материалами дела и Обществом по существу не оспорены.
Таким образом, должностным лицом Комитета установлен факт осуществления Обществом оборота алкогольной продукции с нарушением особых требований к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, установленных статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных правил производства работ, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, вина Общества установлена и подтверждается распечаткой журнала учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 23.06.2018 по 23.06.2018, по указанному времени за каждые сутки с 11:00 по 22:00, а также протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами по делу.
В заявлении Общество, ссылаясь на пункт 17 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2017 № 1043 «О проведении в 2018 году праздника выпускников петербургских школ «Алые паруса» (далее – постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1043), указывает на то, что Комитет должен был информировать заявителя о необходимости соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции.
Пунктом 17 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1043 на Комитет возложена обязанность по обеспечению информирования организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории проведения праздника выпускников, а также по пути возможного следования граждан от станций метро «Невский проспект», «Адмиралтейская» и «Спортивная»,
о необходимости соблюдения особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе во время проведения праздника выпускников.
Предписание Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1043 выполнено посредством направления информации о запрете розничной продажи алкогольной продукции в день проведения праздника выпускников (далее - информация) главам администраций районов Санкт-Петербурга с просьбой проинформировать руководителей организаций (письмо Комитета от 04.05.2018 № Исх-7240/18-0-0), руководителям организаций (письмо Комитета от 19.04.2018 № Исх-6403/18-0-0), председателю Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации с просьбой об опубликовании информации в печатном издании «Петербургский дневник» (письмо Комитета от 10.05.2018 № Исх-7487/18-0-0), а также посредством размещения информации на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gov.spb.ru), на информационном портале Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.crppr.gov.spb.ru).
Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга в Комитет направлено письмо от 25.05.2018 № 01-18-5834/18-0-1 о доведении информации до сведения заинтересованных руководителей хозяйствующих субъектов по электронным каналам связи.
Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации информация опубликована в печатном издании «Петербургский дневник» (выпуск от 01.06.2018 № 97 (1816).
Кроме того, запрет на реализацию алкогольной продукции на территории Санкт-Петербурга, в частности, в период проведения праздника, установлен Законом Санкт-Петербурга № 50-5, соответственно, Общество могло и должно было соблюдать данный запрет.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения. Соответственно, в действиях Общества имеет место состав нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, создало существенную угрозу интересам государства, общества, жизни и здоровью граждан.
Учитывая особый контроль за оборотом алкогольной продукции, который осуществляется в целях недопущения на рынок нелегальной продукции и неукоснительного соблюдения розничными продавцами правил продажи алкогольной продукции, в данной конкретной ситуации не имелось оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для назначения наказания в виде предупреждения, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных положениями статей 4.1.1 и 3.2 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как наличие угрозы жизни и здоровью.
Наличие у Общества статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения (Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2018 № 308-АД17-20953).
По убеждению суда, оснований для замены наказания на предупреждение не имеется.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из постановления, Комитет учел отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, в связи с чем назначил наказание в минимальном размере санкции пункта 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд не находит исключительных оснований для назначения штрафа ниже минимального размера в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Доказательств тяжелого материального положения заявителя и избыточного ограничения прав примененным штрафом по материалам дела не установлено. Кроме того, суд учитывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела Общество вину свою не признало, факт совершения правонарушения оспаривало, таким образом, поведение заявителя свидетельствует о направленности его действий на уклонение от административной ответственности, что также учитывается судом при определении размера штрафа.
По мнению суда, указанное наказание согласуется с принципами юридической ответственности (статьи 3.1 и 4.1 КоАП) и соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения.
При данных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления и признания незаконным оспариваемого постановления, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Черняковская М.С.