Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 апреля 2022 года Дело № А56-2950/2022
Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Телешовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Северо-Западная электронная таможня,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «ГРЕВС»
о взыскании утилизационного сбора в размере 2 898 000 руб., пени в размере 320 603,34 руб.
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.12.2021,
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 03.09.2021,
установил:
Северо-Западная электронная таможня (далее – таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ГРЕВС» (далее – Общество) утилизационного сбора в размере 2 898 000 руб., пени в размере 320 603,34 руб. (с учетом уточнения размера пени на дату судебного заседания).
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
В судебном заседании представитель таможни поддержал заявленные требования. Представитель Общества возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
В период с августа 2020 года по апрель 2021 года ООО «ГРЕВС» в рамках исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам, заключенным с компанией «ENGO SRL» (Италия), на таможенную территорию Евразийского экономического союза по ДТ №№ 10210200/050820/0217438, 10228010/041120/0053993, 10228010/290421/0186417 ввезены ледозаливочные машины в количестве 6 шт.
Заявленный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕЭАС – 8479 89 970 8 «Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: прочие: прочие: прочие» (ставка таможенной пошлины – 0%, НДС – 20 %).
В ходе проведения таможенного контроля заявленные сведения подтверждены, товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
После выпуска товаров, в соответствии с положениями статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Северо-Западной электронной таможней проведен таможенный контроль.
По результатам таможенного контроля таможенным органом приняты решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 15.07.2021 №№ РКТ-10228000-21/000512, РКТ-10228000-21/000513, РКТ-10228000-21/000515, согласно которым товары, задекларированные по ДТ №№ 10210200/050820/0217438, 10228010/041120/0053993, 10228010/290421/0186417, классифицированы кодом 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕЭАС «Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ».
Таможенный орган, руководствуясь кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, а также Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ №81 от 06.02.2016 (далее – Перечень), в раздел X которого включены «Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств», классифицируемые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 8479 10 000 0, посчитал, что ввезенный Обществом товар подлежит обложению утилизационным сбором, в связи с чем Северо-Западной электронной таможней Обществу начислен утилизационный сбор в сумме 2 898 000 руб., а также пени в размере 204 635,04 руб. за нарушение сроков уплаты утилизационного сбора.
Письмами таможни исх. от 25.10.2021 №№ 08-16/18565, 08-16/18552, 08-16/18549 Обществу предложено уплатить утилизационный сбор в отношении ледозаливочных машин, оформленных по ДТ №№ 10210200/050820/0217438, 10228010/041120/0053993, 10228010/290421/0186417.
Поскольку Обществом утилизационный сбор не оплачен, таможня обратилась в суд с настоящим заявлением.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа, Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним введен утилизационный сбор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 названного Федерального закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ).
Из законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, объект обложения этим сбором и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о наличии/отсутствии обязанности уплачивать данный сбор во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует соответствующих затрат.
Так как утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ.
Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №81), которым утверждены:
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем 2 примечания 4 Перечня основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В раздел X Перечня «Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств», положениями которого руководствовалась таможня, включены транспортные средства, классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0 ТН ВЭД.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении машин, классифицируемых в соответствии с кодом 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом X Перечня в зависимости от мощности силовой установки и даты выпуска.
При решении вопроса об отнесении товара к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС реальные физические характеристики товара, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Таким образом, код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые в Перечень включены и имеют одновременно следующие характеристики:
(1) Машины предназначены для содержания дорог;
(2) Машины не созданы на базе шасси колесных транспортных средств;
(3) Машины классифицированы по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0.
При этом в силу пункта 5 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Изложенное означает, что товар является объектом обложения утилизационным сбором в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как пунктом 1, так и пунктом 5 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ.
Принимая во внимание приведенные нормативные положения, при определении того, подлежит ли в отношении ввезенного товара уплате утилизационный сбор, не имеется оснований не учитывать установленные в Перечне физические характеристики товара, в том числе вид и категорию самоходной машины, а также ее назначение.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ EN 13524-2012 «Машины для содержания автомобильных дорог. Требования безопасности» машина для содержания автомобильных дорог - это машина, которая при нахождении на проезжей части обрабатывает проезжую часть и прилегающие к ней зоны.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ EN 13021-2012 «Машины для зимнего содержания дорог. Требования безопасности» машины для зимнего содержания дорог - это машины для поддержания проезжей части дорог свободными от льда и снега в зимних условиях.
Из положений ГОСТ 31544-2012 «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности», ГОСТ 13019-2012 «Машины для очистки дорожных покрытий. Требования безопасности» следует, что к машинам для содержания дорог относятся такие машины как машины для санитарной очистки городов, машины для зимней очистки городов, машины для летней очистки городов, машины круглогодичного использования для уборки городов, машины коммунальные разного назначения, снегоочистители, поливомоечные машины, подметально-уборочные машины, машины по уходу за насаждениями, машины для уборки сооружений.
Следовательно, к машинам для содержания дорог относятся машины, назначением которых является обработка (очистка) проезжей части и прилегающей к ней зоны.
Вместе с тем, таможня не доказала, что спорный товар является машиной, предназначенной для содержания дорог.
Напротив, из имеющихся в деле доказательств следует, что спорный товар представляет собой не машину для содержания дорог, предназначенную для обработки (очистки) проезжей части и прилегающей к ней зоны, а ледозаливочную машину, используемую для заливки и восстановления (повышения качества) льда на катках и спортивных ледовых площадках.
Заливка и восстановление льда не является работами по содержанию дорог.
Расширительное толкование понятия «машины для содержания дорог» в отношении самоходных машин - ледовых комбайнов в контексте исчисления утилизационного сбора ни законом, ни подзаконными актами не установлены.
Кроме того, рассматриваемые товары, в соответствии с технической документацией, смонтированы на базе шасси колесного транспортного средства, что также не соответствует наименованию, приведенному в Перечне.
Таможенный орган в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не обосновал и не представил доказательства того, что ввезенные Обществом ледозаливочные машины могут быть отнесены к машинам для содержания дорог, включенным в раздел X Перечня «Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств».
Из формулировок Перечня буквально следует, что утилизационный сбор подлежит уплате в отношении не всех транспортных средств и самоходных машин, а только в отношении тех, категории и виды которых определены Правительством Российской Федерации. При этом код ТН ВЭД ЕАЭС имеет квалифицирующее значение для определения коэффициента расчета размера утилизационного сбора, как это определено в примечаниях 4 и 6 к Перечню, только для тех самоходных машин, которые имеют вид и категорию, предусмотренную в Перечне.
Поскольку ледозаливочные машины, ввезенные Обществом по ДТ №№ 10210200/050820/0217438, 10228010/041120/0053993, 10228010/290421/0186417, не предназначены и не могут использоваться для содержания дорог, утилизационный сбор уплате не подлежит.
В связи с изложенным, требование таможни о взыскании с Общества утилизационного сбора в размере 2 898 000 руб., пени в размере 320 603,34 руб. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Анисимова О.В.