ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-29649/2022 от 19.05.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

19 мая 2022 года                                                                 Дело № А56-29649/2022

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Соколовой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Григорьевой Ю.Э.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Красногвардейского района",

заинтересованное лицо – Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга,

об оспаривании постановления от 09.03.2022 № 1092 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94214,

при участии:

от заявителя – не явился, извещен,   

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Красногвардейского района" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее – Инспекция)от 09.03.2022 № 1092 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94214.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

09.02.2022 ведущим специалистом Инспекции произведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, д. 50, лит. А, в ходе которого установлено нарушение Обществом требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, а именно: не произведены работы по очистке элементов фасадов и кровли здания от наледи, сосулек, опасная зона огорожена частично. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе от 09.02.2022.

По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.02.2022 №94214.

Постановлением заместителя начальника Инспекции от 09.03.2022 №1092 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70), в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением в части размера назначенного наказания, ссылаясь на малозначительность совершенного нарушения, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 5 статьи 20 Закона № 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи.

Перечень мероприятий по содержанию в Санкт-Петербурге объектов благоустройства и элементов благоустройства, общие требования к зимней уборке таких объектов и элементов приведены в Приложении № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 (далее – Правила №961).

Пунктом 1.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 определено, что уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и названными Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Целью зимней уборки территорий общего пользования и иных объектов благоустройства является борьба с наледью, удаление снега и наледи, погрузка, вывоз и размещение в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи (пункт 4.2 Приложения № 5 к Правилам № 961).

Пунктом 4.13 Приложения № 5 к Правилам № 961 установлено, что для предотвращения падения сосулек и наледей с кровель и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая элементы благоустройства, в том числе путем установки ограждений. Сброшенные с кровель и иных поверхностей объектов недвижимости снег и наледь формируются в снежные валы в прилотковой зоне. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов. В течение трех часов после сброса снега требуется обеспечить зачистку территорий, на которые сбрасывается снег.

В соответствии с договорами № 496-702 от 01.12.2018: № 113-702 от 01.12.2018; № 303-702 от 01.12.2018; № 293-3 от 26.12.2018; № 1273-702 от 16.01.2019; № 5400-707 от 29.12.2020; № 90-701 от 26.11.2021 Общество приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, д. 50, лит. А, следовательно, Общество обязано исполнять требования Правил № 961.

Факт нарушения Обществом требований Правил № 961 (нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства) подтверждается представленными материалами административного дела: протоколом осмотра от 09.02.2022, фото- и видеоматериалами, протоколом по делу об административном правонарушении от 17.02.2022 №94214.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных Правил, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Суд считает, что Инспекцией представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 5 статьи 20 Закона № 273-70.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 Постановления № 10, принимая во внимание отсутствие доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.

Между тем, суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения размера назначенного Обществу административного штрафа по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания в соответствии с приведенной нормой размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, социально значимый характер деятельности заявителя (содержание и ремонт нежилых зданий), учитывая обильные снегопады в спорный период, незначительное количество снежно-ледяных образований, принимая во внимании принятие мер по устранению допущенных нарушений, суд считает, что назначенный заявителю административный штраф не отвечает целям административного наказания и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, что несопоставимо с характером допущенного административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 60 000 руб.

Наказание в виде штрафа в данном размере отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и его последствиям и обеспечивает достижение целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Изменить постановление Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2022 № 1092 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94214 в части назначенного административного наказания, снизив размер штрафа до              60000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья                                                                        Соколова Н.Г.