Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 июня 2017 года Дело № А56-29925/2017
Резолютивная часть решения объявлена июня 2017 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2017 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Хорошевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисенко Т.Э.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Киви хоум» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Санкт-Петербург)
при участии
от заявителя: ФИО1, по доверенности от 09.02.2017
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 14.06.2017.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Киви хоум» (далее – ООО «Киви хоум», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Учитывая, что определением от 11.05.2017 дело назначено к судебному разбирательству, лица, участвующие в деле возражений против рассмотрения дела по существу не представили, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления по основаниям, указанным в отзыве.
ООО «Киви хоум» имеет лицензию № 122016 на оказание телематических услуг связи.
Как следует из материалов дела, Управлением 17.03.2017 установлен факт совершения ООО «Киви хоум» административного правонарушения квалифицируемого по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В результате проверки Управление посчитало, что ООО «Киви хоум» не ограничивает доступ к сайтам в сети Интернет, включенным в реестр запрещенной информации, что является нарушением пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон №126-ФЗ), части 10 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ), подпункта «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575 (далее - Правила №575) и пункта 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 139529.
Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 14.04.2017 № АП-78/6/1056, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО «Киви хоум» к административной ответственности.
Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора обязательным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредство информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Законом № 149-ФЗ.
На основании части 1 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр запрещенной информации).
В соответствии с частью 10 статьи 15.1 Закона №149-ФЗ в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
В соответствии с частью 3 статьи 15.3 Закона №149-ФЗ после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 26 Правил № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
В соответствии с пунктом 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией №122016 лицензиат при оказании услуг связи обязан руководствоваться правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административное правонарушение обнаружено 17.03.2017 в результате рассмотрения материалов мониторинга (АКТ МОНИТОРИНГА № 78/496 от 17.03.2017) выполнения оператором связи требований по ограничению доступа к ресурсам в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен, проведенного филиалом ФГУП «Радиочастотныйцентр Центрального федерального округа» в Северо-Западном федеральном округе (далее -филиал ФГУП «РЧЦ ЦФО» в СЗФО) с использованием автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено в соответствии с требованиями Закона № 149-ФЗ (далее - АС «Ревизор»).
Приказом ФГУП «РЧЦ ЦФО» от 29.12.2016 № 354 утвержден временный порядок проведения мониторинга соблюдения операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и введена в промышленную эксплуатацию АС «Ревизор».
Мониторинг проведен 03.03.2017 00:00:00 до 03.03.2017 12:20:43 с использованием технического средства контроля: аппаратно-программного агента АС «Ревизор», сертификат соответствия -регистрационный № ОС-1СУ-0496, срок действия с 05.10.2016 до 05.10.2019.
Сведения о техническом средстве контроля (агента):
1. Номер договора предоставления оператору связи технического средства контроля (агента) 78-16-182
2. Место расположения Узла связи / точки установки технического средства контроля (агента) 195197,<...>
3. ID технического средства контроля (агента) EC086BE2412C—B6002F6FEFE5
4. IP - адрес установки технического средства контроля в сети «Интернет» 46.19.186.20
5. Заводской номер технического средства контроля (при наличии) 2163061003174
6. Тип технического средства контроля (агента) Аппаратный
7. Дата регистрации технического средства контроля (агента) в АС «Ревизор» 01.11.2016 10:14:27
8. Головное ТО Роскомнадзора Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу.
В ходе мониторинга установлено, согласно данным протокола мониторинга (№ 78/444 от 17.03.2017), что оператор связи ООО «Киви хоум» не осуществляет ограничение доступа по 9 адресам ресурсов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В число выявленных ресурсов в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, доступ к которым оператор связи не ограничил, входят в том числе:
№ | Адрес ресурса в сети «Интернет» содержащего информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, доступ к которому оператор связи не ограничил. | Дата и время внесения ресурса в сети «Интернет» в «Единый реестр». | Дата и время фиксирования не блокирования ресурса в сети «Интернет» содержащего информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. |
1. | http://kupisex.соm | 17.06.2015 16:45:25 | 17.03.2017 00:19:33 |
2. | http://news.siteua.огg/Украина/56743 1/ФИО3 убеждён_ что на Украине будет полномасштабная война | 24.03.2016 09:08:32 | 17.03.2017 00:05:26 |
3. | http://umorina.info/traск/тимур муцураев единобожие | 03.06.2016 20:22:04 | 17.03.2017 00:05:53 |
4. | http://79tube.соm/watch?v=ЕВWКАNNnDaQ | 25.06.2016 21:04:57 | 17.03.2017 00:02:59 |
5. | http://пviр.соm.uа/%D0%ВD%D0% ВЕ%D0%В2%D0%В8%В0%ВD%D 0%В8- %D0%9D%D0%ВЕ%В0%В2%D0% ВЕ%D0%В2%D0%ВЕ%D0%ВВ%D 0%В8%D0%ВD%D1 %81D1 %8С %DО%DА%DО%DО/%В1 %89%D0% ВЕ- %Э 1 %82%О0%В0%О0%В А%ВО% В5- %D1 %86%D0%В8%D0%В2%D1%9 6%D0%ВВ%D 1 %8С%D0%ВD%D0 %В8%D0%В9- %DО%ВO%DО%ВЕ%D1 %80%D0% ВF%D1 %83%D1 %81 -%D0%В0%D0%В7%D0%ВЕ%D0% В2 | 16.08.2016 16:53:39 | 17.03.2017 00:05:38 |
6. | http://www.уоurepeat.соm/watch?v=ntoigQ41jOw | 17.10.2016 11:08:19 | 17.03.2017 00:04:07 |
7. | http://www.уоurepeat.соm/watch?v=3ZxZ1LN7jZs | 24.12.2016 16:36:52 | 17.03.2017 01:09:41 |
8. | http://getmediayoutube.com/watch?v=qOC2IqXGf5k | 24.01.2017 14:06:25 | 17.03.2017 02:25:01 |
9. | http://уоutubehub.соm/watch/Uxyb-Pwuv38 | 06.02.2017 19:25:36 | 17.03.2017 00:08:05 |
Приступить к ограничению доступа к информации, размещенной на данном сайте в сети «Интернет» ООО «Киви хоум» обязано в течении суток с даты внесения сайта в «Единый реестр», согласно ч. 10 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.
Далее ООО «Киви хоум» обязано постоянно ограничивать доступ к информации, размещенной на данном сайте до даты исключения данного сайта из «Единого реестра».
В ходе мониторинга филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в СЗФО (17.03.2017) запрещенная информация, размещенная, в том числе, на вышеуказанных сайтах в сети «Интернет, была отображена. Файлы скриншотов, подтверждающие отображение информации, размещенной по адресам:
http://kupisex.соm
http://news.siteua.огg/Украина/56743 1/ФИО3 убеждён_ что на Украине будет полномасштабная война
http://umorina.info/traск/тимур муцураев единобожие
http://79tube.соm/watch?v=ЕВWКАNNnDaQ
http://пviр.соm.uа/%D0%ВD%D0%
ВЕ%D0%В2%D0%В8%В0%ВD%D
0%В8-
%D0%9D%D0%ВЕ%В0%В2%D0% ВЕ%D0%В2%D0%ВЕ%D0%ВВ%D
%В8%D0%ВD%D1 %81D1 %8С %DО%DА%DО%DО/%В1 %89%D0% ВЕ-
%Э 1 %82%О0%В0%О0%В А%ВО% В5-
%D1 %86%D0%В8%D0%В2%D1%9 6%D0%ВВ%D 1 %8С%D0%ВD%D0
В8%D0%В9-
%DО%ВO%DО%ВЕ%D1 %80%D0% ВF%D1 %83%D1 %81 –
D0%В0%D0%В7%D0%ВЕ%D0% В2
http://www.уоurepeat.соm/watch?v=ntoigQ41jOw
http://www.уоurepeat.соm/watch?v=3ZxZ1LN7jZs
http://getmediayoutube.com/watch?v=qOC2IqXGf5k
http://уоutubehub.соm/watch/Uxyb-Pwuv38
размещены в архиве по электронному адресу: https:www.rfc-
revizor.ru/monitoring/CHECK_78_496_97622/scr-78-444.zip подномерами:
s_189751_78_444_1_0.jpg
s_280133_78_444_2_0.jpg
s_305453_78_444_3_0.jpg
s_313789_78_444_4_0.jpg
s_331929_78_444_5_0.jpg
s_365288_78_444_6_0.jpg
s_400691_78_444_7_0.jpg
s_427656_78_444_8_0.jpg
s_438711_78_444_9_0.jpg
Анализ содержимого скриншотов информационных страниц вышеперечисленных ресурсов сети Интернет показывает, что оператором связи ООО «Киви хоум» вышеуказанные ресурсы не блокируются (согласно статей 15.1-15.3, 15.6 Закона № 149-ФЗ)
Таким образом, 17.03.2017 ООО «Киви хоум» не ограничило доступ к информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет».
Оператор связи ООО «Киви хоум» не осуществляет ограничение доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном Законом № 149-ФЗ, чем нарушает пункты 1, 5 ст. 46 Закона № 126-ФЗ.
В соответствии с пп. «а» п. 26 Правил № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором. На основании п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 122016 оператор связи ООО «Киви хоум» обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Таким образом, юридическим лицом ООО «Киви хоум» совершено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении указанных лицензионных условий и требований, согласно которым ООО «Киви хоум», являясь оператором связи, обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, определяющими порядок ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет.
Выявленное административное правонарушение подтверждается актом от 17.03.2017 № 78/496 мониторинга выполнения оператором связи ООО «Киви хоум» требований по ограничению доступа к ресурсам в сети Интернет, доступ к которым на территории Российской Федерации запрещен.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 данной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований законодательства в силу чрезвычайных или иных обстоятельств, которое оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылка заинтересованного лица на прекращение деятельности в области оказания услуг несостоятельна, поскольку заявление об этом подано лишь 09.05.2017 (входящий штамп на заявлении). Форма расчета базы не является допустимым доказательством доводов заинтересованного лица. Ссылка на то обстоятельство, что ООО «Киви хоум» получает интернет-трафик исключительно по договору на присоединение сетей связи с оператором ООО «Сател» и ограничение доступа к ресурсам осуществляется через технические средства присоединяющим оператором связи не принимается судом, поскольку нижестоящий оператор не освобождается от административной ответственности по нефильтрованному трафику.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу ст. 2.9КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу вышеприведенной статьи Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, учреждению или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Доказательства исключительности совершенного правонарушения в материалы дела не представлены, в связи с чем оно не может быть признано малозначительным.
На момент рассмотрения настоящего дела срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах требование Управления о привлечении предприятия к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).
Учитывая характер допущенного нарушения, степень вины привлекаемого к ответственности, отсутствие имущественного ущерба, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, арбитражный суд считает, что имеются основания для назначения обществу наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Киви хоум» (юридический адрес: 195197, Санкт-Петербург, проспект Полюстровский, д. 32, ИНН 7801489643, ОГРН 1097847038013) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде предупреждения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Хорошева Н.В.