ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-30187/15 от 06.08.2015 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 августа 2015 года                                                                        Дело № А56-30187/2015

Резолютивная часть решения объявлена   августа 2015 года .

Полный текст решения изготовлен   августа 2015 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Суворова М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сундеевой М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (адрес:  190013, Санкт-Петербург, Подъездной пер. д.1; 107174, Москва, Новая Басманная д 2, ОГРН:  <***>)

ответчик: общество с ограниченной ответственностью «Промышленная группа «Фосфорит» (адрес: 188452, промзона Фосфорит, Ленинградская область, Кингисеппский район, ОГРН:  <***>)

о взыскании  69.200 руб.

при участии:

- от истца: представителя ФИО1, по доверенности  от 28.11.2014

- от ответчика: представителя ФИО2, по доверенности от 30.07.2015

установил:

Истец - открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Промышленная группа «Фосфорит» 44.800 руб. штрафа за сверхнормативное нахождение под грузовыми операциями вагонов, принадлежащих железной дороге, в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ).

Истцом заявлено ходатайство в соответствии со статьей 49 АПФ РФ об увеличении размера заявленных требований до 69.200 руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее -истец, Железная дорога) и общество с ограниченной ответственностью «Промышленная группа «Фосфорит» (далее - ответчик) 18.05.2009 заключили договор № 04/М на эксплуатацию пути необщегр пользования при станции Сала Октябрьской железной дороги (далее - договор).

Пунктом 7 договора установлено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Сала. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.

В соответствии с пунктом 13 (в редакции протокола согласования разногласий от 15.12.2009) на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие сроки оборота вагонов -14 часов. 

Из пункта 16.1. договора следует, что владелец уплачивает перевозчику в числе прочих платежей штрафы, предусмотренные статьями 62, 99 и 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

В мае-июне 2014 года на выставочные пути станции Сала Октябрьской железной дороги локомотивом Железной дороги поданы, а ответчиком приняты для осуществления грузовых операций принадлежащие перевозчику вагоны №№ 21531520, 21395520, 21515440,24383408, 21551023, 21540588, 21519954.

Факт приема и возврата вагонов, а также период их нахождения под грузовыми операциями подтверждаются ведомостями подачи и уборки вагонов №№ 071001, 056026, 064015, 061001, 073011, 074015 памятками приемосдатчика №№ 885, 896, 776, 838, 819, 750,732 подписанными сторонами в отсутствие каких-либо возражений.

Как следует из содержания указанных ведомостей подачи и уборки вагонов, указанные выше вагоны относились к общему парку железных дорог, то есть принадлежала перевозчику, а именно железным дорогам-участницам указанного выше Соглашения, что подтверждается сокращением «СНГ» в графе №2 «Принадлежность вагона» в ведомостях подачи и уборки вагонов.

Указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.03.2000 N Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами» определено, что мнемокод «ЖДА» означает принадлежность вагонов всем железнодорожным администрациям, СОБ - собственные вагоны, номера которых начинаются с цифры 5.

В связи с несоблюдением ответчиком установленных сроков погрузки/выгрузки вагонов, Железная дорога в порядке статей 62, 99, 100 Устава начислила штраф в размере 69.200 руб., в соответствии с представленным расчетом.

 В обоснование возражений относительно предмета спора, ответчик указал суду на  то,  что согласно ж.д. накладным №№ АУ531077, АУ531078, АУ531080, АУ531081, АУ531096 в вагонах указанных истцом в исковом заявлении в адрес ответчика был доставлен груз, кирпич огнеупорный из магнезита. Указанный груз был доставлен в адрес ответчика в рамках договора № 120314 от 12.03.2014, заключенного между ООО «ПГ «Фосфорит» и ООО ТБ «СнабПромТехно».

Согласно п. 5.1. указанного договора условия, порядок и сроки поставки Товара указываются в Приложениях к настоящему Договору.

В соответствии с третьим абзацем Приложения № 1 к договору № 120314 от 12.03.2014 Условия поставки: ж/д транспортом до станции грузополучателя (Сала Октябрьской ЖД, код станции — 07340).

Учитывая специфику поставляемого товара, стороны предусмотрели в соответствии с п. 5.3. Договора № 120314 от 12.03.2014, что покупатель обязан разгрузить поступивший Товар в следующие сроки: при поставке ж.д. транспортом - в течение 3 суток с момента поступления на станцию назначения; при поставке автотранспортом - в течение 4 часов с момента доставки груза на территорию Заказчика, при условии доставки грузов в будние дни с 8-00 до 15-00, но более 24 часов доставке груза в выходные дни.

Таким образом, стороны договора поставки распределили ответственность между сторонами за пользование транспортными средствами, на которых осуществляется доставка грузов в адрес ответчика.

Исходя из условий вышеуказанного договора плата за пользование транспортными средствами вне зависимости от его принадлежности перевозчику, экспедитору или иному лицу под погрузо-разгрузочными операциями при поставке железнодорожным транспортом до 3-х суток - лежит на Поставщике (ООО ТБ «СнабПромТехно»), а свыше 3-х суток на ответчике. Отправление поставляемого товара в вагонах, принадлежащих перевозчику иностранного государства, находилось вне компетенции и не зависело от воли покупателя.

Согласно расчету исковых требований, указанному в исковом заявлении, простой вагонов под грузовыми операциями на станции Сала Окт. ж.д. составил период равный 3 суткам, что соответствует условиям заключенного договора между ответчиком и поставщиком.

На основании вышеизложенного ответчик  указал суду на то, что требования истца о взыскании штрафа за трое суток нахождения вагонов под грузовыми операциями предъявлены ненадлежащему ответчику.

Суд не считает возможным согласиться с доводами ответчика ввиду следующего.

Статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в виде штрафа.

Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43, предусмотрено, что расчет названных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.

Согласно представленным ответчиком железнодорожным накладным АУ531077, АУ531078, АУ531080, АУ531081, АУ531096, грузополучателем по данным отправкам выступало ООО «ПГ «Фосфорит». Ведомости подачи и уборки вагонов, имеющиеся в материалах дела, подписаны со стороны ответчика без возражений.

Таким образом, отношения ответчика с третьими лицами не относятся к предмету настоящего спора и не снимают с него ответственность за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах необщего пользования.

Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества принято Соглашение о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, согласно которому принято решение о совместном использовании грузовых вагонов между железнодорожными администрациями государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Грузия, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Эстонской Республики, Республики Узбекистан, Украины.

22.01.1992 принято Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (далее - Соглашение, от 22.01.1993), согласно статье 3 которого стороны договорились об осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом на основе совместного использования грузовых вагонов и контейнеров, являющихся собственностью государств-участников настоящего Соглашения.

12.03.1993 правительством государств-участников, на основании Соглашения от 22.01.1993, принято Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (далее - Соглашение от 12.03.1993), согласно которому определили применение технологии совместной эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров в межгосударственном сообщении.

Грузовые вагоны. принадлежащие железным дорогам-участницам Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики. Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики от 12.03.1993, являются вагонами .железных дорог, то есть вагонами общего парка (Тарифное соглашение железнодорожных администраций (железных дорог) государств-участников Содружества независимых государств от 17.02.1993, Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2013 фрахтовый год, согласованной в городе Баку 02.11.2012).

В свою очередь, в соответствии с пунктом 21 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (далее - Тарифное руководство №2), установлено, что правила применения ставок платы за пользование вагонами, установленные Тарифным руководством № 2, применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников Содружества (далее -СНГ). Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенным к перевозке по российским железным дорогам.

Исходя из утвержденного указанием МПС России от 04.04.1993 года № 17у соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами - участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям стран СНГ, имеют правовой статус вагонов перевозчика.

Арбитражный суд считает требования истца обоснованными по праву и по размеру и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промышленная группа «Фосфорит» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 69.200 руб. штрафа, а также 2.000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

На решение может быть подана апелляционная жалоба  в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                            Суворов М.Б.