ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-30366/20 от 30.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

03 июля 2020 года                                                              Дело № А56-30366/2020

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Варениковой А.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириковой Д.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Якорь»;

заинтересованное лицо: Комитет Градостроительной политики Ленинградской области;

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 09.01.2020),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Якорь» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Комитета Градостроительной политики Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Комитет) от 03.03.2020 года № 01-08-293/2020 об отказе в подготовке проекта межевания территории; об обязании Комитета в течение 3 дней с даты вступления в законную силу решения суда издать распоряжение о подготовке проекта межевания территории, включающей земельный участок с кадастровым номером 47:24:0101001:588, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, муниципальное образование <...> с заданием на выполнение инженерных изысканий в редакции ООО «Якорь».

Заявитель, извещенный о дате и времени судебного разбирательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства явку представителей в суд не обеспечил.

Принимая во внимание подготовленность дела к судебному разбирательству, в отсутствие возражений сторон, суд, руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представитель Комитета пояснил, что после обращения с заявлением в суд Общество представило в Комитет недостающие документы и Комитетом издано распоряжение о подготовке проекта межевания. Таким образом, Комитет полагает, что спор урегулирован.

Заслушав пояснения представителя Комитета, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:24:0101001:588, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Коммунарское городское поселение, <...>. На земельном участке общества располагается здание магазина с кадастровым номером 47:24:0101001:897. Непосредственно к земельному участку Общества примыкает небольшой земельный участок вытянутой неправильной (дугообразной) формы, площадью около 400 кв.м., государственная собственность на который не разграничена. Данный земельный участок с противоположной стороны ограничен существующей улично-дорожной сетью (дорога местного значения)

Заявитель полагает, что использовать данный земельный участок как отдельный невозможно, поскольку земельный участок неправильной (дугообразной) вытянутой формы, размером 1,5 метра на 195 метров, в связи с чем размещение на нем объектов недвижимости невозможно.

03.02.2020 заявитель обратился в Комитет с заявлением о принятии решения о подготовке проекта межевания территории, включающей земельный участок с кадастровым номером 47:24:0101001:588, с целью перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности. Одновременно с заявлением Общество представило в Комитет задание на выполнение инженерных изысканий, в пункте 5 которого было указано, что в рамках разрабатываемого проекта межевания территории заявителем будут проведены инженерно-геодезические изыскания. В обоснование проведения только инженерно-геодезических изысканий заявителем была представлена пояснительная записка с обоснованием отсутствия необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий.

Однако 03.03.2020 Комитет письмом № 01-08-293/2020 отказал Обществу в принятии решения о подготовке проекта межевания территории, включающей земельный участок с кадастровым номером 47:24:0101001:588 в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2019 № 227 (отсутствие документов, необходимых для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка, либо несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренным пунктом 2.3 настоящего Порядка). Комитет указал, что представленный проект задания на выполнение инженерных изысканий и пояснительная записка с обоснованием отсутствия необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий не могут быть рассмотрены в качестве необходимых документов.

Общество не согласилось с отказом Комитета и оспорило его в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков. Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.2 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 41.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что виды инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядок их выполнения, а также случаи, при которых требуется их выполнение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 31.03.2017 №402 «Об утверждении правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20» (далее - Постановление № 402).

Пунктом 2 постановления № 402 предусмотрено, что выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в следующих случаях:

а)           недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в
государственных информационных системах обеспечения градостроительной
деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и
государственном водном реестре;

б)          невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 постановления № 402 выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется для решения следующих задач:

а)           оценка природных условий территории, в отношении которой осуществляется подготовка документации по планировке территории, и факторов техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозирование их изменения в целях обеспечения рационального и безопасного использования указанной территории;

б)          определение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, уточнение их предельных параметров;

в)          обоснование проведения мероприятий по организации поверхностного стока вод, частичному или полному осушению территории и других подобных мероприятий и по инженерной защите и благоустройству территории.

При этом пунктом 4 постановления № 402 прямо предусмотрено, что достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (далее - инициатор), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до принятия решения о ее подготовке.

Таким образом, заявитель полагает, что из буквального толкования положений приведенных норм следует, что именно инициатор определяет достаточность материалов инженерных изысканий. Применительно к данному делу инициатором является заявитель.

Комитет, возражая на требования Общества, ссылается на то, что в качестве обоснования отсутствия необходимости выполнения инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-экологических изысканий Обществом указано на отсутствие планов по возведению на участке новых объектов капитального строительства, а также на отсутствие объектов капитального строительства, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

Однако Комитет полагает, что указанные доводы не могут рассматриваться в качестве обоснования отсутствия необходимости выполнения инженерно-геологических изысканий, инженерно-гидрометеорологических изысканий, инженерно-экологических изысканий.Выполнение только одного вида изысканий (инженерно-геодезических) допускается при достаточности имеющихся материалов и возможности использования результатов ранее выполненных остальных видов инженерных изысканий (инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических).

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что Комитет осуществляет полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области по принятию решений о подготовке проектов планировки территории, проектов межевания территории, проверке и утверждению документации по планировке территории в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 областного закона от 07.07.2014 №45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 №402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 № 20» достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (далее - инициатор), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до принятия решения о ее подготовке.

Лицо, принимающее решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждает задание на выполнение инженерных изысканий одновременно с принятием решения о подготовке документации по планировке территории.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2019 №227 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании решений органов местного самоуправления или органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (далее - Порядок).

В соответствии с п.п. 2.3 Порядка совместно с заявлением инициатор представляет в Комитет следующие документы:

а) проект задания на подготовку документации по планировке территории по форме, утверждаемой Комитетом;

б) проект задания на выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории по форме, утверждаемой Комитетом (в случае если необходимость выполнения инженерных изысканий предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 20»);

в) пояснительную записку с обоснованием отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий либо отдельных видов инженерных изысканий (в случае если в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года №402 "Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 20" необходимость выполнения инженерных изысканий либо отдельных видов инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории отсутствует).

В качестве приложения к заявлению ООО «Якорь» была представлена пояснительная записка с обоснованием отсутствия необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий.

Однако заявителем не принят во внимание тот факт, что органом, принимающим решение о разработке, и решение об утверждении документации по планировке территории со всей степенью ответственности принимаемых решений, является именно Комитет. Поэтому все решения относительно границ проектирования, достаточности инженерных изысканий и т.д. принимаются Комитетом, который несет ответственность за документацию, которую утверждает на основании исходных документов, в том числе границы проектирования и количество инженерных изысканий.

В отношении спорного участка инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре не содержалось, поскольку ранее выполнено не было. При этом, переформирование земельного участка создаст возможность возведения объектов недвижимости на вновь сформированных участках. С учетом изложенного, выводы заявителя о достаточности имеющихся сведений не соответствуют нормам материального права и для подготовки документации по планировке территории необходимо получение инженерных изысканий указанных в утвержденном задании.

Помимо изложенного следует отметить, что Комитетом на основании повторного обращения ООО «Якорь» от 22.04.2020 № 01-08-659/2020 издано распоряжение от 07.05.2020 № 174 «О подготовке проекта межевания территории, включающей земельный участок с кадастровым номером 47:24:0101001:588, расположенный по адресу: <...>». Соответственно, на момент рассмотрения дела конфликт урегулирован и со стороны Комитета отсутствует нарушение прав и законных интересов Общества.

С учетом изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                                                  Вареникова А.О.