Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 июля 2020 года Дело № А56-30678/2020
Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе
судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колотовской Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Лента»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 282,
при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.09.2018;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лента» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 282, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
В судебном заседании 15.07.2020 судом объявлен перерыв до 22.07.2020 время 11:50.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лиц.
В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Управлением в суд направлены материалы дела об административном правонарушении, отзыв.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
25.11.2019 Управлением, на основании распоряжения № 02-9КЗ от 21.11.2019, в отношении ООО «Лента» проведена контрольная закупка по фактическому адресу: <...>.
В рамках проведения контрольной закупки должностным лицом Управления приобретен лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия).
Как следует из ветеринарной справки № 2802891486 от 19.09.2019 09:13:20 МСК+2, указанная пищевая продукция поступает в ООО «Лента» в замороженном виде, затем Общество осуществляет ее дефростацию, согласно представленной ООО «Лента» технологической карте (рецептуре) № Р-15-00-154 от 15.01.2019.
Управление установило, что ООО «Лента» изменяет основные потребительские свойства (дефростация), изменяя условия хранения пищевой рыбной продукции, вид упаковки, т.е. вводит в обращение новый продукт, тем самым являясь его изготовителем, что подтверждается также информацией на маркировке приобретенной рыбной продукции (изготовитель: ООО «Лента», Россия, 625007, Тюменская обл., Тюмень г. Тобольский тракт, д. 101.). Также на маркировке имеется единый знак обращения продукции на рынке - ЕАС.
Вместе с тем, у ООО «Лента» на момент проведения контрольной закупки (25.11.2019) на данную рыбную продукцию отсутствовала декларация Таможенного союза, подтверждающая качество и безопасность реализуемого полуфабриката - П/ф Лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8.
Реализация продукции не соответствующей требованиям технических регламентов образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании выявленного правонарушения Управлением в отношении общества составлен протокол от 27.04.2020 № 02-185 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 18.03.2020 № 282 по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Управление, при вынесении протокола от 27.04.2020 № 02-185 об административном правонарушении, постановления от 18.03.2020 № 282 по делу об административном правонарушении, исходило из следующего.
Статьей 12 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и
безопасности пищевых продуктов» установлено, что предназначенные для реализации
пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению
соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» «Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия. маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза».
В силу пункта 1 статьи 21 TP ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
В соответствии с пунктом 87 TP ЕАЭС 040/2016. «Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности рыбы и рыбной продукции», подтверждение соответствия пищевой рыбной продукции проводится в форме декларирования соответствия по схеме 3д, 4д или 6д.
Согласно пункту 1статьи 23 TP ТС 021/2011, декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением: непереработанной пищевой продукции животного происхождения; специализированной пищевой продукции; уксуса.
В соответствии с пунктом 4 TP ЕАЭС 040/2016 (абз. 24), непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения - пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, не прошедшая переработку (обработку).
По переработкой (обработкой) понимается термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов (абз. 32 пункта 4 TP ЕАЭС 040/2016).
При этом, под охлажденной пищевой рыбной продукцией понимается - рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие и другие водные животные, а также водоросли и другие водные растения, подвергнутые процессу охлаждения, не достигая температуры замерзания тканевого сока, а также продукция из них, подвергнутая процессу охлаждения до температуры в толще продукта не выше 5 °С (абз. 25 пункта 4 TP ЕАЭС 040/2016), под мороженной пищевая рыбная продукция -рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие и другие водные животные, а также водоросли и другие водные растения, в том числе продукция из них, подвергнутые процессу замораживания до температуры в толще продукта не выше минус 18 «С (абз. 19 пункта 4 TP ЕАЭС 040/2016).
Из указанных положений следует, процесс охлаждения продуктов животного происхождения состоит в понижении их температуры, не достигая температуры замерзания тканевого сока, процесс замораживания - в понижении их температуры в толще продукта не выше минус 18 °С.
В рассматриваемом случае ООО «Лента» осуществляло производство полуфабрикатов из замороженного сырья лосося атлантического (что предполагает доведение продукта до определенной степени готовности, выполнение части установленных технологическим процессом операций) путем дефростации пищевой продукции, состоящей в повышении температуры в толще продукта до - 2 °С (в соответствии с представленной ООО «Лента» рецептурой № Р-15-00-154 от 15.01.2019), тем самым изменяя основные потребительские свойства продукции.
Общество в данном случае не осуществляло ни охлаждение, ни замораживание указанной продукции, а осуществляло другой технологический процесс - дефростацию. Кроме того, согласно информации, нанесенной на маркировке приобретенной продукции (П/ф Лосось атлантический потр с/г (потрошеный с головой) (из зам. сырья) вес 4-8 (Россия). Срок годн, 24 час. Изготовитель: ООО «Лента», Россия, 625007, Тюменская обл., Тюмень г.. Тобольский тракт, д. 101), Общество реализовывало потрошеную рыбную продукцию. В соответствии с положениями статьи 30 TP ЕАЭС 040/2016, потрошеной является рыба, у которой внутренности, икра, молоки и черная пленка удалены.
При этом, в представленных Обществом документах, сопровождающих указанную продукцию, отсутствуют сведения о том, что указанная продукция поступила в ООО «Лента» уже в потрошеном виде. Так, в ветеринарной справке №2802891486 от 19.09.2019 г. 09:13:20 МСК+2 указано, что она выдана на продукцию: лосось атлантический зам. 4-8 вес (сырье), в товарной накладной № СК00037010 от 23.07.2019 г., содержатся следующие характеристика поставленной в ООО «Лента» продукции: лосось атлантический (семга) с/м (свежемороженый) 4/5 PREMIUM.
Как указывает Управление, приобретенная в ходе контрольной закупки продукция - П/ф Лосось атлантический потр с/г (из зам. сырья) вес 4-8, изготовленная и реализуемая ООО «Лента» не является непереработанной пищевой рыбной продукцией, а соответственно, оценка (подтверждение) соответствия указанной пищевой рыбной продукции должна проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции, а не в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.
Вместе с тем, Управлением не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статьи 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46,20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот рублей.
Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1,1,1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Таким образом, объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Управлением установлено, что Обществом реализовывался П/ф Лосось атлантический потр с/г (из зам.сыря) вес 4-8) без декларации о соответствии, что является нарушением Технического Регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статей 11,15 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Однако, в соответствии с пунктом 81 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (TP ЕАЭС 040/2016) оценка соответствия непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, живой рыбы и живых водных беспозвоночных проводится в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.
В соответствии с пунктом 4 TP ЕАЭС 040/2016 непереработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения - это пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, не прошедшая переработку (обработку), а под переработкой (обработкой) понимается термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Таким образом, пищевая продукция, приобретенная в ходе контрольной закупки, а именно Лосось атлантический потр с/г подлежит оценке соответствия в форме ветеринарно-санитарной экспертизы и сопровождается ветеринарным сертификатом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность, и товаросопроводительной документацией, поскольку указанная рыбная продукция не подвергалась термической обработке, копчению, консервированию, созреванию, посолу, сушке, маринованию, концентрированию, экстракции., экструзии или сочетанию этих процессов.
Дефростация не упомянута в пункте 4 TP ЕАЭС 040/2016. Соответственно, данный процесс не влияет на отнесение указанной выше продукции к пищевой рыбной продукции животного происхождения, а, соответственно, и не меняет способ подтверждения соответствия продукции.
Документы, подтверждающие проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, а равно и товаросопроводительная документация предоставлены Обществом в ходе проведения контрольного мероприятия в полном объеме, в том числе ветеринарная справка № 2802891486 от 19.09.2019.
Также Обществом в материалы дела представлена Декларация о соответствии ЕАЭС №RU Д-RU.АБ69.В.07303 на кулинарные полуфабрикаты из пищевой рыбной продукции с добавлением и без добавления маринадных заливок, в том числе лосось (атлантический, дальневосточный).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Управления от 18.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 282 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 18.03.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 282, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лента».
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня принятия.
Судья Грачева И.В.